Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:38, курсовая работа
Закон Российской Федерации «Об образовании» определил образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Система образования определена как совокупность преемственных образовательных программ государственных образовательных стандартов различного уровня, а также сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления.
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
VII Межвузовская студенческая Олимпиада
конкурс социальных проектов по теме « Проблемы образования XXI века как предмет междисциплинарных научных исследований»
Выполнили:
Балашов 2010
Закон Российской Федерации «Об образовании» определил образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Система образования определена как совокупность преемственных образовательных программ государственных образовательных стандартов различного уровня, а также сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления.
Практика является неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалиста, бакалавра и магистра социальной работы и выступает как одно из средств формирования у будущих специалистов знаний, умений, навыков, необходимых для успешной и эффективной профессиональной деятельности. Понимание сути профессии, осознанное, серьёзное отношение к будущей деятельности, формирование и развитие личностных и профессиональных качеств способствует более быстрому, а главное более качественному формированию специалиста. По данным диссертационных исследований проводимых на факультете социальной работы Балашовского института СГУ 40 % студентов в качестве негативного фактора обучения в вузе указывают недостаточное количество практики. Вместе с тем, отмечается, что тематика практик в вузе не полностью исчерпывает потребностей и интересов студентов, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Такая ситуация не способствует предметному знакомству студентов со специальностью, развитию интереса в работе, оказанию помощи в трудоустройстве будущего специалиста. В отличие от системы организации ознакомительной, учебной, производственной, практики-стажировки, обладающих формализмом, как со стороны вуза, так и со стороны принимающей студента организации, волонтёрская практика основана на добровольных началах, с учетом интересов студентов. От добровольного участия студентов в деятельности по изменению социальной ситуации зависит успешность их профессиональной подготовки. Молодежь в Балашове достаточно часто привлекается к волонтёрской деятельности, так, к примеру, их труд используется в мероприятиях проводимых молодежным советом при главе администрации района, в деятельности Балашовского института СГУ, а также другими организациями.
II. Цель проекта
Цели проекта
1.Создание отряда содействия милиции «Социальная гвардия» при ОВД г. Балашова, в рамках прохождения волонтёрской практики студентами факультетов социальной работы, психологии, физической культуры.
2.Содействие улучшению
качества академического
III. Задачи проекта
IV. Основное содержание проекта ( мероприятия).
1 этап. Подготовительный этап.
В течение первой недели реализации проекта руководитель проекта проведет рабочие встречи:
Для привлечения студентов
к участию в проекте будет
создан информационный буклет, раскрывающий
идею проекта, его привлекательность
для студентов-волонтёров, с информацией
о проекте можно будет ознакоми
2 этап. Создание студенческого отряда при ОВД г. Балашова.
Деятельность студенческого отряда «Социальная гвардия» при ОВД г.Балашова, направлена на взаимодействие с девиантными подростками и сотрудниками ОВД, что обусловлено актуальностью заявленных проблем данных категорий.
С одной стороны, увеличение правонарушений среди несовершеннолетних в настоящее время являются предметом повышенного интереса со стороны государственных организаций и широкого круга общественности, с другой, острый недостаток средств, выделяемых на поддержание правопорядка, увеличение нагрузки на личный состав, большое количество должностных обязанностей, ухудшения социальной и правовой защиты сотрудников ОВД снижает их профессиональную активность, заинтересованность в работе, повышает отток квалифицированных кадров, увеличивает число фактов нарушения законности и совершения преступлений. Создание студенческого отряда способствовало бы одновременно, оказанию социально-правовой, психологической помощи и поддержки несовершеннолетних правонарушителей, а также, снижению эмоциональной и трудовой нагрузки сотрудников ОВД, посредством выполнения части их функций: информирование учреждений о правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и условиях этому способствующих; анализирование структуры и динамики правонарушений; осуществление взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, общественными объединениями, религиозными организациями по вопросам, связанным с профилактикой правонарушений; организация работы с родителями несовершеннолетних, не исполняющих свои обязанности по воспитанию детей; изучение и обобщение в практику передового опыта, новые формы и методы работы по предупреждению преступлений; содействие в организации трудоустройства, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетних правонарушителей и детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении; разъяснение правонарушителям их прав и обязанностей. Волонтёры отряда содействия милиции «Социальная гвардия» должны оказывать следующие виды помощи сотрудникам ОВД и девиантным подросткам: приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в деятельности сотрудников ОВД, налаживание взаимодействия между различными социальными институтами; использование всего арсенала правовых норм для защиты прав и интересов милиционеров и девиантных подростков, формирование положительного общественного отношения к сотрудникам органов внутренних дел; организацию культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности для милиционеров, несовершеннолетних правонарушителей и членов их семей; организация взаимодействия между сотрудниками ОВД и правонарушителями.
Вовлечение студентов - волонтёров в деятельность студенческого отряда «Социальная гвардия» при ОВД позволит им наиболее полно овладеть необходимыми знаниями, умениями работы с сотрудниками ОВД, девиантными подростками, навыками взаимодействия с различными учреждениями социальной инфраструктуры; приобрести опыт работы, необходимый при трудоустройстве; воспитать социальную ответственность и повысить гражданскую активность посредством оказания содействия сотрудникам органов внутренних дел, что является стимулом подготовки квалифицированных кадров для ОВД.
