Суицид как феномен аномии в современной цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:05, статья

Описание работы

Человек биосоциальное существо, в биологическом мире существо не может нанести себе вред умышленно, однако социальность, присущая только человеку может оказаться сильнее, чем биологическое начало. Самоубийство или суицид присуще только человеку. Обычно человек приходит к самоубийству с помощью каких-нибудь внутренних «дум»: будь то просто безразличие к социальной жизни, то есть ее отсутствие или же наоборот социальное давление. Какие факторы влияют на периодичность, статистику, количество самоубийств.

Работа содержит 1 файл

Суицид как феномен аномии в современной цивилизации.docx

— 20.84 Кб (Скачать)

Суицид как феномен  аномии в современной цивилизации.

Человек биосоциальное существо, в биологическом мире существо не может нанести себе вред умышленно, однако социальность, присущая только человеку может оказаться сильнее, чем биологическое начало. Самоубийство или суицид присуще только человеку. Обычно человек приходит к самоубийству с помощью каких-нибудь внутренних «дум»: будь то просто безразличие к социальной жизни, то есть ее отсутствие или же наоборот социальное давление. Какие факторы влияют на периодичность, статистику, количество самоубийств.

Социальная аномия - это негативное, болезненное, кризисное состояние общественной жизни, при котором большинство субъектов нарушает установленные социальные нормы или относится к ним безразлично, а нормативное социальное регулирование оказывается резко ослабленным вследствие его непоследовательности, противоречивости и неопределенности. Дюркгейм, который ввел это понятие в социологию, рассматривал социальную аномию как проявление отсутствия в обществе органической солидарности. Этим понятием, он описывал социальную ситуацию, характеризуемую упадком норм, управляющих социальным взаимодействием. Дюркгейм утверждал, что довольно часто отклонение в поведении человека от общепринятого, того, что считается нормальным, происходят вследствие отсутствия четких социальных норм. В этом случае общее состояние дезорганизации, или аномии, усугубляется тем, что страсти менее всего согласны подчиняться дисциплине именно в тот момент, когда это всего нужнее. То есть одним из самых ярких проявлений анемии являются самоубийства. В труде Дюркгейма «Самоубийство» сначала рассматриваются внесоциальные факторы самоубийств такие как: психопатические состояния, раса, наследственность, климатические и районные факторы и подражание. И ни один из факторов не может объяснить процент самоубийств удовлетворительным образом, т.е. социальные причины самоубийств могут объективно объяснить статистику самоубийств.

Когда Дюркгейм анализировал статистические данные, то он обращал внимание на разные закономерности: в городах люди совершают больше самоубийств, чем в сельской местности; люди определенной веры чаще кончают жизнь самоубийством; не женатые мужчины более склонны к суициду, нежели мужчины с семьей, причем, особенно высок этот процент среди разведенных; мужчины чаще чем женщины заканчивают жизнь самоубийством и т.д. Эти закономерности дают понять, что основным фактором самоубийств как более или менее массового явления выступает прежде всего характер и сила социальных связей, присущих определенной социальной общности. Ослабление или даже разрыв социальных связей индивида может привести его к выводу о бессмысленности дальнейшего существования и решению уйти из жизни. "Если разрываются узы, соединяющие человека с жизнью, то это происходит потому, что ослабла связь его с обществом".

Дюркгейм выделяет несколько типов самоубийств.  
Эгоистическое самоубийство, когда индивидуальное «Я» встает в противовес социальному «Я», человек не может смириться с устоями группы и идет в разрез с ней. 
Альтруистическое самоубийство, когда в том случае, когда общественность вполне и без остатка поглощает индивидуальность. Дюркгейм считает, что альтруистический суицид совершается во имя групповых интересов, и является результатом сильного группового давления и социального одобрения. 
Аномическое самоубийство. Этот тип связан с характером регулирования социальных связей со стороны общества. Аномия является социальным условием, характеризуемым взрывом норм, управляющих социальными взаимодействиями, или состояние в обществе, когда большинство его членов не соблюдают или относятся равнодушно к обязывающим их нормам. Эту ситуацию можно отнести к  переходным периодам, в эпохе реформ и социальным катаклизмам, когда нормы, которые существовали ранее уже не действуют, а новых норм еще нет. Многие, находясь в такой ситуации, ощущают себя социально потерявшимися.

Экономические кризисы являются как раз теми переходными моментами, когда люди испытывают социальную неопределенность. Но, вероятно, аномические самоубийства являются продуктом не одних лишь экономических кризисов. Другие социальные изменения, проходящие в короткие сроки в политической, идеологической сферах общественной жизнедеятельности, сдвиги в области нравственного регулирования могут вызвать существенную дезориентацию сознания и своеобразную моральную панику.

Аномия также присутствует в брачно-семейной сфере. Дюркгейм сопоставляет различные регионы Германии, Франции, Швейцарии и что находит взаимосвязь статистики самоубийств со статистикой разводов. Он утверждает что распад семьи (который в основном является аномией) является одним из факторов самоубийства.

В человеческом обществе как  в живом организме все взаимосвязано. Социальная аномия является тем ответом  обществу, от которого сильно зависит  индивидуальность. Социальная аномия это нормальный процесс в обществе, ответ социальным преобразованиям  и нормам чаще всего выражающийся в индивидуальных общественных целях часе всего противоправных или суициде.

Именно резкие социальные преобразования, социальные обрушения, социальные коллапсы создают аномию в обществе. Нарушается общественный порядок. Социальный порядок заключает в себе некое «спокойствие» в обществе, социальную стабильность и сохранность населения, т.е. жизнеспособных социальных существ.

Именно социальная сплочённость делает общество устойчивым к аномии. Укрепление социальных связей, развитость общества делает почти невозможным  попыток к суициду.

Список литературы:

  1. Эмиль Дюркгейм. «Самоубийство: социологический этюд.»
  2. «Дюркгейм Эмиль» http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%FE%F0%EA%E3%E5%E9%EC,_%DD%EC%E8%EB%FC
  3. «Аномия» http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%ED%EE%EC%E8%FF
  4. «Аномия как социальный феномен» http://turboreferat.ru/sociology/anomiya-kak-socialnyj-fenomen/57065-292535-page1.html
  5. «Самоубийство» http://ru.wikipedia.org/wiki/Суицид#.D0.9F.D1.80.D0.B8.D1.87.D0.B8.D0.BD.D1.8B_.D1.81.D0.B0.D0.BC.D0.BE.D1.83.D0.B1.D0.B8.D0.B9.D1.81.D1.82.D0.B2
  6. «История мировых экономических кризисов. Справка» http://ria.ru/crisis_spravki/20080917/151357556.html
  7. «Социальная Аномия и самоубийства» http://studentbank.ru/view.php?id=31911&p=16
  8. «Самоубийство» http://facepsy.ru/samoubijstvo.htm

Информация о работе Суицид как феномен аномии в современной цивилизации