Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:47, контрольная работа
Субъективное направление в социологии возникло в конце 60-х годов XIX в. и просуществовало до Октябрьской революции, которая свершилась в XX веке, подвергнувшись значительной эволюции.
Ведущм теоретиком субъективной школы был Петр Лаврович Лавров, а субъективизм (субъективный метод) был наиболее популярным направлением русской социологической мысли.
Впервые основополагающие идеи субъективной социологии были сформулированы П.Л. Лавровым в «Исторических письмах» (1870 год).
СУБЪЕКТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ П.Л.ЛАВРОВА
БИОГРАФИЯ
Лавров Пётр Лаврович (псевдоним Миртов) – русский социлог, философ, публицист и революционер.
Родился 2 июня 1823 года в селе Мелехово Псковской губернии.
По происхождению Лавров был дворянином, а поэтому получил хорошее домашнее образование, с детства владел французским и немецким языками. В 1837 поступил в артиллерийское училище в Петербурге (1837 –1842 гг.), где считался лучшим учеником М. Остроградского, академика военных наук. После окончания училища в 1842 был оставлен при нем репетитором. Самостоятельно изучал литературу по общественным наукам, в частности познакомился с произведениями социалистов-утопистов, писал стихи и проявил исключительные способности к математике и тягу к знаниям в целом.
В 1844 году, после окончания высших офицерских классов, был оставлен при училище репетитором математических наук, что положило начало его военно-преподавательской карьере – в Петербургской Михайловской артиллерийской академии (с 1858 – полковник и профессор математики), в Константиновском военном училище (с 1860 наставник-наблюдатель).
В 1847 г. Лавров женился на слывшей красавицей вдове с двумя детьми, титулярной советнице А.Х.Ловейко (урождённой Капгер; немке по происхождению), что лишило его материальной поддержки со стороны отца. Необходимость содержать большую семью (у Лаврова только своих было четверо детей) и острая нехватка жалованья заставили его писать специальные статьи для «Артиллерийского журнала» и подрабатывать репетиторством. После смерти отца (1852 г.) и старшего брата Михаила жизнь в материальном плане становится более обеспеченной.
Лавров изучал новейшую европейскую философию, публиковал свои стихи у А.И.Герцена в сборнике «Голоса из России», участвовал в работе над «Энциклопедическим словарем», много печатался по широкому кругу вопросов: философии, социологии, истории общественной мысли, проблемам общественной нравственности, искусства, литературы, народного образования.
В 1860 году вышла в свет его первая книга «Очерки вопросов практической философии». Лавров полагал, что нравственная личность неизбежно вступает в конфликт с несправедливым обществом. Идеальным обществом по отношению к личности может быть строй, основанный на добровольном союзе свободных и нравственных людей.
В 1860-х гг. принимал деятельное участие в литературе и общественной работе и в студенческом движении, сблизился с Н.Г.Чернышевским, входил в состав первой «Земли и воли». После покушения Д.В.Каракозова на Александра II был арестован, признан виновным в «распространении вредных идей», «сочувствии и близости к людям, известным правительству своим вредным направлением» и в январе 1867 приговорен к ссылке в Вологодскую губернию (Тотьма, Вологда, Кадников), где жил с 1867 по 1870
В ссылке Лавровым было написано самое известное его произведение – «Исторические письма».
В 1870 году при помощи Г.А.Лопатина бежал в Париж, где связался с западноевропейским рабочим движением и вступил в I Интернационал. В целях организации помощи осажденной Парижской коммуне ездил в Лондон, где познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1873 – 1877 гг. редактировал журнал «Вперёд». После убийства Александра II сблизился с народовольцами и в 1883 – 1886 гг. редактировал вместе с Л. А.Тихомировым «Вестник Народной воли».
Последние годы жизни Лавров, не порывая связей с революционным движением посвятил написанию теоретических трудов по истории человеческой мысли: «Задачи понимания истории» и «Важнейшие моменты в истории мысли». В его наследии, не до конца выявленном – статьи в русской легальной печати, политические стихотворения, в том числе широко известная «Новая песня»
Лавров умер 25 января 1900 года в Париже и был похоронен на кладбище Монпарнас.
СУБЪЕКТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ В ТРУДАХ П.Л.ЛАВРОВА
Субъективное направление в социологии возникло в конце 60-х годов XIX в. и просуществовало до Октябрьской революции, которая свершилась в XX веке, подвергнувшись значительной эволюции.
Ведущм теоретиком субъективной школы был Петр Лаврович Лавров, а субъективизм (субъективный метод) был наиболее популярным направлением русской социологической мысли.
Впервые основополагающие идеи субъективной социологии были сформулированы П.Л. Лавровым в «Исторических письмах» (1870 год).
Влияние этой школы на русскую интеллигенцию было огромным.