3 Этап. Обучение студентов-
На данном этапе будут
созданы условия для
Занятия будут проводиться авторским коллективом данного проекта, имеющими опыт практической работы по данным направлениям, совместно с сотрудниками Центра «Молодёжь плюс». Полученные студентами знания будут подкреплены информационными материалами по предложенным программам, которые в последствии будут объединены в сборник учебно-методических материалов.
Из числа наиболее активных студентов будут выбраны 3 координатора, которые будут осуществлять организацию и контроль работы 3-х групп добровольцев на основном этапе реализации проекта. Добровольческие группы будут сформированы согласно профессиональным предпочтениям студентов по направлениям практической работы (профилактика девиантного поведения подростков, посредническая помощь сотрудникам ОВД).
4 Этап. Основной этап. Работа студентов-добровольцев
График и тематика проводимых добровольцами мероприятия будет уточняться руководителем проекта. Студенты будут задействованы в проекте не менее 4 часов в неделю, из них 2 часа – участие в проведение различных мероприятий, тренингов, консультаций с сотрудниками ОВД, девиантными подростками и их родителями; оставшееся время – методическая подготовка к ним, совместно с авторским коллективом проекта, преподавателями, специалистами социальных учреждений, взаимодействующих с отрядом содействия милиции «Социальная гвардия». Распределение рабочего время студентов в течение месяца будет неравномерным, с учетом из занятости в вузе.
Планирование и контроль реализации проекта будет осуществлять руководитель проекта совместно с руководством, задействованных в проекте факультетов. Для более глубокого осмысления и рефлексии полученного при проведении практических мероприятий опыта студенты будут вести «Дневник рефлексии», в котором анализируются недостатки собственной работы и достигнутые успехи. Сделанные записи будут обсуждаться на ежемесячных встречах со студентами. Возможно также использование данных материалов на семинарских занятиях в вузе.
Контроль будет осуществляться путем учета для каждого студента, участвующего в проекте, содержания и качества выполненных работ, количества отработанных часов, участия в мероприятиях.
5 этап. Обобщение
опыта проекта и
Промежуточные и итоговые результаты проекта будут представлены: в выступлениях на научно-практических конференциях, в публикациях научных статей студентов, в местных и региональных СМИ. Эффективность проводимых мероприятий будет определена с помощью метода опроса среди участников и организаторов проекта.
С целью распространения опыта, полученного в ходе реализации проекта, на базе БИ СГУ будет организован Круглый стол на тему «Совмещение общественно-полезной деятельности и образования», на котором планируется показать преимущества данной модели для обучения студентов-гуманитариев, а также ее эффективность для решения социальных проблем.
Материалы обучающих
тренингов для студентов-
5. Схема управления проектом.
5. Участники проекта.
Студенты 2-5 курсов Балашовского института СГУ, заинтересованные в профессиональном росте через участие в деятельности отряда содействия милиции «Социальная гвардия», созданного в рамках проекта.
Целевой группой
выступают волонтеры,
Вторичная целевая группа: сотрудники учреждений, задействованных в проекте.
6. Кадровое обеспечение проекта
Проект «Социальная гвардия» будет реализовываться факультетом социальной работы БИСГУ.
Руководитель проекта:
Авторский коллектив проекта, преподаватели факультетов социальной работы, психологии, ФК, специалисты социальных учреждений города - ГУРЦКСОДМ «Молодежь плюс», Общественный Совет, Центр социальной помощи семье и детям «Семья»:
7. Схема реализации проекта.
Этап |
Вид деятельности, мероприятие |
Сроки проведения |
1 этап. Подготовительный. |
Проведение рабочих встреч. |
февраль |
Создание и распространение информационного буклета |
февраль | |
Отбор студентов волонтёров для участия в проекте. |
февраль-март | |
2 Этап. Обучение студентов- |
Проведение бесед, консультаций, обучающих тренингов со студентами-добровольцами |
март |
3 Этап. Основной этап. Работа студентов-добровольцев |
Проведение отрядом содействия милиции «Социальная гвардия» тренингов с сотрудниками ОВД, девиантными подростками и их семьями. |
март-апрель |
Проведение отрядом спортивно-оздоровительных мероприятий, с участием сотрудников ОВД, девиантных подростков и их семей. |
апрель | |
Организация социально- |
апрель-май | |
Организация отрядом, работы с родителями несовершеннолетних, не исполняющих свои обязанности по воспитанию детей. |
май | |
Проведение координационных встреч |
июнь-июль | |
Рефлексия опыта, полученного студентами |
август | |
Методические консультации студентов-добровольцев |
сентябрь | |
4 этап. Обобщение
опыта проекта и |
Круглый стол на тему «Совмещение общественно-полезной деятельности и образования» в различный учреждениях |
октябрь |
Выступления на научно-практических конференциях, публикация научных статей студентов |
ноябрь-декабрь | |
Освещение хода проекта и его результатов местных и региональных СМИ |
январь-февраль |