Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:19, реферат
Произошли кардинальные перемены в политической жизни страны: развиваются процессы демократизации общества, восстановлена и широко распространяется частная собственность, расширяется рынок труда, противоречиво протекает социально-экономическое развитие, нарастает социальная дифференциации общества, невиданными темпами развиваются система массовых коммуникаций и компьютеризация, демографическая депопуляция соседствует с эффектами периодических подъемов и спадов численности молодых поколений.
1. Студенческая семья. Проблемы становления. 3
1.1.Функции семьи 3
2.Студенческая семья как социальный феномен 7
3. Трудности и проблемы студенческой семьи.............................11
Список использованной литературы ....13
Содержание
1. Студенческая семья. Проблемы становления. 3
1.1.Функции семьи 3
2.Студенческая семья как социальный феномен 7
3.
Трудности и проблемы
студенческой семьи............
Список
использованной литературы ....13
1. Студенческая семья. Проблемы становления.
1.1.Функции
семьи
Сегодня студенческая семья вступает в самостоятельную жизнь в очень сложное и динамичное время.
Произошли кардинальные перемены в политической жизни страны: развиваются процессы демократизации общества, восстановлена и широко распространяется частная собственность, расширяется рынок труда, противоречиво протекает социально-экономическое развитие, нарастает социальная дифференциации общества, невиданными темпами развиваются система массовых коммуникаций и компьютеризация, демографическая депопуляция соседствует с эффектами периодических подъемов и спадов численности молодых поколений.
Одной из отличительных черт студенческой семьи является ее гомогенный, социально однородный характер. Это и понятно: ведь супруги относятся к одной и той же социальной группе — студенчеству.
Одинаковое социальное
Любовь, общность интересов и привычек — стержень студенческой семьи.
Семья — социальная ячейка общества, ее стабильность и полноценность зависят не только от супругов, но и от характера общественных отношений, материального благосостояния, от непосредственной социальной среды (коллектива, друзей, родственников и т. д.) и даже от общественного мнения.
Характер взаимоотношения общества и семьи предопределяется, прежде всего, содержанием всех общественных отношений. Заинтересовано ли наше общество в полноценной, прочной семье? Безусловно, так как оно нуждается в нравственно и физически здоровых гражданах.
Современная молодая семья переживает своеобразный переходный период. Изменяются старые, традиционные нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношений между родителями и детьми.
Если прежде в семье решающее слово принадлежало мужчине, авторитет которого был высок, а главное, не подлежал никакой критике, то сейчас положение изменилось. Экономическая и социальная самостоятельность женщин, их высокий образовательный уровень уже не совместимы с авторитарными отношениями, хотя кое-где они еще и сохраняются. В настоящее время сосуществует множество типов семей: традиционные, демократические (порой со скрытым лидером), внебрачные, неполные и сложные (с двумя брачными парами).
Сближение образа жизни различных социальных групп и слоев населения, возвышение потребностей приводят к возрастанию уровня притязаний к ценностям брака и супружества. Старый взгляд на женщину только как на мать и работницу ушел в прошлое. Сейчас жена — партнер по браку, от которого ожидают соответствующего поведения и который сам предъявляет высокие требования к спутнику жизни.
Всякая перестройка сопровождается ломкой старого, и это не проходит безболезненно для семьи, а порой даже приводит к временной напряженности и неустойчивости. Этому в определенной мере способствуют такие объективные социальные процессы, как высокая занятость женщин в общественном производстве, повышенная подвижность населения.
Так, широкое вовлечение прекрасной половины семьи в общественное производство не могло не сказаться на воспитании детей, а частая перемена места жительства приводит к изменению стереотипов поведения и мышления. Скажем, установки на число детей в семье у жителей села и города сейчас почти не отличаются, так как городской образ жизни все больше проникает в сельскую местность.
Когда-то развод в глазах общественности выглядел как аномалия или трагедия, нынче это явление, к которому общественное мнение, по крайней мере, на уровне обыденного сознания, нередко относится лояльно.
Вообще влияние общественного мнения на поведение супругов все возрастает. Оно проявляется в своеобразной «моде», например, на малодетную семью, на способы проведения свободного времени, приобретение престижных вещей и т. п.
Любая полноценная семья призвана выполнять свои основные социальные функции: репродуктивную (деторождение), хозяйственно-бытовую, воспитательную, эмоционально-психологическую.
Функция деторождения, воспроизводства новых поколений во все времена была неотъемлемым и естественным условием существования семьи. Каждое уходящее поколение оставляет новое, которое замещает его в жизни. Дети как непреходящая жизненная ценность всегда скрепляли семью, придавали особый смысл ее существованию. Потребность в детях, в родительской любви, опеке является наиболее сильной у человека. Неудивительно, что одинокий образ жизни, бездетность вызывают отрицательное отношение большинства людей. Многочисленные опросы семей показывают, что лишь ничтожная доля (1,5—2,0%) мужчин и женщин, состоящих в браке, ориентированы на бездетность. Безусловно, жизнь семьи без детей существенно обедняется, и одновременно утрачивается еще одна важнейшая функция семьи — воспитательная.
Вместе с тем рождение большого числа детей в современных условиях постепенно теряет свое экономическое и социальное значение. Переход от многодетной семьи к однодетной, а то и вовсе бездетной, видимо, является необратимым. Однако необходимо признать, что массовое распространение малодетных семей чревато серьезными издержками, как для семьи, так и для общества.
