Судьба этнических русских после распада СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:25, реферат

Описание работы

По мнению некоторых исследователей, национальная политика в СССР, привела к тому, что «братство народов» обернулось в дальнейшем геноцидом русских в ряде республик . Большинство национальных элит в новых государствах сформировалось именно на волне русофобии. В настоящее время основными механизмами давления на русских являются разного рода ограничения в гражданских и политических правах, сужение сферы употребления русского языка, вытеснение русских из сферы управления, интеллектуального труда, частного бизнеса.

Содержание

Введение
Глава 1. Развал СССР: последствия для русского населения
Глава 2. Судьба этнических русских на постсоветском пространстве
Заключение
Список источников и литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Судьба этнических русских после распада СССР - копия (2).docx

— 459.81 Кб (Скачать)

Прибалтика. «Русский вопрос» стоит очень остро в Латвии и Эстонии, где русских никак нельзя отнести к меньшинствам. В Эстонии, по последним данным, проживает немного менее 1,5 млн человек, русские составляют 30%. В Латвии население — около 2,4 млн человек, из них также 30% — русские. Но именно в этих странах приняты дискриминационные для нетитульного населения законы «О гражданстве», «Об образовании», «О языке». Законы настолько вопиюще противоречат международно-признанным нормам, что вызвали критику даже со стороны европейских структур: Совета Европы и ОБСЕ. Русское и русскоязычное население оказалось, по сути, лишено естественного права на гражданство, получение образования на родном языке, ущемлено в праве получать информацию на русском языке. Русские люди находятся в гнетущей моральной атмосфере. Восстанавливая свою государственность, власти в странах Прибалтики опускаются до попрания принципов исторической справедливости. В то время как судят русских ветеранов, исполнявших свой служебный долг в борьбе с нацистами и бандитами, легионерам СС воздаются воинские почести. Сотни тысяч людей находятся в унизительном положении «серых» граждан. Так себя называют 220 тыс. обладателей серых паспортов, выданных людям, лишенным права на гражданство Эстонии и не оформившим гражданство России. В таком же «безгражданском» состоянии находятся почти 400 тыс. человек в Латвии. В Литве положение русской диаспоры, которая составляет 9% от 3,5 млн населения, несколько отличается в лучшую сторону от положения русских в Латвии и Эстонии. Прежде всего, из-за сравнительной малочисленности русского населения отношение к нему со стороны властей и самих литовцев было всегда более толерантным. В Литве право получения гражданства было предоставлено всем постоянным жителям.

 В результате распада Советского Союза русские оказались самой большой разделенной нацией в мире. Более 20 млн соотечественников оказались за пределами своей исторической родины. 

Как уже отмечалось, значительная часть русских и русскоязычных в течение 1990-х гг. переселилась в Россию, другая часть адаптировалась в новых независимых государствах. В то же время довольно много потенциальных россиян хотели бы переселиться в Россию, но не имеют для этого материальных возможностей. В последнее время по инициативе Президента России В. Путина принята государственная программа репатриации соотечественников, выделены финансовые средства, определяются возможности регионов по приему и обустройству людей.

Проблематика российских соотечественников претерпела существенную эволюцию за исторически короткий период времени после распада Советского Союза. В 1992 году тема соотечественников играла лишь маргинальную роль в общественной мысли и политике России. Постепенно, в 1993—1994 годах, она заняла важное место в дискурсе о российской нации и во внутри- и внешнеполитической риторике. 1995—2000 годы стали периодом проб и ошибок в формировании реальной политики в этой области. В 2000—2010 годах место и роль соотечественников в «официальном» дискурсе и российской политике окончательно определились, возможно, на долгие годы. Намерения проводить решительную политику в отношении русских диаспор (введение двойного гражданства с его официальным признанием соседними государствами) так и не были осуществлены, в то время как другие инициативы (укрепление связей с соотечественниками) были очень скромными и умеренными по содержанию. Во втором десятилетии XXI века ситуация может измениться, если изменится российская национальная идентичность и произойдет трансформация политической системы. Вопрос о России и новом «русском мире» в 2010—2020 годах может развиваться в двух основных вариантах: сохранение умеренного «государственно-центричного» подхода (инерционный вариант) и принятие концепции «разделенного народа» в качестве основы государственной политики (катастрофический вариант). Либеральная альтернатива вероятна в форме постепенной и относительно медленной трансформации инерционного сценария по мере усиления в нем транснациональных компонентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Распад СССР стал крупнейшей геополитической катастрофой, которая  не только кардинальным образом изменила всю систему международных отношений, но и оказалась сильнейшей психологической травмой для советского народа, привыкшего жить в огромном многонациональном государстве. Рвались семейные и дружеские связи, перед многими встала мучительная проблема принятия гражданства той страны, в которой они оказались силой обстоятельств.

