Сущность опроса как метода сбора социологической информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 10:57, реферат

Описание работы

Возрастание интереса к социологическим исследованиям является одной из характеристик особенностей современного развития белорусского общества. При проведении таких исследований социологи используют различные методы: наблюдение, опросы (анкетирование и интервьюирование), анализ документов и др. Интенсивное развитие прикладных социологических исследований на протяжении последнего десятилетия привело к выдвижению массового (анкетного) опроса на приоритетное место в качестве наиболее распространенного и популярного метода сбора первичной социологической информации. Как показывает анализ публикаций, содержащих результаты эмпирических социологических исследований, проведенных в Беларуси, России, Украине, свыше 70% из них содержат данные, полученные методом опроса.

Работа содержит 1 файл

соц. опрос и методы наблюдения.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Основной процедурой опроса является анкетирование. По числу опрашиваемых различаются групповое и индивидуальное анкетировании Чаще всего применяется групповая его разновидность.

Групповое анкетирование - это метод  единовременного письменного опроса группы опрашиваемых, собранных в  определенное время и в определенном месте (аудитория), и осуществляемый в соответствии с требованиями выборочной процедуры

Непосредственное руководство  групповым опросом осуществляет профессиональный социолог. Наиболее удачно проходят, как свидетельствует  опыт, групповые опросы при численности аудитории 10 - 20 человек. Если группа возрастает до 25 - 30 человек, то руководителю желательно иметь ассистентов.

Групповые анкетные опросы, в том  случае, когда они хорошо подготовлены и организованы, проводятся на высоком  профессиональном уровне, - вполне надежное, эффективно действующее и незаменимое средство изучения общественного мнения, жизненных позиций людей, мотивации их поведения и высказываемых ими оценок, их отношения к различным сферам общественной жизни, протекающим в них социальным явлениям, процессам и событиям.

При проведении индивидуального анкетирования  социолог либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата ее при повторной встрече, либо, объяснив цели опроса и правила заполнения опросного листа, дожидается, когда  респондент завершит эту процедуру и вернет анкету.

В зависимости от характера и  способа объединения опрашиваемых в группы существует несколько вариантов  опросов.

Раздаточный тип опроса, когда анкета раздается респондентам для индивидуального  заполнения каждым из них.

Довольно распространенным является почтовый опрос, при котором анкета по предварительному согласию высылается потенциальным респондентам и получается исследователем посредством почты.

Телефонные опросы, осуществляемые посредством телефонной связи с  респондентами, получили достаточно широкое распространение в последнее время. Основой выборки для такого опроса обычно служат телефонные справочники, в которых в алфавитном порядке перечислены все абоненты квартирных номеров телефонов.

Прессовые опросы - осуществляются посредством публикации анкеты в прессе с одновременной просьбой, адресованной читателям, ответить на публикуемые вопросы.

Социометрический опрос - специфический  метод опроса, применяемый при  изучении непосредственных контактов  и межличностных отношений в малых социальных группах.

По уровню компетентности опрашиваемых лиц выделяют два вида опросов:

1. Массовый опрос - это способ  изучения мнений различных групп  населения, не являющихся специалистами  по исследуемой проблеме, о различных  сферах общественной жизни, происходящих в них явлениях, процессах, событиях.

2. Экспертный опрос - способ исследования, при котором опрашиваются специалисты  по изучаемой проблеме. Специфика  его состоит в том, что в  отличие от массового, он не  анонимен, так как ориентирован на активное сотрудничество исследователя и опрашиваемого в выяснении сущности поставленной проблемы.

 

3. Интервьюрование и его основные  типы

Одним из основных видов опроса, наряду с анкетированием, является интервьюирование.

Интервьюирование - это такой способ опроса, в котором получение интересующей исследователя информации осуществляется путем непосредственного социально-психологического взаимодействия (беседы) социолога с респондентом в соответствии с поставленной целью.

В отличие от анкетного опроса, где достоверность информации зависит в основном от составленного вопросника, в процессе интервьюирования она определяется эффективностью взаимодействия интервьюера и опрашиваемого. Сфера применения интервьюирования чрезвычайно широка и разнообразна: оно используется в журналистике, статистике, социологии, психологии, педагогике, экологии, криминологии, менеджменте и т.п. Специфика социологического интервьюирования состоит в том, что его целью является получение информации об особенностях социальных явлений и процессов, о действующих в обществе социальных общностях.