Педагоги, врачи, социологи уже давно бьют тревогу по поводу инфантильности детей, выросших в малодетных семьях, ухудшения здоровья женщин, ограничивающихся рождением одного ребенка. Наконец, наличие в семье одного или двоих детей не может обеспечить даже простого воспроизводства населения, а это ведет в будущем к серьезным демографическим проблемам. Известно, что для расширенного воспроизводства необходимо иметь в каждой семье не менее троих детей.
В условиях высокого контроля семьи за рождаемостью и отсутствия материального интереса в рождении большого числа детей важное значение приобретают происходящие сейчас изменения в социальной сфере, необеспеченность жильем, что, безусловно, приводит к сдвигам в общественном сознании, в частности к изменению взглядов на число детей в семье.
Сложные проблемы возникают в молодых семьях, особенно в студенческих, в которых имеются дети дошкольного возраста. Неудивительно, что на вопрос анкеты «Если Вы не хотите иметь больше детей, то почему?» свыше 1/3 родителей ответили: «Неудовлетворительные жилищные условия». То есть, проблема жилья является, на сегодняшний момент, одной из самых острейших проблем молодой семьи и, конечно, от ее решения зависят не только сроки вступления в брак, но и сроки рождения детей, а в определенной мере и стабильность семьи.
Важнейшая функция семьи — эмоционально-психологическая. По своему содержанию она весьма разнообразна: непосредственное общение супругов и детей, взаимопомощь, поддержка и опека, интимная жизнь супругов — все это создает нравственный и психологический климат в семье, от которого зависит многое, и, прежде всего, удовлетворенность браком, семейной жизнью.
Семьи, в которых наблюдается духовная близость, психологическая совместимость и взаимоподдержка, отличаются высоким уровнем стабильности. Исследователи семьи единодушны во мнении: сходство во взглядах, духовная и сексуальная гармония обеспечивают прочность семьи, хотя очевидно, что и здесь не обходится без проблем.
Важнейшей закономерностью развития брачно-семейных отношений в современных условиях является всевозрастающее перемещение центра тяжести из области имущественно-хозяйственных интересов в область нравственно-психологическую, эмоциональную. Поэтому многие проблемы семьи, особенно ее стабильность и повышение рождаемости, могут быть решены не только за счет экономических мер, но и путем эмоционального воздействия.
Хозяйственно-бытовая
функция семьи тесно смыкается с функцией
организации досуга (проведение отпуска,
поездки за город, встречи с друзьями и
родственниками, посещение театров, музеев,
концертных залов, кино и т.д.
2.
Студенческая семья
как социальный феномен
Студенческая семья – это определенный социальный феномен. От обычной молодой семьи ее отличает то, что оба супруга – студенты, и, соответственно имеют общие интересы и привычки. Часто у них общий режим дня и они почти все время проводят вместе.
Все студенческие семьи встречаются с определенными трудностями психологической и физической адаптации, приспособления друг к другу.
Преодоление этих трудностей зависит не только от самих супругов, но и от материальных условий, моральной среды, окружения и т. д. Наличие жилья, домашнего имущества, предметов личного обихода и культурно-бытового назначения — все это необходимые элементы нормальной жизнедеятельности молодой семьи. Отсутствие их может прямо и не отразиться на характере внутрисемейных отношений, однако косвенным образом они способны воздействовать на другие стороны брака.
Так, известно, что определенная часть молодоженов иногда вопреки интересам семьи и общества откладывает рождение первого ребенка из-за материальных затруднений, и, прежде всего, из-за неудовлетворительных жилищных условий. По результатам обследований, примерно в половине случаев откладывание рождения ребенка мотивируется трудностями в решении жилищного вопроса. Сказывается здесь и уровень материальной обеспеченности молодых семей. Далеко не все из них получают материальную помощь от родителей, многим семейным студентам приходится подрабатывать в «свободное время». Некоторые супруги, чтобы решить данную проблему, переходят на вечернее или заочное обучение, что не всегда целесообразно.
Для студенческой семьи проблема жилья зачастую является проблемой номер один. Вопрос, где жить, у многих встает сразу после свадьбы. По сути дела существуют два варианта решения жилищного вопроса в студенческой семье - общежитие (если оно имеется и администрация вуза предоставит его молодоженам) и совместное проживание с родителями.
Согласно данным социологических опросов, 82% семейных студентов пользуются именно этими вариантами (46,5% - проживают в общежитиях, 35,5% - у родителей). Остальные либо имеют отдельную квартиру, либо арендуют ее с помощью родителей.
Совместное проживание молодых с родителями также имеет свои плюсы и минусы. К сожалению, в общественном мнении сформировалась установка, согласно которой раздельное проживание с родителями является чуть ли не гарантией благополучного брака. В результате будущие супруги еще до свадьбы как бы находятся перед альтернативой: либо счастливо жить отдельно от родителей, либо заранее обречь себя на постоянные конфликты со стариками.
Конечно, случаев нетактичного вмешательства родителей во внутренние дела молодоженов немало. Велики, видимо, и психологические перегрузки в семьях с двумя брачными парами, особенно если родители еще сравнительно молоды, а жилищные условия стесненные. Безусловно, что в подавляющем большинстве родители не только оказывают материальную помощь, но и осуществляют социальную опеку над молодыми, передают им житейский опыт. В отдельных же случаях совместное проживание с родительской семьей в первые годы жизни для молодых супругов просто необходимо.
Преимуществом проживания вместе с родителями является то, что молодые чаще имеют возможность своевременно иметь первенца.
Информация о работе Студенческая семья - проблемы и перспективы