Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:48, реферат
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношении, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения.
Содержание
Введение 3
1. Взаимодействие в структуре общения 4
1.1. Подходы к пониманию структуры межличностного взаимодействия 4
1.2. Типы взаимодействий 12
1.3. Стиль поведения и действий 13
2. Основные механизмы взаимопонимания 14
Заключение 16
Список литературы 17
личностноориентированные ситуации.
Другие примеры приведены М. Аргайлом и Э. Берном.
Аргайл называет:
официальные социальные события;
случайные эпизодические встречи;
формальные контакты на работе и в быту;
асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.).
Э. Берн уделяет особое внимание различным:
ритуалам;
полуритуалам или времяпрепровождение (имеющим место в развлечениях);
играм (понимаемым весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.).
Ритуалом называется стереотипная серия простых дополнительных трансакций, заданных внешними социальными факторами. Неформальный ритуал, например, прощание, в разных местностях может отличаться рядом деталей, однако в основе своей он неизменен. Формальные ритуалы (например, католическая литургия) характеризуются гораздо меньшей свободой.
Времяпрепровождение можно рассматривать как способ проводить время. По определению самого Э. Берна это серия простых, полуритуальных дополнительных трансакций, сгруппированных вокруг одной темы, целью которой является структурирование определенного интервала времени.
Играми в трансактном анализе принято называть серии следующих друг за другом дополнительных скрытых трансакций с чётко определённым и предсказуемым результатом, в котором заинтересован тот или иной игрок. Это набор трансакций со скрытой мотивацией, серия ходов, которые содержат ловушку или подвох. В качестве выигрыша выступает определённое эмоциональное состояние, к которому у игрока есть бессознательное стремление – и это далеко не всегда позитивное чувство, удовольствие или радость, а чаще это негативное чувство или неприятное ощущение, являющееся для игрока “любимым”[5].
Существует описательный подход при анализе взаимодействия — построение классификаций различных его видов. Люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия. Для экспериментальных исследований крайне важно как минимум обозначить некоторые основные типы этих взаимодействий. Наиболее распространенным является деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция.
Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация — необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. Средством такого соединения являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы прежде всего в кооперации. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Поэтому экспериментальные исследования кооперации чаще всего имеют дело с анализом вкладов участников взаимодействия и степени их включенности в него.
Конкуренция - чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте. Структура конфликта описывается по-разному разными авторами, но основные элементы практически принимаются всеми. Это — конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта.
При анализе различных типов взаимодействия важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия. Так можно констатировать кооперативную форму взаимодействия не только в условиях производства, но, например, и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков — совместного ограбления, кражи и т.д. Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности не обязательно та форма, которую необходимо стимулировать: напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться позитивно. При исследовании как кооперативных, так и конкурентных форм взаимодействия необходимо рассматривать их в общем контексте деятельности.
Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному "подает" себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный; манипулятивный; гуманистический.
На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: "Как дела?" отвечать "Прекрасно!", как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать "по существу", притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия ("цены растут" и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается использования манипулятивного или гуманистического стиля взаимодействия, то это отдельная большая проблема, особенно в практической социальной психологии.
Необходимо сделать общий вывод о том, что разделение акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.
В процесс общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Основными механизмами взаимопонимания другого человека в процессе общения являются идентификация и рефлексия.
Идентификация - отождествление себя с другим, выражает факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Существует тесная связь между идентификацией и другим явлением — эмпатией.
Эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Ситуация партнера не столько продумывается, сколько прочувствуется. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию, и часто в психологической литературе термин "эмпатия" имеет расширительное толкование - в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к личности.
Впрочем оба случая требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, «другой», т.е. партнер по общению, понимать меня. От этого будет зависеть наше взаимодействие. Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии.
Рефлексия - осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня. Рефлексией называется понимание самого себя и другого человека с помощью разума, слова и осознание того, как я в действительности воспринимаюсь и оцениваюсь другим[6].
Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать критически, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние.
Личность, владеющая рефлексией, многократно проигрывает в уме собственную тактику поведения партнера по общению, легко изменяет свой образ действий в случае необходимости.
Случается, что отдельные люди думают о себе только так, как, с их точки зрения, кто-то другой думает о них. Ясно, что чем сложнее внутренняя жизнь личности, тем полнее рефлексия. Чем шире образован и лучше воспитан человек, тем больше стремится он разобраться в последовательности или противоречивости своего поведения, осознать свои недостатки и исправить их. Однако, отношение к себе зависит не столько от умственного развития, сколько от коммуникативных черт характера личности, от ее эмоционального мира.
Еще одним механизмом взаимопонимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция (от англ. attract - притягивать, привлекать) - это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрицательных), своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента.
Итак, подведем итог, общение имеет или предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. Такое общение выступает как межличностное взаимодействие, то есть совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга.
Взаимодействие является одним из наиболее широких понятий в психологии, а сам процесс взаимодействия зависит от множества переменных как собственно психологического, так и иного порядка.
В рамках различных теоретических школ был разработан целый ряд схем, позволяющих упростить анализ процесса взаимодействия.
Наиболее известной и широко употребляемой схемой подобного типа является так называемая родитель, взрослый, ребенок- модель, разработанная американским психологом Э. Берном и положенная им в основу трансактного анализа. Психолог, использующий трансактный анализ, должен понимать, что в реальном взаимодействии реакция на стимул, которой завершает трансакцию, одновременно является стимулом, начинающим следующую трансакцию. Таким образом, возникают последовательности взаимосвязанных трансакций, составляющих целостный процесс взаимодействия.
Руководитель, одного из задач профессиональной деятельности которого является организация партнерского взаимодействия членов организации, должен, помимо всего прочего, анализировать протекание этого процесса, отслеживая предметность, учитывать специфику ситуативных обстоятельств реального взаимодействия и стремиться к тому, чтобы все перипетии партнерских или конкурентных отношений участников взаимодействия оказались бы доступны для него самого с тем, чтобы могли быть проинтерпретированы, при необходимости скорректированы.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс, 2004.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. -Л., 1992.
3. Бодалев А. А. Психология общения.- М.: Олма-Пресс, 2006.
4. Бороздина Г.В. психология делового общения : учебник.- М. Инфра-М, 2003.- 295 с.
5. Вердербер Р, Вердербер К.Психология общения. -СПб.: Прайм-Еврознак, 2003 - 320 с.
6. Климов Е.А. Психология.- М. : Юрайт, 2004.
7. Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник.- СПб.: Издательство Союз, 2000.
8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. — М., 2005.
9. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении.- М., 1992.
10. Социальная психология // Психологический лексикон в 6-ти томах. -М., 2005.- Т. 3.- С. 107.
11. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/ сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.
12. Станкин М.И. Психология общения.: курс лекций.- М.: НПО «Модэк», 2003.
13. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. -Ростов н/Д.: Феникс, 2005 - 416 с.
14. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 423 с.
2
[1] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. — М., 2005.
[2] Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс, 2004. – С.101
[3] Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс, 2004. – С.104.
[4] Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. -Ростов н/Д.: Феникс, 2005 – С.214.
[5] Бороздина Г.В. психология делового общения : учебник.- М. Инфра-М, 2003.- С.115.
[6] Станкин М.И. Психология общения.: курс лекций.- М.: НПО «Модэк», 2003.- С. 146.