Структуралистский конструктивизм Пьера Бурдьё

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 08:07, реферат

Описание работы

Пьер Бурдье – французский социолог, философ, культуролог – несомненно, является одной из наиболее значимых фигур современной социологии.

Его творчество эволюционировало от философии к антропологии, а затем к социологии. Центральные идеи его теоретической концепции – социальное пространство, поле, культурный и социальный капитал, габитус. Большое значение имеют этическая сторона учения и стремление построить справедливое, основанное на республиканских ценностях общество. Многими учеными отмечается огромный вклад Бурдье в понимании общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………...…………2

1. Структуралистский конструктивизм Пьера Бурдьё…………………….....4

1.1 Концепция габитуса……………………………………………………..4

1.2 Капитал и его виды………………………………………………………8

1.3 Концепция поля………………………………………………………...10

Заключение…………………………………………………………………….13

Список использованных источников………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

Структуралистский конструктивизм Пьера Бурдьё.docx

— 31.71 Кб (Скачать)

Концепция поля позволяет социологу учесть в социальной практике агента сознательное и спонтанное, вычленить два принципиально различных механизма порождения действий. С одной стороны, правила поля предполагают хотя бы минимальную рациональность (постановка целей, выбор средств и достижений и т.д.), а с другой - спонтанную ориентацию (весьма показательны в этом плане спонтанные оценки и действия юных коммерсантов в рамках нарождающихся рыночных отношений).     

Представление социальной жизни через призму социального  поля оказывается эффективным инструментом при анализе реального противоборства. Поле предстает как пространство борьбы, компромисса, союза самых различных сил, которые выражаются в конкретных социальных практиках. В немалой степени отношение борьбы и союзов, их характер зависит от различий собственных характеристик агентов.      

Социолог  особо подчеркивает, что в поле всякая компетентность (экономическая, социальная, интеллектуальная и т.д.) является не просто технической способностью, а капиталом, необходимым, чтобы пользоваться потенциальными правами и возможностями, формально существующими для всех.     

В заключение вернемся к формуле Бурдье:      

<(габитус)  х (капитал)> + поле = практики     

Она отображает суть методологической стратегии, предложенной Бурдье. Если мы имеем данные о габитусе агента, объемах и структуре его капиталов, знаем в каком конкретно социальном поле агент действует, мы можем получить желаемое - знание о характере его социальных практик, способностях конструировать те или иные структуры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение      

В заключение следует обобщить все  вышесказанное, еще раз отметив, что в определении и изучении сути социальных отношений Пьер Бурдьё предложил использовать одновременно два принципиальных подхода:

  1. структурализм - в социальной системе существуют объективные структуры, не зависящие от сознания и воли людей, но способные стимулировать те или иные их действия и стремления.
  2. конструктивизм - действия людей, обусловленные жизненным опытом, процессом социализации, "формируют социального агента как истинно практического оператора конструирования объектов".
 

     Центральными  в социологической теории Бурдьё являются понятия "габитус" и "социальное поле", посредством которых преодолевается разрыв между макро- и микроанализом  социальных реалий.      

По  Бурдьё, объективная социальная среда  производит габитус - "систему прочных  приобретенных предрасположенностей". В дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов.      

      Социальное  поле - это логически мыслимая структура, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения.

«С  помощью структурализма я хочу сказать, что в самом социальном мире, а  не только в символике, языке, мифах  и т. п. существуют объективные структуры, независимые от сознания и воли агентов, способные направлять и подавлять  их практики и представления. С помощью  конструктивизма я хочу показать, что существует социальный генезис, с одной стороны, схем восприятия, мышления и действия, которые являются составным частями того, что я  называю полями или группами, и  что обычно называют социальными  классами».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Альманах THESIS. – 1993. – Т.1. – Вып.2. – С. 115 – 120
  2. Бурдье П. Социология политики. – М.: Socio-Logos, 1993. – 347 с.
  3. Бурдье П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений // Socio-Logos'96. Альманах Российско-французского центра социологических исследований РАН. – М.: Socio-Logos, 1996. – С. 84 - 86.
  4. Качанов Ю.Л. Практическая топология социальных групп // Socio-Logos'96. Альманах Российско-французского центра социологических исследований РАН. – М.: Socio-Logos'96, 1996. – С. 116 - 120. Качанов Ю. Опыты о поле политики. – М.: Институт экспериментальной социологии, 1994. – 114 с.
  5. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. – М., 2002. – 223 с.
  6. Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс, Хабермас. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. – 231 с.
  7. Учебный социологический словарь с английскими и испанскими эквивалентами. Изд. 4-е, доп., перераб. /Под общ. ред. Кравченко С.А. – М.: Экзамен, 2001 – 480 с.

Информация о работе Структуралистский конструктивизм Пьера Бурдьё