Сущность и содержание социального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:12, реферат

Описание работы

Между тем и в науке, и в учебном процессе очевидна настоятельная потребность в анализе социального управления как особого вида управленческой деятельности, объектом которой выступают взаимодействия различных социальных общностей (территориальных, демографических, образовательных, культурных и др.). Эта потребность вызвана реальными проблемами общественной жизни, требующими теоретического и эмпирического социологического анализа и практического решения.

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 44.10 Кб (Скачать)

Введение

 

В последние годы не ощущается  недостатка в литературе по проблемам управления и менеджмента (в том числе социального), причем как отечественной, так и в особенности переводной зарубежной. В этих работах поднимаются проблемы сущности управленческой деятельности и менеджмента, их функций, специфики управления персоналом в современных условиях, лидерства и др. Большинство из них написано экономистами и исследователями в области менеджмента организации. Вместе с тем на всех уровнях системы управления остается множество проблем, требующих изучения в рамках социологической науки. Однако работ в области именно социологии управления явно не достаточно. В тех же публикациях, авторы которых претендуют на социологическое исследование управления, оно чаще всего рассматривается под углом зрения либо теории управления, либо социального менеджмента.

Между тем и в науке, и в учебном процессе очевидна настоятельная потребность в анализе социального управления как особого вида управленческой деятельности, объектом которой выступают взаимодействия различных социальных общностей (территориальных, демографических, образовательных, культурных и др.). Эта потребность вызвана реальными проблемами общественной жизни, требующими теоретического и эмпирического социологического анализа и практического решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и содержание социального управления

Социальное управление рассматривается  как процесс воздействия на социальные процессы для достижения определенных целей, а также как сфера деятельности людей. Необходимость социального управления обусловлена разделением труда и потребностью его кооперации.

Ключевым понятием управления является воздействие. В социальных системах оно представляет собой  воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние. Отсюда следует, что основным элементом  управления является целеполагание. Последние  представляет собой «…процесс обоснования  и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции, услугах, качестве социальных связей, исходя из реальных возможностей их наиболее полного  удовлетворения».

В непосредственной связи  с целеполаганием находятся система  стимулирования, мотивация к деятельности.

Сейчас становится необходимым  включать в современное социальное управление творчески одаренных людей, которые благодаря своему интеллекту и творческому потенциалу, способны создать условия для выполнения главной цели общества – повышение качества жизни его граждан. Поэтому в управление является главным не только  достижение целей, но и   поддержание целостности любой сложной социальной системы,   и побуждение ее к саморазвитию.

В процессе управленческой деятельности появляется управленческое воздействие. В свою очередь управленческая деятельность представляет собой «…совокупность выработанных историческим опытом, научным  познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств целесообразных поступков и действий человека в  сфере управления».          

В процессе реализации управленческой деятельности и функций управления складывается система управления. Она  состоит из объекта и субъекта управления, их взаимоотношений, внутренних и внешних связей социальной системы, интересов, потребностей, ценностей в ее подструктурах, а также из  различных органов управления.

Содержание в социальных системах управления  определяет целеполагание. Оно связано с прогнозированием и моделированием социальных систем. Итогом деятельности системы социального управления является принятие и воплощение в жизнь управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды социального управления

Как мы знаем, управление заключается  в оказании определенного воздействия  на людей, заставляющего их действовать  во имя общих интересов. Это воздействие  может иметь различный характер. В связи с этим можно говорить о различных видах управления.

Выше уже говорилось о сознательном и бессознательном (неосознаваемом, автоматическом) характере управления. Последний характерен для того периода  социальной истории, когда человек  был еще недостаточно разумен, чтобы  осознавать собственное «я».

Воздействие на людей может иметь  легитимный и нелегитимный характер, в связи с этим можно говорить о легитимном и нелегитимном управлении. Легитимное управление осуществляется легитимными органами власти, например, президентом, правительством. Нелегитимное управление осуществляется нелегитимной властью, например, неформальным лидером. Нелегитимное управление мы отождествляем  с самоуправлением.

Социальное управление имеет множественные  применения. Оно используется для: обеспечения  устойчивого развития социальных организаций (включая общество), выпуска определенной продукции, получения высокой прибыли, предотвращения или ликвидация социальных конфликтов, повышения уровня жизни  людей, снижения заболеваемости и смертности населения, решения глобальных проблем  человечества. Несмотря на разнообразие применений, можно условно выделить два основных направления: как средство выживания социальных организаций  и как средство решения сложных  социальных проблем.

Социальное управление предполагает властное воздействие на некоторый  социальный объект, называемый объектом управления. При этом границы этого  объекта не всегда очевидны. Во многих случаях их определение требует  проведения специальных научных  исследований. Например, если речь идет об управлении фирмой, то вопросов о  границах объекта управления не возникает, если же, например, требуется управлять  конфликтами или другими социальными  процессами, то без предварительного исследования здесь не обойтись.

Поэтому можно различать управление в зависимости от ясности границ его объекта управления, а именно, два вида управления: управление социальными  объектами с четкими границами  и управление с нечеткими границами  объектов управления.

В зависимости от типов социальных сфер, охватываемых управлением, оно  подразделяется на политическое, экономическое, военное и др.

В зависимости от уровня управления оно подразделяется на государственное, территориальное, муниципальное, управление предприятий (учреждений).

В зависимости от продолжительности  воздействия на социальный объект управление может быть оперативным и стратегическим.

В зависимости характера воздействия  на социальный объект управление может  быть явным и скрытым, прямым и  косвенным (опосредованным).

