Сущность, виды и механизм предоставления государственной социальной помощи в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 07:16, реферат

Описание работы

Нормативно-правовые акты, которые создают правовую основу социальных прав разнообразны. Они выступают, как в качестве законов так в качестве подзаконных актов. Так же законы различны по своей юридической силе они делятся на Федерально конституционные законы, Федеральные законы, Законы Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации. Подзаконные акты тоже различны это прежде всего указы президенты, постановления правительства и другии.

Работа содержит 1 файл

социальные права.doc

— 54.00 Кб (Скачать)
 

   Правовую основу социальных прав составляет множество различных нормативно-правовых актов, которые призваны, как непосредственно регулировать данные отношения, так и косвенно.

   Нормативно-правовые акты, которые создают правовую основу социальных прав разнообразны. Они выступают, как в качестве законов так в качестве подзаконных актов. Так же законы различны по своей юридической силе они делятся на Федерально конституционные законы, Федеральные законы, Законы Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации. Подзаконные акты тоже различны это прежде всего указы президенты, постановления правительства и другии.

   Социальная  защита населения по определению  Е.И. Холостовой – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований.

   Основные  принципы социальной защиты: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность обеспечения прав и свобод личности, принцип субсидиарности (распределения социальной помощи в зависимости от нуждаемости, но с учетом того, что размеры страховых взносов и выплат определяются страхователями и страховщиками самостоятельно и что устанавливаются границы доходов, с которых страхователи обязаны платить взносы).

   Важнейший принцип социальной защиты как специфического вида управленческой деятельности, — это всеобщность, т.е. социальная защита, гарантируется всем тем, кто попадает в ситуации риска с неблагоприятным исходом.

   Правовую основу социальных прав составляет множество различных нормативно-правовых актов, которые призваны, как непосредственно регулировать данные отношения, так и косвенно.

   Конституция является важнейшим нормативно-правовым актом создающая правовой каркас социальных и иных прав. Действующая конституция России закрепляет, что Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

   Так же она устанавливает, что охраняются труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

   Из  выше изложенного можно сделать вывод, что нормативно-правовые акты, которые создают правовую основу социальных прав разнообразны и их большое количество. Они выступают, как в качестве законов так в качестве подзаконных актов. Так же законы различны по своей юридической силе они делятся на Федерально конституционные законы, Федеральные законы, Законы Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации. Подзаконные акты тоже различны это прежде всего указы президенты, постановления правительства и другии. Конституция является важнейшим нормативно-правовым актом создающая правовой каркас социальных и иных прав. В регулировании социальных прав нет такого кодифицированного правового акта который регулировал бы большинство социальных институтов, как есть в гражданском и уголовном и других отраслях права. Некоторые отношения регулируются сразу несколькими нормативно правовыми актами, что создаёт запутанность к примеру отношения пенсионного обеспечения регулируюся ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" было бы проще ориентироваться в законодательстве, и было бы логичнее если данный институт регулировался одним правовым актом, не отсылал к другим. Кроме того, что бы  создать хорошую правовую базу в, которой не было бы пробелов, размытости, неопределённости, противоречий, коллизий необходим создании такого механизма, который  бы смог эффективно реализовать даны положения.  Что бы они оставались не только актах государственных органов, должностных лиц а притворялись в жизнь общества.

   Таким образом, совершенствование системы  социальной защиты и социальной помощи населению является сейчас не только благими намерениями, но и насущной необходимостью.

