Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:08, контрольная работа
В начале 80-х гг. Лавров сблизился с партией "Народная воля", хотя считал ошибочной ее террористическую деятельность. Не принимал Лавров и марксизм, полагая эту теорию неприменимой в России и излишне рационалистичной, что не мешало ему быть в добрых отношениях с К.Марксом, завещавшим Лаврову русскую часть своей библиотеки. До конца жизни Лавров работал над так и незавершенной книгой "История мысли", размышлял о революции и нравственности.
Лавров Петр Лаврентьевич………………..……………............................3
Михайловский Николай Константинович……………..............................5
Южаков Сергей Николаевич.....................................................................7
Кареев Николай Иванович.......................................................................10
Социологические взгляды:
- П. Лаврова и Н. Михайловского….........................................12
- С. Южакова и Н. Кареев..........................................................18
Список использованной литературы………………….............................21
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Самарский
Государственный Университет
Контрольная работа по
дисциплине «История социологии»
на тему:
«Субъективная школа в русской
социологии»
Выполнила:
Студентка 4курса заочного отделения социологического
факультета специальность «Социология»
Самара -2010
Содержание
Лавров
Петр Лаврентьевич………………..…………….....
Михайловский
Николай Константинович……………...
Южаков
Сергей Николаевич....................
Кареев
Николай Иванович..............
Социологические взгляды:
- П. Лаврова и Н. Михайловского…................
- С. Южакова и Н. Кареев........................
Список
использованной литературы………………….............
Лавров Петр Лаврович
Лавров Петр Лаврович (1823, с. Мелехове Псковской губ. - 1900, Париж). Происходил из старинного дворянского рода. Лавров получил прекрасное домашнее образование, свободно владел французским и немецким языками. В 1837-1842 учился в Петербурге, в артиллерийском училище. Лавров самостоятельно изучал литературу по общественным наукам, в частности познакомился с произведениями социалистов-утопистов, писал стихи и проявил исключительные способности к математике. В 1844, после окончания высших офицерских классов, Лавров был оставлен при училище репетитором математических наук. В 1858 Лавров был произведен в полковники и стал профессором математики.
Лавров изучал новейшую европейскую философию, публиковал свои стихи у А. И. Герцена в сборнике "Голоса из России", участвовал в работе над "Энциклопедическим словарем", много печатался по широкому кругу вопросов: философии, социологии, истории общественной мысли, проблемам общественной нравственности, искусства, литературы, народного образования. В 1860 вышла в свет его первая книга "Очерки вопросов практической философии". В 60-е гг. Лавров принимал активное участие в общественной жизни: поддерживал студенческое движение, был одним из организаторов и старшин "Шахматного клуба", ставшего центром собраний либеральной интеллигенции, сблизился с тайным обществом "Земля и воля". В III Отделении на Лаврова было заведено "дело". В апреле 1866 Лавров был арестован, и после Следствия и суда был сослан в Вологодскую губернию. В ссылке Лавровым были созданы "Исторические письма", "Критически мыслящие личности". Идеи, описанные в них, стали теоретической основой деятельности революционного народничества.
В 1870 с помощью Г.А. Лопатина Лавров бежал в Париж, где вступил в I Интернационал и пытался организовать помощь Парижской Коммуне в Бельгии и Англии. В 1871 в Лондоне Лавров познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1873 в Цюрихе начал выпускать журнал "Вперед!", целью которого была подготовка интеллигенции к длительной пропаганде социалистических идей в народе, а не анархистских призывов к стихийному бунту. В 1876 Лавров понял, что ему не удалось сделать журнал центром революционных сил в России; после провала "хождения в народ" и разногласий внутри редакции сложил с себя полномочия редактора.
В начале 80-х гг. Лавров сблизился с партией
"Народная воля", хотя считал ошибочной
ее террористическую деятельность. Не
принимал Лавров и марксизм, полагая эту
теорию неприменимой в России и излишне
рационалистичной, что не мешало ему быть
в добрых отношениях с К.Марксом, завещавшим
Лаврову русскую часть своей библиотеки.
До конца жизни Лавров работал над так
и незавершенной книгой "История мысли",
размышлял о революции и нравственности.
Лавров считал, что единение интеллигенции
и народа возможно лишь на этической основе,
единственно прочной и способной создать
нравственный социализм: "Мы не хотим
насильственной власти на смену старой...
Будущий строй русского общества... должен
воплотить в дело потребности большинства,
им самим сознанные и понятые".
