Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:12, реферат
Классическим примером социологического анализа Р.Мертона, построенного на основе «теории среднего радиуса действия», является рассмотрение им отклоняющегося поведения и аномии. Теория социальной аномии - социологическая теория причин преступности в современном обществе, предложенная Р.Мертоном.
Введение.............................. 1
Систематическая теория Мертона........ 3
Социология: цели и задачи............. 4
Теоретическое направление:
функционализм или структурализм................ 6
Функционализм Р. Мертона.............. 9
Теория социальной
аномии Р. Мертона.............................. 12
Заключение............................ 15
Список использованной
литературы............................ 19
Министерство образования Республики Беларусь
«Мозырский государственный университет имени И.П. Шамякина»
Реферат по социологии
Тема: Структурный функционализм Р. Мертона.
Выполнила:
студентка 5 курса 2 группы
филологического факультета
Ковалёва Екатерина Анатольевна
Мозырь 2012
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение......................
Систематическая теория Мертона........ 3
Социология: цели и задачи............. 4
Теоретическое направление:
функционализм или структурализм.............
Функционализм Р. Мертона.....
Теория социальной
аномии Р. Мертона.......................
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
Современная социология ведет свою историю от учений О.Конта и Г.Спенсера, в середине XIX века заложивших фундамент позитивизма. Американская социология формируется позднее, поэтому ее основоположники вынуждены были следовать за европейскими учеными, перенося на свою национальную почву те идеи, которые в наибольшей степени отвечали духу развивающейся молодой нации. К середине 30-х гг. социологи США накопили значительный эмпирический материал, осуществив большое количество разнообразных по масштабу и тематике эмпирических социологических исследований, которые, однако, не выходили за рамки отдельных регионов страны и касались лишь некоторых проблем общественной жизни. Анализируя эмпирические факты, они добивались только частных обобщений частных явлений или их классов, увеличивая численность «дискретных теорий». Но чем больше появлялось таких теорий, тем острее осознавалась необходимость разработки систематической теории науки, которая сама является наиболее важным показателем ее зрелости.
За решение этой задачи взялись многие социологи того времени: Р.Бейлз, Р.Мак-Айвер, Р.Мертон, Т.Парсонс, Н.Смелсер, Э.Шилз. Однако отцом структурного функционализма в социологии являлся преподаватель социологического факультета Гарвардского университета США Толкотт Персонс (1902-1979), который в 1937 г. опубликовал свою первую книгу «Структура социального действия». В ней он наметил стратегию построения общей социологической теории. Этой стратегии он в основном и придерживался на протяжении всего творческого пути: прежде всего в работах 50-х гг. - «Социальная система» и «К общей теории действия» (написанной вместе с Э.Шилзом); 60-х гг. - «Общества: эволюционные и сравнительные перспективы»; 70-х гг. - «Система современных обществ» и «Социальная система и эволюция теории действия».
Другим важнейшим
В 1957 г. Роберт К. Мертон был
избран президентом Американской социологической
ассоциации, получил самый почетный
титул в сообществе американских
социологов, а в 1968 г. стал членом Национальной
академии наук. Одновременно он являлся
президентом различных
СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МЕРТОНА
Мертон никогда не ставил
своей целью создание системы; он
был противникам попыток
Целостность и единство системы обеспечивается настроением ее создателя, направлением в социологии, созданным Р.Мертоном. Выступая против схоластической, формалистической «высокой теории» Парсонса и его последователей, Мертон в своих ранних работах не проводил четких границ между способом и уровнем теоретизирования.
В своих теоретических исследованиях, будучи убежденным, что «общая теория» является «преждевременной», он предпочел оставаться на среднем уровне, разрабатывая многочисленные промежуточные теории, такие, как теории отклоняющегося поведения, ролевых конфликтов, референтных групп, социологической амбивалентности, бюрократической структуры, научных сообществ и многие другие, не стремясь к всеобъемлющему объяснению социальных структур и процессов. В действительности в работах Мертона содержится, хотя и не сформулированная явно, общая теория. По словам Р. Будона, в работах Мертона гораздо больше систематической общей теории, чем он сам когда-либо признавал. В них содержится определенная система взглядов на общество, определенное представление о социальном порядке и социальном изменении.
