Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:23, контрольная работа
1. Суицид, как форма девиантного поведения
2.Причины возникновения и распространения суицидального поведения среди молодежи
Итак, рассмотрев проблему суицидов, можно прийти к выводу, что это явление является крайней формой отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации. Совершаются самоубийства по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем.
Саратовский государственный аграрный университет им.Н.И.Вавилова
Факультет заочного обучения по агрономическим специальностям
Кафедра_______________________
По ______________________________
1. Суицид, как форма девиантного поведения
Согласно определению В.И. Курбатова од девиантным поведением понимают определенный способ поведения, мышления, действования человека, не соответствующие в данном обществе нормам и ценностям. Таким образом девиантное поведение – это отклонение от общепринятых норм. Почему же происходят эти самые отклонения. Ответ на этот вопрос одновременно прост и сложен. Прост потому, что можно всю вину и ответственность за происходящее переложить на государство; сложен – так как само общество в настоящее время допускает проявление девиации. Но, тем не менее, основные причины назвать все же можно (7, 338).
В основе девиантного поведения лежит, прежде всего, социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения и в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; в трудностях, которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации и получения общественного признания; в ограничении социально приемлемых способов получения высокого заработка для молодых женщин и мужчин. Тяжело сказываются на жизненном уровне чисто российские «гримасы рыночной экономики»: безработица, инфляционное давление, коррупция и официальная ложь «верхов» и нарастающая социальная напряженность «низов».
Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. В условиях, когда экономическая жизнь общества напоминает не рынок, а базар, где все продается и покупается, торговля рабочей силой, способностями и даже телом становится рядовым событием.
Морально-этическая деградация и падение нравов находят выражение в массовой алкоголизации и бродяжничестве, распространении наркомании и «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях (4, 29).
Окружающая среда, которая нейтрально или благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты — алкоголики, наркоманы, проститутки — в большинстве выходцы из неблагополучных семей, в которых один или оба родителя пьют. Как правило, возглавляет группу девиантов «авторитет», который недавно вернулся из «зоны». В такой среде имеется свое представление о нормах поведения.
Известный социолог Р. Мертон, автор теории «двойной неудачи», считает, что если молодой человек не может удовлетворить своих потребностей ни в легальной творческой деятельности, ни в активной противоправной, то он компенсирует эти недостатки такой деятельностью, которая ведет его к саморазрушению как личности. В условиях, когда часть молодежи не. имеет возможности для достойного профессионального или личного самовыражения, «уход» в алкоголизм, наркоманию или примитивный секс становится своеобразным компенсаторным средством(1, 17).
Неблагоприятные
условия жизни и воспитания в
семье, проблемы овладения знаниями
и связанные с этим неудачи
в учебе, неумение строить взаимоотношения
с окружением и возникающие на
этой основе конфликтные ситуации,
различные психофизические
Можно сказать, что проблемы девиантного поведения создаются искусственно, и это будет правильно, так за социально-экономическую защиту населения отвечает именно государство. Но терпимое отношение самого общества к проблемам может свести на нет все попытки в исправлении ситуации. Вышеуказанными параметрами причины девиантного поведения не исчерпываются.
Отклоняющееся
поведение имеет сложную
Можно выделить такие разновидности девиантного поведения:
Суицидальное поведение - это само разрушительное поведение, к которому, кроме того, можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках и войнах.
Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо этих причин существуют особые причины. Распространены следующие причины:
• потеря любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутое чувство любви;
• уязвленное чувство собственного достоинства;
• крайнее переутомление;
• разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств;
• токсикомания и наркомания;
• отождествлением себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство;
• состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением.
Для установления причин суицидального поведения большое значение имеют их мотивы и поводы позволяющие судить о конкретных обстоятельствах, которые приводят к этому
2.Причины
возникновения и
По определению суицид является преднамеренным лишением жизни. Почему у молодых людей возникает такое желание расстаться с жизнью? По мнению Карла Меннингера, для того чтобы совершить самоубийство, необходимо:
· желание убить; суициденты, будучи в большинстве своем инфантильными личностями, реагируют яростью на помехи или препятствия, стоящие на пути реализации их желаний;
· желание быть убитым; если убийство является крайней формой агрессии, то суицид представляет собой высшую степень подчинения: человек не может выдержать укоров совести и страданий из-за нарушения моральных норм и потому видит искупление вины лишь в прекращении жизни;
· желание умереть; оно является распространенным среди людей, склонных подвергать свою жизнь необоснованную риску, а так же среди больных, считающих смерть единственным лекарством от телесных и душевных мучений (13, с. 36).
У студентов причиной самоубийства может стать ряд проблем, таких как:
· сложность адаптации к новым условиям, отсутствие дома (защиты);
· коммуникативные сложности, резкое падение самооценки во время учебы;
· проблемы скученности в общежитии, невозможность побывать наедине с собой, своими проблемами;
· ранние браки и неудачный любовный опыт.