   Можно сделать вывод, что от деятельности механизма социальной защиты населения зависит эффективность всей системы социальной защиты населения. Система органов социальной защиты многоуровневая она делится на: федеральный уровень, региональный, местный, трудовой коллектив, негосударственные (благотворительные) общественные организации. Так же существует деление органов по ветвям власти на законодательные и исполнительные. Для повышения эффективности деятельности механизма социальной защиты населения необходимо:

   1 улучшение порядка взаимодействия  в области социальной политики  между федеральными органами  исполнительной власти, региональных  органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями различных форм собственности;

   2 повышение ответственности всех  органов власти за ее реализацию;

   3 развитие негосударственного сектора  в социальной защите населения;

   4 совершенствование кадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышение социальной защищенности социальных работников;

   5 организация лицензирования деятельности  негосударственных структур, физических  лиц и государственных служб,  занимающихся оказанием социальных услуг населению;

   6 обеспечение максимальной реализации  принятых федеральных и областных  программ социальной защиты населения,  а также повышение минимального  размера оплаты труда, максимальное  приближение его к величине  прожиточного минимума трудоспособного человека. 

   Сущность, виды и механизм предоставления государственной  социальной помощи в  Российской Федерации 

   Определяющее  значение в поддержке малообеспеченных категорий населения имеет государственная  экономическая и социальная политика. Если раньше регулирование уровня жизни населения осуществлялось централизованно, то сейчас данную проблему решают новыми методами. Главными из них являются индексация и компенсация. Индексация – механизм автоматической корректировки доходов. Обычно индексация осуществляется двумя способами: путем увеличения доходов на определенный процент через определенное время или путем корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент. Выплаты по индексации проводятся в основном за счет средств государственного и местного бюджетов. Индексируются все виды денежных доходов граждан, а именно заработная плата, пенсия, стипендия, другие виды социальных выплат, за исключением единовременных.

   Помимо  индексации существует Федеральный  закон «О государственной социальной помощи», который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам [1.2.].

   Государственная социальная помощь - система мер  по оказанию действительно нуждающимся  лицам (малоимущим семьям и отдельным  малоимущим гражданам) помощи в виде денежных выплат, натуральной, гуманитарной помощи, а так же в виде услуг  и льгот, для преодоления или смягчения жизненных трудностей, для поддержания их социального статуса и полной жизнедеятельности, а также адресного и рационального использования бюджетных средств.

   Критериями  предоставления социальной помощи могут  быть: совокупный семейный или среднедушевой доход ниже суммы установленного на региональном уровне прожиточных минимумов всех членов семьи по социально-демографическим группам, или соответствующей величины регионального прожиточного минимума (ниже уровня минимально заработной платы, минимальной пенсии и др.); отсутствие средств к существованию; одиночество и неспособность к самообслуживанию; материальный ущерб или физические повреждения вследствие стихийных бедствий, катастроф, межнациональных конфликтов, а также в результате исполнения служебных обязанностей.

   Размер  социальной помощи – предел разницы  между суммой величин прожиточных  минимумов и общим доходом  членов семьи или одиноко проживающих  граждан. Назначается решением органом  социальной защиты по месту жительства на основании личного заявления, либо от имени семьи, или опекуна. В заявлении указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащих ему (его семье) имуществе на праве собственности.

   Круг  лиц, нуждающихся в социальной помощи, может быть расширен по усмотрению местных органов власти, с учетом демографических, социально-экономических, природно-климатических и других особенностей региона.

   Государственная социальная помощь оказывается в  целях: поддержания уровня жизни  малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения [1.2., ст. 3].

   Российской  Федерации в свою очередь в  области оказания государственной социальной помощи вправе: принимать федеральные законы и иные нормативны правовые акты Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи; разрабатывать и реализовывать федеральные программы оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг; устанавливать виды государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации [1.2., ст. 4].

   Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг  имеют следующие граждане: инвалиды войны; участники Великой Отечественной  войны; военнослужащие, проходившие  военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; инвалиды; дети-инвалиды [1.2., ст. 6.1].

   В состав предоставляемого гражданам  набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно [1.2., ст. 6.2].

   Учет  права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина от даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.

   Периодом  предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей  главой является календарный год. В  случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг периодом предоставления ему социальных услуг является период от даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

Информация о работе Сущность, виды и механизм предоставления государственной социальной помощи в Российской Федерации