Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 19:58, контрольная работа
Цель исследования можно представить, как: изучение зарождения со-циологии в России и формирования различных направлений.
Задачи исследования:
1. рассмотреть причины зарождения социологии в России;
2. изучить этапы развития российской социологии;
3. рассмотреть направления в социологии России Х1Х-ХХ веков.
ВВЕДЕНИЕ 3
СУБЪЕКТИВНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 4
МНОГОФАКТОРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
М.М. КОВАЛЕВСКОГО 10
РУССКИЙ ИСТОРИК XIX ВЕКА Н.Н. КАРЕЕВ
НАЗВАЛ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
«САМЫМ КРУПНЫМ СОЦИОЛОГОМ В РОССИИ
ДО ВОЗНИКНОВЕНИЯ В НЕЙ СОЦИОЛОГИИ».
ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ ТАКОЕ СУЖДЕНИЕ? 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
Важную роль в социологии Ковалевского играет историко-сравнитель-ный метод. Сравнивая развитие народов разных стран и эпох, можно обнару-жить некоторые общие законы их исторической эволюции. В связи с этим Ковалевский писал, что «на одинаковых ступенях развития в каждом челове-ческом обществе развитие происходит по одинаковому внутреннему закону». Историко-сравнительный метод позволяет выявить и эти законы, и специ-фические особенности в развитии разных народов и их культур.
Сравниваемые явления брались Ковалевским, как правило, не в статис-тике, а в динамике, в их исторической эволюции, что позволяло изучать как общие закономерности исторического процесса, так и специфические осо-бенности развития тех или иных обществ. На данной основе увеличилась возможность социологического прогнозирования и исторического предвиде-ния, что повышало практическое знание социологии.
В своих основных социологических трудах «Современные социологии» и «Социология» М. Ковалевский говорит о множественности факторов об-щественного развития. В качестве социально значимых факторов у него фи-гурирует и биологический, и космический, и политический, и многие другие. Он указывает на необходимость обнаружения одновременного и парал-лельного воздействия этих факторов на развитие общественных явлений.
В этом заключается одно из основных методологических требований его со-циологической концепции.
С позиции подобного плюрализма, т.е. необходимости учета влияния на развитие общества многих факторов, он подвергал критике однородность доктрин Спенсера, Дюркгейма, Тарда и других социологов. Более того, он считал, что в методологическом плане нет смысла говорить о более или ме-нее важных факторах. Каждый из них может выступать в роли главного, со-путствующего или второстепенного в зависимости от ситуации и ракурса рассмотрения того или иного общественного явления.
Исходя из основных установок социологического плюрализма М. Кова-левский разработал теорию общественного прогресса, которую иногда назы-вают ядром его социологии. Он писал, что основным законом социологии яв-ляется закон прогресса. Задача же социологии состоит в том, чтобы «рас-крыть те перемены в общественном и политическом укладе, в который вы-лился этот прогресс и те причины, которыми он обусловлен».
Обосновывая закономерный и в целом прогрессивный, поступательный характер развития человеческого общества, Ковалевский не отрицал ни мно-гих факторов застоя или топтания общества на месте, ни понятных, регресс-сивных движений, которые также бывают в истории. Но побеждает все-таки «закон прогресса» – всеобщий социологический закон, проявляющийся
«в расширении сферы человеческой солидарности». В этом он видел основ-ное содержание общественного прогресса.
В своей теории общественного прогресса Ковалевский исходил из того, что все народы проходят одни и те же стадии развития, но не одновременно. Это обстоятельство делает необходимым использование историко-сравни-тельного метода. С помощью этого метода можно получить представление
о прошлом народов, ознакомившись с современной общественной жизнью отсталых стран, а также о будущем последних, учитывая достижения совре-менных передовых стран.
По Ковалевскому, «все народы участвуют в мировом прогрессе», кото-рый должен привести к их объединению в единое «мировое солидарное об-щество». Обосновывая эволюционный характер общественного прогресса, он отвергал марксистскую теорию классовой борьбы и социальной революции, считал, что при нормальном течении общественной жизни столкновения классовых и других социальных интересов предотвращается соглашением, компромиссом, при котором руководящим началом всегда является идея солидарности всех членов общества.
Социологический плюрализм Ковалевского служил теоретическим об-основанием его платформы умеренного либерализма, основная направлен-ность которого заключалась в преобразовании экономической и политиче-ской системы российского общества по образцам западных буржуазных демократий.
РУССКИЙ ИСТОРИК XIX ВЕКА Н.Н. КАРЕЕВ
НАЗВАЛ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
«САМЫМ КРУПНЫМ СОЦИОЛОГОМ В РОССИИ
ДО ВОЗНИКНОВЕНИЯ В НЕЙ СОЦИОЛОГИИ».
ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ ТАКОЕ СУЖДЕНИЕ?
Как материалист по своим философским воззрениям Чернышевский мог быть особенно предрасположен к тому, чтобы усвоить идею об общей теории общества без всякой мистической, метафизической и романтической примеси. Из всех общественных наук он ближе всего был знаком с полити-ческой экономией, которая гораздо более чем всякие политические и юриди-ческие науки, была свободна от метафизики, и в тоже время особенно помогала понимать реальные общественные отношения, освещавшиеся в его глазах, вдобавок с усвоенной им социалистической точки зрения.
У Чернышевского были и большие исторические знания, почерпавшие-ся им не только из книг, но и из наблюдений над текущею политическою жизнью, которые он излагал в своих журнальных статьях и обозрениях. Сочинения Чернышевского заключают в себе громадный материал суждения о том, что и как он думал по тому или другому из тех вопросов, которые вскоре после его насильственного изъятия из жизни начали ставиться и ре-шаться в русской литературе. Но весь этот материал рассеян, разбросан по разным местам, отдельные составные его части возникали по разным, случайным для их взаимных отношений поводам. Все это никогда им самим не сводилось в систему, в некоторое целое, которое могло бы рассматри-ваться им самим как научное единство.
Социологические взгляды свои Чернышевский сам не формулировал, как таковые, и не систематизировал, а отдельные его заявления давали пово-ды причислять его к противоположным направлениям. В то время, например, как для одних Чернышевский – предшественник экономического материализ-ма, для других он был в социологии психологист. М Антонов в своей книге
о нем прямо говорит: «По своим социалистическим взглядам Чернышевский, подобно Михайловскому и Лаврову, принадлежал к психологическому на-правлению в социологии». Этот психологизм Чернышевский, однако, соче-тал с материалистическим пониманием самой психологии.
Конечно, современный исследователь может систематизировать этот обширный материал и изобразить, какова была социология Чернышевского, если бы он сам задался бы таким заданием, да это и происходит до известной степени на самом деле, но от этого может получиться не подлинная социо-логия Чернышевского, а, так сказать, ее реставрация, как можно было бы, например, рассматривать историологию Фукидида или Тита Ливия.
Можно было бы говорить о понимании самим Чернышевским вопроса о существе социологии, ее предмете, задаче, методе, об отношении к разным другим общественным наукам (к истории, к философии, к психологии,
к эти-ке), о внутреннем расчленении, об исторических предшественниках. Но
у данного мыслителя не было в уме и самой-то идеи о такой науке. Черны-шевского можно назвать самым крупным социологом в России до возник-новения в ней социологии, но с оговоркою, что он был социологом, сам того не зная.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социология есть наука об обществе. Данный термин ввел в науку французский ученый и философ Опост Конт, которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей Востока
и Запада.
Характерно, что социология, выступая как часть тех или иных философских учений, сама не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п. По сути дела она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук.
Предметом внимания и изучения социологии все более становились фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и социальной справедливости. В результате в XIX веке появился ряд общечеловеческих концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем. Среди них наибольшее признание получили социальные теории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса, а впоследствии Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Габриеля Тарда и других социологов.
Социологическая мысль в России второй половины XIX – начала XX века была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политичес-ких течений.
На протяжении XIX века происходило постепенно размежевание между гуманитарно-филологическим комплексом наук о духовной жизни общества и социальными науками, основанными на теоретическом осмыслении его закономерностей, структур и процессов. Важнейшим достижением этого сдвига в научном познании стало формирование социологии как науки, изучающей общество как объективную взаимосвязанную целостную систему отношений, процессов и институтов. Наряду с ростом описательных и гуманитарных исследований происходило постепенное совершенствование социологического познания социальных и культурных явлений.
Социология с самого начала обнаружила тенденцию к изучению реального общества. На этом пути социологии приходилось бороться за самоопределение. Крупным мыслителям – социологам второй половины XIX – начала XX века пришлось провести основательную работу по признанию первичности и специфичности социальной реальности, состоящей из отношений, в которые вступают люди в самых разных вариантах своей деятельности. Уже
в период становления социологии важным предметом анализа стали те нормативно-ценностные представления и смыслы, через которые человек входит в окружающую его социальную среду.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993.
2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 3-е изд. М., Библионика, 2006.
3. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Осипова Г.В. М., 1998.
4. Социология. Учебник для вузов / под ред. проф. Лавриненко В.Н.
3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
Данная работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru. ID работы: 22690
_____________
подпись
_____________
дата
[1] Кукушкина Е.И. Русская социология ХIХ – начала ХХ века. М., Московский университет, 1993. С. 117.
[2] Там же. С. 111.
Информация о работе Субъективная школа в социологии. Психологическое направление