Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 19:23, реферат
Социальная защита, как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы в международном контексте, обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи.
1. Сущность социальной защиты населения………………………………2
2. Элементы социальной защиты населения………………………………7
3. Принципы и функции социальной защиты населения……………….12
4. Организационно-правовые формы социальной защиты населения…22
5. Список используемой литературы……………………………………..26
На основе комплексного подхода
удается увязать решение
Огромное значение имеет
принцип превентивных мер по социальной
защите, который означает, что следует
предупреждать причины
Предупреждение социальных рисков осуществляется посредством:
- помощи в нахождении работы пенсионеру, инвалиду;
- развития надомного труда;
- поддержки негосударственных
систем социального
- формирования частного
сектора на основе
- развития различных форм
участия населения в
- сочетания платных и
бесплатных услуг, что
- поддержания величины
денежных доходов на уровне
не ниже прожиточного минимума,
что обеспечивается сочетанием
различных форм социальной
В этой связи представляется важным, чтобы каждое решение по социальной защите населения, каждый проект проходили экспертизу и оценивались с точки зрения возможности социально защитить людей в процессе будущей реализации, с позиций противодействия развитию негативных социальных явлений.
Важнейший принцип социальной защиты – ее адресность, то есть осуществление комплекса мер по поддержке достойных условий существования конкретно нуждающихся людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответствии с установленными критериями.
Следует отметить, что в современных условиях предоставление средств существования старым, больным людям, а также людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, пока не всегда является адресным и справедливым: пособия нередко выплачиваются не тем, кому они должны выделяться в первую очередь; назначаемые пенсии не в полной мере учитывают трудовой стаж граждан, узок перечень социальных услуг и другое.
Адресность социальной защиты, основанная на научных методах и расчетах и учитывающая индивидуальную трудную жизненную ситуацию конкретного человека является средством обеспечения социальной справедливости и фактором активизации его внутреннего потенциала. Благодаря принципу адресно удается достичь главное – помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поощрить и поддержать их социальную инициативу и активность, их стремление самостоятельно разрешать возникшие проблемы.
В условиях ухудшения экономического положения возникла потребность в критериях оценки нуждаемости в материальной помощи и механизмах, обеспечивающих адресность.
Наиболее оптимальными критериями предоставления адресной социальной помощи являются:
- размер совокупного семейного
или среднедушевого дохода –
он должен быть ниже суммы
установленных на региональном
уровне прожиточных минимумов
всех членов семьи по
- отсутствие средств к существованию;
- одиночество и неспособность к самообслуживанию;
- материальный ущерб или
физические повреждения (
На основании таких критериев по территориальному принципу создается банк данных о нуждающихся в адресной помощи и оказывается помощь. Критерии базируются на социальных нормативах, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других данных, характеризующих условия жизнедеятельности человека.
Адресная помощь должна предоставляться прежде всего следующим группам населения:
- инвалидам 1-й и 2-й групп;
- одиноким пенсионерам
и одиноким супружеским парам,
не способным к
-престарелым гражданам в возрасте 80 лет и старше;
- детям-сиротам, выпускникам
детских домов, школ-
- семьям, воспитывающим детей
дошкольного возраста и детей-
- многодетным и неполным семьям;
- семьям безработного;
- лицам, попавшим в
экстремальные ситуации (беженцам,
бомжам, вынужденным переселенцам,
лицам, пострадавшим в
- лицам, которые не
могут получить трудовой доход
в достаточном размере по
- лицам, которые не
имеют родственников,
Круг лиц, нуждающихся
в социальной помощи, может быть
расширен по усмотрению местных органов
власти с учетом демографических, социально-экономических,
природно-климатических и
Материальное положение
названных категорий
Адресность социальной защиты позволяет полнее использовать ресурсы социума для оказания помощи человеку, учитывая, что именно в социуме проявляется вся совокупность условий и факторов, окружающих человека, составляющих поле его жизнедеятельности и влияющих на его социальное самочувствие, образ жизни.
Принцип адаптивности
системы социальной защиты
Принципом социальной защиты является ее многосубъектность. Важнейший субъект социальной защиты населения – государство. Оно разрабатывает и осуществляет социальную политику в области социальной защиты, стремится сделать ее сильной и эффективной, учитывает региональные факторы при ее проведении. Реализуя свои важнейшие функции – целеполагания и организационного воздействия на социальные процессы в обществе, эффективного регулирования и контроля социальной сферы, - государство обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает социально гарантированные условия для жизнедеятельности людей, поддерживает оптимальные отношения между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величиной прожиточного минимума, создает условия для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры, решения жилищных проблем. Государство влияет на функционирование системы социальной защиты населения, утверждая государственный бюджет, а также бюджеты других находящихся в государственной собственности источников финансирования (в России к ним относятся внебюджетные социальные фонды – пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и занятости).
Путем корректировки доходных или расходных статей проектов бюджета законодательные органы создают основу финансового обеспечения проектов социальной защиты (например, устанавливая заработную плату занятых на бюджетных предприятиях и в организациях, социальные пособия, трудовые и иные виды пенсий и другие). Органы законодательной власти конкретизируют порядок социальных выплат, подготавливают нормативные документы, регулирующие деятельность структур, аккумулирующих и использующих средства, предназначенные для социальной защиты граждан, и другие.
Государство обеспечивает правовую основу социальной защиты, формирует и организует работу общественных фондов, использует их возможности для помощи социально незащищенным слоям населения.
Вместе с тем нельзя
не учитывать и опыт экономически
развитых стран, свидетельствующий
о том, что параметры государственного
регулирования проблем
Разработка комплексных
планов социальной защиты; проведение
ее единых принципов; обеспечение справедливой
оплаты труда с учетом гарантированного
минимума; создание дополнительных рабочих
мест за счет увеличения сменности, развития
подсобных хозяйств; организация
процессов переквалификации персонала
и овладение новыми профессиональными
функциями, отражающими потребности
рыночной экономики; формирование фондов
на случай чрезвычайных обстоятельств;
обеспечение гласности
Эффективным элементом их
воздействия на решение вопросов
социальной защиты населения являются
коллективные договоры, которые в
условиях рыночных отношений становятся
основным документом хозяйствования.
Реализуя социально защитные функции,
профсоюзы обеспечивают необходимые
производственные и социальные условия
для жизнедеятельности членов коллектива
их социальной защиты. Практика социального
партнерства государства с
Субъектом социальной защиты населения являются также общественные объединения, обеспечивающие общественную поддержку и заинтересованное участие миллионов граждан в создании и функционировании современной модели социальной защиты.
Потенциал общественных объединений огромен. По оценкам экспертов, в стране функционирует свыше 40 000 зарегистрированных и незарегистрированных общественных объединений; 49 % общественных организаций осуществляют свою деятельность в социальной сфере, 37 % являются общественно-гражданскими объединениями, 11 % - общественно-политическими, 15 % - производственными.1
Деятельность многих из них направлена на оказание помощи и поддержки конкретным категориям граждан, разработку и реализацию целевых социальных программ и формирование источников финансирования, вовлечение в процесс оказания помощи посредством развития добровольческого движения.
Отмечая особую роль в социальной
защите населения профсоюзов и других
общественных организаций, следует
отметить, что их возможности влиять
на социальную защиту ограничены: они
не располагают значимыми