Лавров говорил: «социология есть наука об обществе. Общество не есть только собрание реальных единиц; это формы их взаимодействия, инстинктивно или сознательно ими созданные для удовлетворения своих потребностей; это – продукт практического творчества мысли. Общественные процессы представляют реализирование, в изменяющихся общественных формах, потребностей общих большему или меньшему числу личностей. Все влияния объективных явлений, предметов и процессов переходят в социологические процессы лишь в субъективной форме потребностей. Потребности эти составляют систему сил, которая, действуя в данной географической и исторической среде, даёт социологические продукты. Здесь объективны лишь реальные личности в их деятельности, допускающее статистическое определение и историческую отметку, да ещё среда, в которой происходит социологическое творчество. Но действующие силы субъективны и продукты опять субъективны».
П. Лавров пришёл к этическому субъективизму, отталкиваясь от мысли о целеполагающей активности личности как субъекта истории. «…Пора бы людям мыслящим, писал Лавров, усвоить себе одну очень простую вещь: что различие важного и неважного, благодетельного и вредного, хорошего и дурного, есть различия, существующие лишь для человека, а вовсе чужды природе и вещам самим в себе…»
Субъективный метод напрямую связан с теоретическим обоснованием прогресса. Исходя из этого, Лавров конструировал свою формулу прогресса: развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощении в общественных формах истины и справедливости. Этико-субъективный подход тем не менее не представлял из себя чисто субъективного построения, а был своего рода парадигмальной моделью освоения действительности. Субъективный метод как научная доктрина проистекал из теоретической посылки о социально-активной функции личности в истории и на этой основе трансформировался в целостно учение о прогрессе как нравственном императиве истории.
Говоря о цене прогресса, Лавров обращал внимание на то, что в истории часто упоминают о героях, гениальных личностях, забывая о тех условиях, при которых они действовали и при которых человечество было «осчастливлено» их появлением.
Лавров считал, что психика членов общественного организма, их сознание, теории, укореняющиеся в их мышлении, – всё это заставляет их действовать, и это составляет главную черту общества в его отличии от организма. История как процесс жизни человечества произошла из стремлений избавиться от того, что человек сознавал как страдание и из стремления приобрести то, что человек сознавал как наслаждение.
Из понимания
Таким образом, роль науки заключается
не только в познании объективных
законов, но и в создании научно обоснованного
нравственного идеала, в соответствии
с которым должна измениться действительность.
Противоречия между личностью и
обществом порождаются или
В общем контексте рассуждений
Лаврова о национальностях
Отношение к общечеловеческому
прогрессу стало для Лаврова
критерием патриотизма. Рациональный
патриотизм заключается в стремлении
сделать свою национальность самым
влиятельным деятелем общественного
прогресса, в наименьшей мере стирая
её характеристические черты. Настоящий,
или рациональный, патриотизм, по Лаврову,
это одна из черт «критически мыслящей
личности», и этот патриотизм заключается
в «осмыслении естественных требований
своей нации критическим
Лавров особо подчёркивал в
своих социологических
Личность, ощущая себя самостоятельной, самодостаточной, дистанцированной от общества, воспринимает всё остальное как враждебное себе, чуждое её эгоистическим притязанием. Но личность совершенствуется, развивается, мыслит, и на этом этапе эгоистическое развитие, а точнее развитие эгоистической личности требует, по Лаврову, расширения личностного пространства. Ей тесно в рамках своей определённости. Этот процесс многоступенчатая смена различных состояний личности, Лавров называет самоотвержением. Самоотвержение есть желание подчиниться тому, кого мы считаем выше себя, начало, добровольно подчиняющее эгоистическую личность другой (действительной или вымышленной). Это чувство Лавров считает тождественным с любовью, выделяя из этого последнего органическую привязанность.
Анализируя соотношение
Справедливость делается необходимым
и высшим условием собственного достоинства
личности. Причём справедливость человек
признаёт как своё начало, как необходимый
элемент своего существования, но дополняет
его сознанием равноправности эгоизмов
других и равной обязанности для
каждого уважать чужое
Развитие должно подчиняться закону прогресса, который есть приближение исторических фактов к реальному или идеальному лучшему, нами сознанному. Сущее имеет для Лаврова ценность относительную, должное же в своём идеале ценность безусловную. Отношения между сторонами этого противоречия конфликтные, взрывоопасные, но это обуславливается скорее обстоятельствами, чем необходимостью.
Главную причину такого исхода Лавров видит в недостатке умственного и нравственного развития в господствующих и руководящих личностях и группах, который ведёт обыкновенно в подобных случаях к неизбежному кровавому столкновению. Здесь виден тот революционный радикализм, который был присущ Лаврову. Но отнюдь не все его товарищи по науке разделяли такую точку зрения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Лавров П.Л., в изучении социологии опирался на философию, историю и этику. Он пытался найти истоки общественности в животном мире (то, что позднее стали называть «предсоциологией»), понять специфику именно человеческого общества, проследить разные состояния социо-культурной эволюции, начиная с первобытных форм, (их остатки в настоящем в виде народных суеверий, традиций, верований) и, кончая цивилизованными формами, включающими великие цивилизации древнего мира, культуру античности, средневековья и нового времени.
Сочинения Лаврова, посвященные истории мысли, как специфической черте человеческого общества, рисуют читателю широкую панораму мировой эволюции.