Николай Константинович Михайловский
Михайловский Николай Константинович (1842-1904) - русский социальный философ и социолог, литературный критик, теоретик народничества, основатель (наряду с Лавровым) субъективной социологии. Основные сочинения: "Теория Дарвина и общественная наука" (1870-1871,1873), "Аналогический метод в общественной науке" (1869), "Что такое прогресс?" (1872), "Борьба за индивидуальность" (1875-1876), "Вольница и подвижники" (1877), "Герои и толпа" (1882), "Научные письма. К вопросу о героях и толпе" (1884), "Патологическая магия" (1887), "Еще о героях" (1891), "Еще о толпе" (1893) и др.
С 1869 Михайловский - постоянный и деятельный сотрудник журнала "Отечественные записки", с 1892 - один из ведущих редакторов журнала "Русское богатство". В течение 40 лет был одним из самых читаемых и влиятельных авторов в России, создал особый тип письма - отклик на все, что волновало русское общество (с позиций не цехового ученого, а "профана", которого заботят реальные жизненное проблемы), при одновременном изложении через самый разный материал концептуальных подходов. Работая в целом в русле позитивизма, стремился к широкому социально-философскому синтезу. Этический пафос мысли Михайловского привел к тому, что он стал одним из ведущих проповедников персонализма, синтезированного с метафизикой природы, хотя позитивистская методология, замкнутость на категории возможности, не позволила Михайловскому выявить более глубокие истоки персонализма. Следуя гносеологии позитивизма, Михайловский понимает истину как удовлетворение познавательной потребности человека. Чтобы избежать возможного произвола, за критерий истины нужно признать потребности нормального человека. Концепция истины непосредственно входит в ткань социологической теории Михайловского, наиболее оригинальной и значимой части его наследия. Предметом социологии, считает Михайловский, является отношение различных форм общежития (кооперации) к судьбам личности; исследование законов этого отношения позволяет соединить в социологическом анализе сущее и должное. Определивший идейные искания его этический императив ярко выявился в концепции двуединой правды ("правды - истины" и "правды - справедливости") как сочетания познавательной и нравственной потребностей, что привело Михайловского к разработке субъективного метода в социологии.
Южаков Сергей Николаевич
Южаков
Сергей Николаевич— выдающийся современный
публицист; род. в 1849 г. в семье генерала
от кавалерии, учился на историко-филологическом
факультете новороссийского университета,
который по болезни оставил до
окончания курса; на литературное поприще
выступил в 1868 г. в "Одесском Вестнике";
с 1872 г. сотрудничал в "Знании", в 1876—1879
гг. был товарищем редактора "Одесского
Вестника"; с 1879 до 1882 г. находился в
ссылке в Сибири, откуда посылал статьи
в "Русские Ведомости" и "Отечественные
Записки"; в 1882—1884 гг. постоянный сотрудник
"Отечественных Записок"; тогда же
помещал статьи в "Деле", "Вестнике
Европы" и "Одесском Листке"; в
1884—85 гг. сотрудничал в "Русской Мысли";
в 1885—89 гг. был членом редакции "Северного
Вестника", в 1893—98 гг. членом редакции
"Русского Богатства", в котором поныне
ведет отдел иностранной политики. С 1898
г. Ю. состоит главным редактором "Большой
Энциклопедии". Отдельно изданы следующие
сочинения Ю.: "Социологические этюды"
(т. I, 1891; т. II, 1896); "Доброволец Петербург"
(1894); "Англо-русская распря" (1885); "Афганистан"
(1885); "М. М. Сперанский" (1891); "Ж.-Ж.
Руссо" (1893); "Любовь и счастье в произведениях
Пушкина" (Одесса, 1895); "Статистическое
описание крестьянского хозяйства Ямбургского
уезда" (1886). Основы своего широко-гуманного
миросозерцания Ю. изложил в "Социологических
этюдах". Примыкал к субъективной школе
социологии, которую он считает специфически
"русской социологической школой".
Ю. указывает, что в социальном процессе,
наряду с биологическими факторами, действуют
и факторы этические, которые, с успехом
цивилизации, берут перевес над первыми
и подчиняют их себе. "Социальный прогресс,
— говорит Ю., — представляется процессом
уравновешения внутренних и внешних отношений
жизни и среды": в этом прогрессе жизнь,
приспособляясь к среде, в свою очередь
приспособляет среду к своим потребностям,
создавая особую среду — "социальную
культуру". Благодаря этому новому фактору
борьба за существование перестает быть
всерешающим фактором и проявляется тенденция
к совершенному искоренению этой борьбы,
которая человеком, сколько-нибудь развитым,
признается явлением безнравственным.
Борьба между людьми сменяется борьбой
людей, объединенных солидарностью, с
природой, что ведет к тенденции "уравновесить
размножение населения умножением средств".