Процедура социологического интервьюирования включает в себя: 1) выбор объекта (т.е. лица, с которым следует проводить  интервью); 2) определение места и  времени интервью, 3) фиксацию ответов  опрашиваемых; 4) окончательное оформление материалов и их теоретическое обобщение.

Место проведения интервью может быть самым различным: служебное помещение, квартира, нейтральное помещение (гостиница, ресторан и др.), улица, сквер и  т.п. Выбор его определяется спецификой предмета исследования. Если же проводится групповое интервью (возможно и такое), то отвечающих на вопросы желательно разместить так, чтобы они не мешали друг другу, а возможный обмен мнениями между ними пресекать вежливо, но твердо, неизменно подчеркивая: "Мне нужно знать мнение каждого из Вас, а не общее Ваше мнение".

По стратегии и технике проведения интервьюирование подразделяется на: свободное, стандартизированное (формализованное) и полустандартизированное.

Свободное (нестандартизированное) интервью - это длительная, иногда до 2-3 часов  беседа интервьюера с ответственными работниками системы государственного и местного управления, известными деятелями науки, культуры, образования, бизнеса, религии, политики, которая проводится по общей программе исследования без строгой легализации вопросов.

Стандартизированное (формализованное) интервью особенно часто применяется и достигает намеченного эффекта, когда проводится опрос значительной совокупности людей, достигающей нескольких сотен или тысяч, а содержательная структура исследования четко определена и адаптирована к уровню массового, обыденного сознания опрашиваемых в форме определенных блоков закрытых вопросов, сопровождаемых определенными подсказками ответов.

Полустандартизированное интервью - сочетает особенности как формализованного, так и неформализованного интервью при интервьюировании специалистов-экспертов по изучаемой проблеме.

По процедуре проведения интервью подразделяются на 1) индивидуальные, 2) групповые; 3) панельные. 4) клинические; 5) фокусированные.

Индивидуальное интервью - осуществляется интервьюером в его индивидуальной беседе "с глазу на глаз" с опрашиваемым лицом.

Групповое интервью - такой способ получения информации, когда интервьюер общается с целой группой опрашиваемых, но выслушивает их ответы на поставленные вопросы от каждого поочередно, индивидуально.

Панельные интервью представляют собой  процесс неоднократного, повторного интервьюирования одних и тех  же опрашиваемых по одним и тем  же вопросам через определенные промежутки времени - через полгода, год, три  года и т.д. Целью такого способа интервьюирования является проверка изменений мнений, позиций, оценочных суждений, ценностных ориентации обследуемых лиц по исследуемой проблеме.

Глубинные (клинические) интервью - это  интервью, ориентированные на получение  глубинной информации, насыщенной большим объемом содержания, как о социальных событиях и действиях людей, включая и опрашиваемых, так и о внутренних побуждениях, склонностях, мотивах поступков и оценок, высказываемых интервьюируемыми.

Фокусированные интервью - это сбор информации по сугубо конкретному вопросу, чаше всего применяемый при изучении масштабов и степени влияния средств массовой информации (телевидения, радио, прессы) на опрашиваемых.

По типу опрашиваемых интервью бывают: 1) с ответственным или очень  известным лицом; 2) с экспертом; 3) с рядовым респондентом.

Важное значение в процессе интервьюирования имеет фиксирование ответов опрашиваемых. Существует несколько основных способов такого фиксирования:

. запись во время беседы, в  том числе и дословная, с  применением стенографии;

. запись по памяти, когда ответы  регистрируются после проведения  интервью (чаше всего применяются  при проведении свободных интервью);

. электронно - механическая звукозапись  с применением магнитофона, аудио  - и видеосредств. Каждый из этих  способов имеет свои достоинства и недостатки и каждый должен применяться при определенных обстоятельствах. В частности, далеко не всякий интервьюируемой соглашается вести беседу при включенном магнитофоне.

Кодирование результатов интервьюирования - занятие более сложное и трудоемкое, но столь же необходимое для обработки полученных результатов с помощью компьютера.

Интервьюирование очень часто  применяется в едином процессе социологического исследования вместе с анкетированием.

Именно два эти метода дают подавляющее большинство новой эмпирической информации, которой располагает социология. Да и структурные элементы применения одного и другого способов опроса почти одинаковы.

