Автор: r*********@inbox.ru, 24 Ноября 2011 в 18:50, реферат
Понятие культуры в различные эпохи у различных авторов. Современные школы, направления в культурологии: символические, натуралистические, психологические, аксиологические. Структура культуры. Материальная и духовная культура. Художественная культура - особый вид культуры. Основные элементы культуры: понятия, отношения, ценности, правила. Функции культуры.
Слово "культура" первоначально возникло в латинском языке и обозначало возделывание, обработку почвы. В последующем у Цицерона ("Туксуланские беседы") говорится об обработке ума, о философии как культуре ума. Под культурой стали иметь ввиду просвещенность, воспитанность, образованность человека, и в этом значении слово "культура" вошло почти во все европейские языки, в том числе и в русский "Культура как совокупность выражения души в жестах и трудах, как тело её, смертное, преходящее...; культура как совокупность великих символов жизни, чувствование и понимание: таков язык, которым только и может поведать душа, как она страждет".
Сущность и функции
культуры.Теория П. Сорокина о трех видах
культуры.
Понятие культуры в
различные эпохи у различных
авторов. Современные школы, направления
в культурологии: символические, натуралистические,
психологические, аксиологические. Структура
культуры. Материальная и духовная культура.
Художественная культура - особый вид
культуры. Основные элементы культуры:
понятия, отношения, ценности, правила.
Функции культуры.
Слово "культура" первоначально возникло
в латинском языке и обозначало возделывание,
обработку почвы. В последующем у Цицерона
("Туксуланские беседы") говорится
об обработке ума, о философии как культуре
ума. Под культурой стали иметь ввиду просвещенность,
воспитанность, образованность человека,
и в этом значении слово "культура"
вошло почти во все европейские языки,
в том числе и в русский "Культура как
совокупность выражения души в жестах
и трудах, как тело её, смертное, преходящее...;
культура как совокупность великих символов
жизни, чувствование и понимание: таков
язык, которым только и может поведать
душа, как она страждет".
2.2. Структура культуры
Фундаментальные элементы культуры
Познавательный знаково-символический элемент - знания, представления, образцы,находят своё запечатление в знаках и символах, т.е. языке. Язык - это форма накопления, хранения и передачи предметов, явлений, идей, мыслей. В процессе воспитания (образования) происходит освоение знаков и символов культуры, что даёт возможность понимать сказанное, услышанное, изображённое...
Ценностная система. Ценность - свойство вещей, явлений, удовлетворять потребности и интересы человека (Аксиология - наука о ценностях).
Образцы поведения - традиции, обычаи, обряды.
2.3. Функции культуры
Специфика культуры, как феномена бытия, проявляется в её функциях.
Основная функция - человекотворческая (гуманистическая).
· Главная функция культуры состоит в том, чтобы формировать человека. Каждая культура формирует соответствующий ей тип человека. Все другие функции культуры подчинены этой
· Функция передачи социального опыта: каждое новое поколение получает от предыдущего отобранный опыт прошлого, но поскольку новые поколения ставят новые задачи, она обращается к прошлому, обнаруживая там то, мимо чего прошли "отцы и деды", следовательно происходит диалог поколений. Однако такой диалог необходим и между различными культурами настоящего. Вне этого невозможно нормальное функционирование и развитие культуры. Следовательно культура диалогична в своей основе - коммуникативная функция.
· Ценностная функция: культура, есть система ценностей, постоянно изменяет, совершенствует, перерабатывает и создаёт новые ценности.
· Специализирующая функция: культура приобщает человека к общественно-значимым ценностям, идеалам, нормам.
· Индивидуализирующая функция: многогранность и богатство культуры создаёт возможность для развития у человека именно его личности.
Интегрирующая и дезинтегративная функции
Культурология ( Сорокин)
В основу процесса развития и обновления культуры Сорокин, в конечном счете, кладет потребность в смысле, который опредмечивается в трех основных видах ценности и знания. Категория смысла присутствует у Сорокина неявно, однако именно она, на наш взгляд, является тем недостающим звеном, которое «замыкает цепь» между реальностью, с одной стороны, и ценностью и знанием – с другой. Именно смысл, его наличие и нехватка одновременно, обеспечивает тот минимум творчества и творческого отношения к жизни, без которых существование, тем более – развитие общества и культуры невозможно. В сообщении человеку смысла его жизни, так же как в его приспособлении к объективной реальности, состоит назначение культуры; «инструментом» же того и другого выступает познание.
Поскольку именно познание объективной, внекультурной реальности (трактовка которого у него близка к пониманию познания как отражения в марксизме, но значительно шире и объемнее) является главной, «первичной» функцией культуры в теории Сорокина, есть все основания охарактеризовать сорокинскую культурологию как гносеологичную. В этой связи культурно-социальные формы у Сорокина могут быть поделены на два основных класса. Первый класс – те, которые могут быть названы непосредственно «познавательными» (их Сорокин, по существу, выводит из контовской триады: наука, философия, религия). Второй класс – прочие формы (право, этика, искусство, техника и др.), которые получают своего рода санкцию «познавательных форм» и несут существенный отпечаток той из них, которая преобладает в культуре в данный исторический период. Соответственно, такая классификация форм культуры, логически вытекающая из концепции Сорокина, имеет основание в их социальной функции. Первые направлены на осмысление самой «первичной» реальности; вторые – на осмысление и регуляцию реальности социальной, которая трактуется сознанием людей исходя из того, как понимается первореалъность: как «Божественное», «потустороннее», или как «земное», «материальное», или же как «идеальное», сочетающее в себе качества того и другого.
Информация о работе Сущность и функции культуры.Теория П. Сорокина о трех видах культуры.