{Брокгауз} Южаков, Сергей Николаевич (1849—1910)
— публицист-народник. Род. в военной семье,
учился в Новороссийском ун-те, который
оставил по болезни. Начал писать в 1868
в "Одесском вестнике"; с 1872 сотрудничал
в журнале "Знание" и др. В 70-х гг. сблизился
с местными революционно-народническими
кружками и оказывал им услуги и материальную
помощь. В 1878 Ю. вместе с рядом сотрудников
"Одесского вестника" по подозрению
в содействии революционерам был выслан
в Вост. Сибирь, где пробыл до 1882. Сотрудничал
в "Русских ведомостях", "Отечественных
записках", "Деле", "Вестнике
Европы", в "Русской мысли"; в 1885—1889
был членом редакции "Северного вестника".
С 1893 Ю. вел в "Русском богатстве"
иностранное обозрение. В 1898—1906 под редакцией
Ю. вышла "Большая энциклопедия" т-ва
"Просвещение" в 22 томах. В 90-х годах
Ю. принимал участие в известной полемике
народников с марксистами. В ряде статей
Ю. нашли себе выражение наиболее реакционные
черты "учения" эпигонов народничества.
"Просветительную утопию" Ю. Ленин
назвал "крепостнически-
Николай Иванович Каре́ев
Николай Иванович Каре́ев (1850—1931) — русский историк. Родился в деревне Аносово Смоленской губернии. С 1910 член-корреспондент Петербургской академии наук, с 1917 г. член-корреспондент Российской Академии Наук, с 1929 почётный член АН СССР.
Учился
в 5 московской гимназии и окончил
курс по историко-филологическому
В начале 1885 г. Кареев перешёл в СПб., где получил кафедру сначала в Александровском лицее, а потом и в университете и на Высших женских курсах. В 1889 г. участвовал в основании при СПб. университете Исторического общества, председателем которого состоит и в настоящее время, редактируя издаваемое обществом «Историческое обозрение». Первый печатный труд К. — «Фонетическая и графическая система древнего эллинского языка» — вышел в свет в 1868 г.
В сентябре 1899 г. уволен без прошения по политическим причинам от должности профессора в Петербургском университете (возобновил преподавание в 1906 г.) и на Высших женских курсах, но продолжает преподавать Александровском лицее. С 1902 г. читает лекции на экономическом отделении Петербургского политехнического института. Вместе с Петербургским университетом Кареев покинул и Комитет общества нуждающимся студентам. Деятельное участие принимал в Союзе взаимопомощи русских писателей (1897—1901); в основавшемся в 1905 г. Союзе деятелей высшей школы состоит председателем "академической комиссии", разрабатывающей основные вопросы строя и быта высших учебных заведений. Продолжает быть председателем исторического общества и работать в комитете литературного фонда, равно как в отделе для содействия самообразованию, где с самого начала состоит фактическим председателем. С 1904 г. состоит гласным Петербургской городской думы.
Во время Революции 1905—07 вошёл в ряды кадетской партии и был избран членом Первой Государственной думы.
В середине сентября 1918 г. был арестован вместе со всей семьей в Зайцеве (Смоленская губерния), находился под домашним арестом пять дней.
Дочь Н. И. Кареева, Елена Николаевна Верейская, была детской писательницей. Её муж, Георгий Семенович Верейский, был художником-графиком, действительным членом Академии художеств СССР.
Имя Н. И. Кареева носят Всероссийский конкурс им. Н. И. Кареева научных работ студентов, аспирантов и молодых учёных в области социологии (Российская социологическая ассоциация; социологический факультет МГУ) и Петербургские кареевские чтения по новистике (Третьи чтения состоялись в 1999 г.).
Социологические взгляды П. Лаврова и Н. Михайловского
Заметное влияние на становление и развитие общественной мысли в России оказала социология народничества. Виднейшими ее представителями были П. Лавров (1823-1900) и Н. Михайловский (1842-1904). Они придерживались так называемого субъективного метода в социологии, который получил всестороннюю разработку в их многочисленных трудах. Суть этого метода П. Лавров раскрывает так: «Волей или неволей приходится прилагать к процессу истории субъективную оценку, т. е. усвоив тот или иной нравственный идеал, расположить все факты истории в перспективе, по которой они содействовали или противодействовали этому идеалу, и на первый план истории выставить по важности те факты, в которых это содействие или противодействие выразилось с наибольшей яркостью». В развитии нравственного идеала он видел «единственный смысл истории» и «единственный закон исторической группировки событий».
Основную задачу социологии П. Лавров усматривал в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу «солидарных», как он писал, действий людей, направляемых их общими интересами. Социология, по словам Лаврова, изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Она ставит себе теоретическую цель: понять формы солидарности, а также условия ее упрочения и ослабления при разном уровне развития людей и форм их общежития.
Под солидарностью Лавров понимал «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным» и «что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей». Солидарность -это «общности привычек, интересов, эффектов или убеждений». Все это обусловливает сходство поведения и Деятельности людей.