Начиная c 1992 года, российская политика в отношении соотечественников  за рубежом, формировалась в значительной степени как осторожный умеренный  ответ на этот вызов. Россия не поддержала сепаратистские настроения в Крыму, Северном Казахстане и других местах компактного проживания русских. Первая попытка защиты своих граждан  и «соотечественников» за рубежом  с помощью военной силы была предпринята  в августе 2008 года в Южной Осетии и Абхазии, где русские составляют лишь около двух процентов населения. В середине 1990-х годов был проведен опрос русских в Киргизии, Молдавии и Литве с целью «проанализировать общественное мнение русских нового зарубежья об их собственных проблемах, роли России в их разрешении, о своём месте в постсоветском этнополитическом пространстве». Согласно этому исследованию, большинство русских в странах ближнего зарубежья придерживаются мнения, что их положение резко изменилось в худшую сторону после распада СССР.3

К настоящему времени в  России сложилось два основных подхода  к «русскому вопросу». Во-первых, это умеренные концепции «диаспор»  и «русского мира», а также  вялая политика по отношению к  «соотечественникам», проводимая государством. Во-вторых, это радикальный националистический дискурс о «разделенном народе», который, однако, до сих пор не оказывал существенного влияния на конкретную политику. Если рассматривать эти  два подхода в более широком  контексте, а именно с точки зрения того, как формировалась российская идентичность в течение последних  двухсот лет, то, с некоторой долей  упрощения, можно утверждать, что  они отражают традиционное для страны сосуществование двух начал: национально-государственного и этно-национального.4

Таким образом, России следует  оказывать помощь и содействие русским  общинам на постсоветском пространстве – иначе, есть возможность, что на различных территориях СНГ возникнут национально-освободительные движения, в самых разнообразных формах. Возникнув в странах СНГ, через иммиграционные процессы они могут проникнуть и на территорию России. Наиболее остро проявиться они могут в таких регионах, как Прибалтика, Западная Украина и Казахстан. Если российская власть не хочет в очень скором времени заниматься только этно-конфессиональными разборками в самой России, а быть действительно “правительством экономических реформ и дела”, ей крайне необходимо сегодня и сейчас найти способы оказания всемерной поддержки этнических русских.

Список источников и литературы

  1. Дергачев В.А. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК. Киев, Изд. КНТ,2009,592 стр.
  2. Е. Семенова. «На этнической войне... (Геноцид русских в бывших республиках СССР)». Традиция, 2010 г
  3. Наследие империй и будущее России / Под ред. А.И. Миллера. М.: Новое литературное обозрение, 2008
  4. Зевелев И. Будущее России: нация или цивилизация? // Россия в глобальной политике. 2009. № 5. Сент.-окт.
  5. Колеров М. Почему Россия отказывается от соотечественников и от себя (http://www.regnum.ru/news/1308005.html).
  6. Скринник В. М. Россия и зарубежные соотечественники: проблемы консолидации и интеграции в новых геополитических условиях — Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук // Бишкек, 2009
  7. http://carnegieendowment.org/files/ProetContra_50_67-79.pdf
  8. http://www.mid.ru/bull.nsf/b8c211ca1a623d7f432568e900412a30/59936210b36a8179432568e8003f8d71?OpenDocument

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение. Рисунок1.Этнические русские в СНГ

 

Источник: http://www.nationalsecurity.ru/maps/russians.htm

1 Дергачев В.А. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК. Киев, Изд. КНТ,2009,592 стр.

2 Е. Семенова. «На этнической войне... (Геноцид русских в бывших республиках СССР)». Традиция, 2010 г

4 Наследие империй и будущее России / Под ред. А.И. Миллера. М.: Новое литературное обозрение, 2008


Информация о работе Судьба этнических русских после распада СССР