Существует определенная классификация суицидов:
1. холодный суицид – это когда человек действительно хочет умереть, не хочет жить;
2. суицид, который является определенной игрой, то есть человек до конца уверен в том, что его спасут, он просто хочет обратить на себя внимание (этот вид суицида больше распространен среди молодежи);
3. суицид, как способ уйти от проблем (17).
Принадлежность к группе риска или наличие других факторов суицидального риска еще не означает склонности к суициду. Тем не менее, каждый фактор должен быть принят во внимание. Особо бдительно следует относиться к их сочетанию или существованию в течение длительного периода времени. Причин довольно много. Основные из них:
· предшествующая попытка суицида;
· потеря смысла жизни, отсутствие жизненных ценностей;
·
тяжелая морально-
· быстрое социальное расселение и обнищание населения;
· смерть близкого, любимого человека, разрыв значимых любовных отношений;
· выраженные акцентуации личности;
·
прогрессирующая тяжелая
· переживание острого кризиса;
· предательство близких;
· измена любимого человека;
· эмоциональные нарушения (острые приступы паники, острое чувство вины, стыда);
· психические заболевания;
· алкоголизм (25 % алкоголиков кончают жизнь самоубийством);
· ранняя потеря матери или обоих родителей, особенно в результате самоубийства;
· отверженность в детстве;
· воспитание в семье, где есть алкоголики, наркоманы, психические больные;
· наркомания;
· значительные материальные и бытовые трудности;
· совершение уголовно-наказуемого поступка;
· психическая травма в результате насилия;
· неразделенная любовь;
· переживание самоубийства популярного в обществе или в конкретной группе человека;
· сниженная адаптивная способность к изменениям.
Рассмотрим некоторые факторы, часто приводящие к суицидальной реакции более подробно:
1. Семейные факторы. Чтобы понять суицидальных людей, нужно хорошо знать их семейную жизнь, поскольку она отражает эмоциональные нарушения у членов семьи. В семье могут возникнуть такие кризисные ситуации как смерть близких, развод, серьезное заболевание или потеря работы. Эти коллизии вызывают семейную тревогу и эмоциональные волнения. Так же членов семьи могут обуревать гнев и возмущение. Как правило, чтобы отреагировать свои эмоции, они могут бессознательно выбрать одного из близких объектом агрессии, которая может привести к самоубийству.
2. Нарушения поведения. Признаки самоубийства бывают разными в зависимости от возраста. У юношей наиболее явным намеком на суицидальные тенденции являются злоупотребление алкоголем и наркотиками. Примерно половина молодых людей, совершавших суицид, принимали лекарства, прописанные их родителям. В среднем возрасте – это невозможность контролировать свою жизненную ситуацию, что часто проявляется в каком-либо психосоматическом заболевании. У пожилых людей признаками суицидальных мыслей могут быть разговоры об «отказе» от чего-либо.
3. Психическое заболевание. Депрессивные расстройства являются одной из наиболее распространенных нервно-психических проблем нашего общества. Каждый 1/4 суицидент - это больные, страдающие психозами, шизофренией и маниакально-депрессивным психозом. Больные, страдающие психотической депрессией, часто совершают суицидальные действия в начале и при затихании психоза. Как было сказано, самыми уязвимыми являются люди, которые в прошлом совершали попытки самоубийства, или тесно контактировали с теми, кто старался, или осуществил это стремление.
4. Эмоциональные нарушения. Эмоциональные нарушения являются одними из самых основных показателей возможности суицида. Любой внезапный личностный конфликт всегда является серьезным предупреждением. Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии. Депрессия часто начинается постепенно, появляется тревога и уныние. Люди могут не осознать ее начала. Они только замечают, что последнее время стали подавленными, печальными и “хандрят”, будущее выглядит тусклым, и они считают, что его нельзя изменить. Часто они приходят к мысли, что больны раком, психическим или неизлечимым заболеванием. Перед суицидом они начинают думать о смерти. Им становится трудно выполнять даже простые обязанности, принять самое простое решение. Они жалуются на вялость, недостаток жизненной энергии и усталость. Признаком депрессии и обусловленных ею суицидальных мыслей может быть снижение сексуальной активности, они жалуются так же на бесплодие и импотенцию. Интимные связи не доставляют им удовольствия.
Одной из главнейших причин распространения суицида, является, на наш взгляд, сложная и противоречивая обстановка в стране. Как известно, еще Э.Дюркгейм считал, что ситуация в стране влияет на рост числа самоубийств. Во время неожиданных экономических спадов и подъемов старые социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, что способствует росту девиаций, в том числе и самоубийств (7, с. 61). Особенно актуальной эта проблема становится в обществе на переходных этапах его развития, что мы сейчас и переживаем. Конфликтные ситуации, возникающие сегодня в нашем обществе на различной почве, ведут к общей моральной дезориентации человека, подчас толкая его на негативные поступки, принятие скоропалительных решений. Это в первую очередь сказывается на подростках - самой легкоуязвимой социальной группе. Кроме того, основной причиной усиления этой опасной тенденции является отсутствие надлежащего семейного и общественного воспитания, жестокое обращение взрослых и сверстников. Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей и подростков в семье, дошкольных учреждениях, школах, детских домах и интернатах, а также образовательных учреждениях.