Социология: цели и задачи
В своих формулировках, Мертон наиболее точно отражает суть предмета: задачей социолога является «ясное объяснение логически взаимосвязанных и эмпирически подтвержденных предположений о структуре общества и его изменениях, поведении человека в рамках этой структуры и последствиях этого поведения»; цель социологии заключается в значительной мере в выяснении того, «как различные, изменяющиеся типы социальных структур и культур влияют на поведение человека и его судьбу». Таким образом, очевидно, что предметом социологии является, по Мертону, социальная структура, которую необходимо изучать во всем многообразии различных ее аспектов: генетического (как она возникла) и функционального (как она влияет на поведение людей), статического (как она функционирует) и динамического (как она изменяется). Определяющей чертой социологии является сфокусированность на социальной структуре.
Это становится еще более
очевидным, когда рассматривается
подход Мертона к проблеме, демаркации,
особенно к способу разграничения
социологии и психологии. С точки
зрения Мертона, разница между ними
состоит в том, что именно каждая
из этих наук рассматривает как
Определение социологии как науки, сфокусированной на социальной структуре, позволяет высказать предположение об онтологическом кредо Мертона, о наиболее фундаментальных предпосылках его теории. Очевидно, что он рассматривает общество как реальность (sui generis), обладающую специфическими особенностями и закономерностями по отношению к свойствам, присущим индивидам, и закономерностям индивидуального поведения. Социальная реальность является сверх-индивидуальной, изначально имея первостепенное значение для индивидов, но, будучи зависимой от них, не является сверх-индивидуальной. Социальная структура включает в себя людей и их действия, при этом не являясь их простой совокупностью. Это может быть названо интер-индивидуальной реальностью, производной от различных отношении между группами индивидов, или же системной реальностью, состоящей из различных социальных совокупностей индивидов, связанных между собой системой взаимоотношении. Такая онтологическая концепция — разновидность структурного реализма — позволяет избежать и материализации, столь типичной для метафизического холизма, и атомизации социальной реальности, которая имеет место в различных формах теоретического (или метафизического) индивидуализма.
Теоретическое направление:
функционализм или структурализм
Основываясь на данной онтологической
концепции, Мертон выявил и разработал
два специальных направления
социологического анализа: функциональный
и структурный анализ. Для него
«суть функционализма состоит в
объяснении явлений путем установления
их последствий для больших
Идея Мертона о социальной структуре, находящаяся в центре его функциональных исследований, включает четыре определяющих критерия. Сфокусированность на отношениях, связывающих различные компоненты общества, прослеживается уже в раннем определении социальной структуры, сформулированном задолго до структурной революции или структурного уклона в современной науке: «Под социальной структурой следует понимать организованный контекст социальных отношений, в которые вовлечены члены общества или группы». Акцент на «смоделированный», регулярный, повторяющийся характер отношений является одним из центральных тезисов, красной нитью пронизывающих работы Мертона; термин «смоделированный» — одно из излюбленных его определений. Как заметил П. Лазарсфельд, «этот термин является наиболее часто употребимым
в работах Мертона. Третий составной критерий социальной структуры — концепция глубокого, скрытого, базового уровня (соответствующая концепция латентных функций в функциональном анализе) — является единственным аспектом в теории Мертона, прямо подверженным логически-лингвистическому структурализму Якобсона, Леви-Стросса и Чомски. По словам Мертона, «аналитически целесообразно различать поверхностный и латентный уровни социальной структуры».
Но, наверное, самым важным
для Мертона в понятии
Но структурный контекст
оказывает не только негативное, но
и позитивное влияние, облегчая, воодушевляя,
стимулируя определенные выборы действующих
лиц и сил: «Социальная структура
отфильтровывает культурные ценности,
делая поведение в со