 

4. Основные этапы проведения  массового опроса

У истоков применения анкетирования  и интервьюирования находится вполне определенная социальная потребность, которая может оформиться в виде заказа социологическому исследовательскому центру со стороны определенного органа управления, предприятия, фирмы, банка, учреждения образования и культуры, здравоохранения и т.п. "Эта потребность может воплотиться в явном или неявном виде в научном интересе, а также в экономической (финансовой) заинтересованности социолога или группы социологов в получении новой эмпирической информации по новой, только что возникшей или уже существовавшей ранее проблеме. Вот тогда-то и формируется первый этап развертывания прикладного социологического исследования - разработка заказа. Цель данного этапа - определение объекта и предмета, теоретических и прикладных задач исследования, уточнение характера и объема информации, необходимой для выполнения полученного заказа, установление уровня надежности данных, сроков проведения отдельных операций и основных этапов исследования.

Второй этап - разработка программы  исследования, главными компонентами которой являются четкое определение предметной области исследования (его научной проблемы), уточнение направленности, характера и способов осуществления исследовательских задач. Это - наиболее сложная, творческая, преимущественно теоретическая часть работы исследовательского коллектива, которую обычно выполняют наиболее квалифицированные, компетентные и опытные социологи.

Третий этап - разработка инструментария исследования (анкет, опросных листов, бланков интервью, памяток интервьюерам и т.п.).

Четвертый этап - конструирование  выборки социологического исследования. В него входят: сбор статистических данных о генеральной совокупности, т.е. о всем множестве социальных объектов, являющихся предметом изучения (население страны, его демографическая или этническая группа - женщины, беженцы и т.п.), построение выборочной модели, подготовка необходимой документации.

Пятый этап - тиражирование инструментария исследования.

Шестой этап - проведение пилотажного  исследования и корректировка на его основе (если потребуется) подготовленной документации.

Седьмой этап - сбор первичной социологической  информации методом анкетирования  и (или) интервьюирования.

Восьмой этап - компьютерная обработка  данных, полученных в процессе анкетирования  и интервьюирования.

Девятый этап - логический анализ, обобщение и теоретическое осмысление результатов исследования, формулирование основных выводов и практических рекомендаций.

Десятый этап - подготовка отчета о  результатах исследования и предоставление отчета заказчику.

Одиннадцатый этап - консервация материалов исследования (включение их в машинный или распечатанный архив данных для использования в дальнейших исследованиях, особенно мониторинговых и лонгитюдных), публикация итогов и основных выводов исследования в прессе, т.е. доведение их до массовой аудитории.

 

5. Особенности применения опроса  в оперативных целях

Опрос граждан -- беседа с гражданами, которым могут быть известны факты, обстоятельства, значимые для выполнения поставленной перед оперативным  сотрудником задачи. Это могут быть сведения о преступлениях, лицах, его совершивших, следах преступной деятельности и т.п.

Области применения опроса:

1. изучение социально-психологических  характеристик кандидатов на  работу в органы КГБ;

2. оценка морально-психологического  климата в коллективе подразделения;

3. анализ качества проводимых  организационных и воспитательных  мероприятий;

4. выявление знаний-мнений, суждений  о прошлых, настоящих и будущих  событиях;

5. выяснение интересов, взглядов, установок, ценностных ориентации, мотивов поведения людей;

6. изучение различных видов деятельности  и т.д.

Данное мероприятие носит поисковый, разведывательный характер и направлено на обнаружение скрытой или скрываемой информации, имеющей значение для  решения поставленных перед оперативным  сотрудником задач.

В зависимости от конкретной ситуации, опросы могут быть предварительно подготовленными  или неподготовленными.

В первом случае тщательно изучается  личность человека, с которым предстоит  вступить в общение, его интересы, отношение к исследуемому событию, сильные и слабые стороны и т.п. Получение информации об этих обстоятельствах может быть гласным или негласным путем. Используя первый путь, нередко изучают служебные характеристики, записи в трудовой книжке, истории болезни, приговоры по предыдущим судимостям, личные дела лиц, находившихся в местах лишения свободы, и т.п.

Второй путь позволяет перепроверить  полученные легальными методами данные с помощью наблюдения, прослушивания  телефонных переговоров и т.п.

Опрос граждан допускается только при их добровольном согласии на беседу. При этом оперативный сотрудник может проводить опрос лично, непосредственно, либо поручать его проведение другому должностному лицу, действующему по поручению указанного сотрудника. При этом по просьбе опрашиваемого лица сотрудник оперативного подразделения обязан обеспечить конфиденциальность опроса. Однако в ходе такой беседы не исключается и использование правил конспирации в интересах получения информации от указанных лиц, располагающих сведениями, необходимыми для решения задач оперативно-розыскной деятельности, однако не желающих предоставить ее сотруднику оперативного подразделения.

Информация о работе Сущность опроса как метода сбора социологической информации