Возможны и другие виды социального  управления, классификация которых  представляет собой самостоятельную  задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность управленческой деятельности

Поскольку индивидуальная деятельность руководителя в организационной системе занимает центральное место, то ее изучение и  является главной проблемой теории управления. Необходимо учитывать трудности  психологического изучения этой деятельности, сложности выделения деятельностной проблематики из проблематики общеорганизационной. Они заключаются в следующем.

Деятельность руководителя находится в тесной связи со всеми  аспектами функционирования организации. Таким образом, проблема управленческой деятельности должна изучаться как  специфический аспект при рассмотрении всех проблем управления. Существуют позитивные и негативные последствия  такого широкого фронта изучения психологии управленческой деятельности, проявляющиеся в ее размытости по другим разделам теории управления.

Управленческая  деятельность  исследовалась  в  целом комплексе дисциплин, при этом доминировали ее внепсихологические аспекты: организационный, социологический, экономический и др.

Наиболее   затруднительно   психологическое   изучение управленческой деятельности в научном плане, так как здесь предметом исследования является такая неопределенная сфера, как психическая реальность. Поэтому больше изучены внешние проявления управленческой деятельности, чем ее внутреннее содержание. Основной принцип познания этой деятельности – требование сочетания анализа ее внешнего и внутреннего содержания.

Деятельность как понятие имеет  статус общенаучной категории. Изучается  она во многих науках; в общем  виде она определяется как индивидуальная форма общественных отношений, характеризуя способ включения личности в структуру  общественного разделения труда. Каждая наука, изучающая деятельность, конкретизирует это общее – философское – определение по-своему. Необходимость синтеза знаний, получаемых в этих науках, обозначается как принцип комплексности в изучении деятельности. В комплексном изучении деятельности ключевую роль играет психология. Деятельность – это форма активного отношения субъекта к действительности, связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта и направленного на достижение сознательно поставленных целей. Предметом психологического изучения деятельности являются психологические компоненты, регулирующие и направляющие трудовую активность субъекта и свойства личности, через которые реализуется эта активность. Основные психологические свойства деятельности: активность, осознанность, целенаправленность, предметность, системность ее строения. Мотив – основа деятельности.

Деятельность имеет внешнюю  и внутреннюю характеристики. Внешняя характеристика – это понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности. Предмет труда – сочетание вещей, процессов и явлений, которыми объект оперирует в процессе работы. Средства труда – это орудия, усиливающие возможности человека воздействовать на предмет труда. Условия труда – система психологических, социальных и санитарно-гигиенических характеристик деятельности. Внутренняя характеристика деятельности дает описание механизмов ее психической регуляции, структуры, содержания, средств ее реализации.

Основные компоненты структуры  деятельности: цель, мотивация, информационная основа, план, принятие решения, психические  процессы, механизмы контроля и коррекции  и др. Действие – основная единица строения деятельности, представляющая собой произвольную и преднамеренную активность, направленную на достижение поставленной цели. Операции – это неосознанные, автоматизированные действия, являющиеся способами выполнения деятельности. Стабильность структуры основных компонентов деятельности обозначается понятием инвариантной структуры деятельности. Изменения, иногда очень существенные, она может претерпевать в связи с различиями видов и форм самой деятельности, условий ее реализации. Поэтому так многочисленны классификации видов деятельности в психологии: по предметной сфере труда; по специфике содержания (интеллектуальная и физическая); по специфике предмета; по общему характеру и др.

Существует еще одна, фундаментальная  классификация, согласно которой все  виды и типы деятельности подразделяются на две основные категории: индивидуальную и совместную. Индивидуальная деятельность практически всегда включена в какую-то совместную, поэтому разделять их можно лишь условно, но все же различия между ними значительны. Психология деятельности включает в себя два основных раздела – психологию индивидуальной и совместной деятельности. Первая изучена значительно лучше второй.

Управленческая деятельность в  психологическом плане трактуется как синтез индивидуальной и совместной деятельности, поэтому она характеризуется  не прямой, а опосредованной связью с конечными результатами функционирования организации. Чем меньше управленческая деятельность имеет непосредственно  исполнительских функций, тем выше ее эффективность.

Специфичность управленческой деятельности заключается в том, что ее предметом, т.е. объектом воздействия, являются субъекты – люди. Субъект и объект труда являются идентичными по сложности своей организации и тождественными по основным, т.е. психологическим особенностям. Руководитель контактирует одновременно со многими субъектами, между которыми существуют определенные социально-психологические отношения. Они также входят в предмет деятельности руководителя и придают ему дополнительную специфику.

Специфична управленческая деятельность и по своему процессу. Ее суть – «деятельность по организации деятельностей». В теории это свойство рассматривается как основное.

По содержанию управленческая деятельность – это реализация универсальных функций управления (планирования, прогнозирования, мотивирования и др.).

Цель управленческой деятельности – обеспечение наилучшего функционирования организационной системы.

Условия управленческой деятельности подразделяются на внешние и внутренние. Внешние условия – это временные ограничения, информационная неопределенность, высокая ответственность за конечные результаты, нехватка ресурсов, возникновение стрессовых ситуаций. Внутренние условия – необходимость одновременного выполнения различных действий и решения многих задач; противоречивость нормативных предписаний; несформулированность оценочных критериев эффективности руководителя, а часто их отсутствие и др.

Организационный статус руководителя двойствен: он является одновременно членом организации и стоит над ней, как бы вне этой организации. Если руководитель является не только формальным начальником, но и реальным лидером, деятельность организации становится более эффективной. Сочетание иерархического и коллегиального принципов ее организации  – это еще один признак управленческой деятельности.

Информация о работе Сущность и содержание социального управления