Структура современного массового сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:17, реферат

Описание работы

Отечественные авторы пытаются анализировать массовое сознание, обходясь без понятия «масса». И сталкиваются с множеством трудностей и противоречий. Главная из этих трудностей – невозможность найти соотношение между собственно массовым и классовым сознанием. Например, Г.Г. Дилигенский исходил из предположения, что массовое сознание чем-то отличается от классового сознания, однако нигде не показал в чем именно состоит это отличие. А.К. Уледов, понимал под массовым сознанием «совокупность духовных образований, разделяемых целыми классами, социальными группами общества», скорее всего, просто отождествил массовое и классовое сознание, не объяснив при этом, чем вызывается необходимость подобного «удвоения» терминологии.

Содержание

Введение 2
Массовое сознание 2
Основные характеристики (свойства) массового сознания 2
Список литературы 2

Работа содержит 1 файл

Массовое сознание ПМК.docx

— 33.51 Кб (Скачать)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 
     
     
 

МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ  ИНСТИТУТ

 
 

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ) 

 
     
     
 

ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

 
 

кафедра «Связи с общественностью  и массовые коммуникации»

 
     
     
     
     
 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Психология  Массовых коммуникаций»

На тему:

 
     
 

«Структура современного массового сознания»

 
     
     
     
     
 
     
   

Студент группы 405

   

Дядянин А.А.

     
     
   

Преподаватель:

   

Захарова С. Е.

     
 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
 

Москва

2012г.

 

 

Оглавление

Введение 2

Массовое  сознание 2

Основные  характеристики (свойства) массового сознания 2

Список литературы 2

 

 

 

Введение

Словосочетание «массового сознание» сейчас знакомо всем. В последние годы оно получило весьма широкое хождение в газетной и журнальной публицистике, где употребляется на уровне привычной, повседневной, не требующей строгих определений фразеологии. Также встречается оно и в «серьезной» науке – книгах и статьях философов, социологов, социальных психологов, политологов. О «массовом сознании» пишут и занимаются данной проблематикой такие отечественные авторы как Г.Г. Дилигенский, А.К. Уледов, Б.А.Грушин.

Носителем массового сознания является масса. Но теоретики никак не могут  договориться о смысле центрального понятия, лежащего в основе выделения  массового сознания, - понятия «масса».

В западной литературе существует несколько  его различных интерпретаций: в  одних случаях это «недифференцированное  множество», гетерогенная аудитория  средств массовой коммуникации, противостоящая классам и другим гомогенным сегментам  общества; в других – «суждение  некомпетентных», низкое качество современной  цивилизации, являющееся результатом  ослабления руководящих позиций  просвещенной элиты; или – «толпа», общество, характеризующееся отсутствием  различий, однообразием, бесцельностью, отчуждением.

Отечественные авторы пытаются анализировать  массовое сознание, обходясь без понятия  «масса». И сталкиваются с множеством трудностей и противоречий. Главная  из этих трудностей – невозможность  найти соотношение между собственно массовым и классовым сознанием. Например, Г.Г. Дилигенский исходил  из предположения, что массовое сознание чем-то отличается от классового сознания, однако нигде не показал в чем именно состоит это отличие. А.К. Уледов, понимал под массовым сознанием «совокупность духовных образований, разделяемых целыми классами, социальными группами общества», скорее всего, просто отождествил массовое и классовое сознание, не объяснив при этом, чем вызывается необходимость подобного «удвоения» терминологии.

То есть ясно, что данное явление  представляет собой новый предмет  обществоведения. Наука приступила к непосредственному анализу массового сознания лишь в самое последние время. И еще не пришли к единому соглашению о феномене.1

 

Массовое  сознание

Массовое сознание — один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения. Это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей («массам»). Массовое сознание определяется как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных «классических» групп общества (больших и малых), однако оно несводимо к ним. Это новое качество, возникающее из совпадения отдельных фрагментов психологии деструктурированных по каким-то причинам «классических» групп. В силу недостаточной специфичности источников своего появления и неопределенности самого своего носителя массовое сознание в основном носит обыденный характер.

С содержательной точки зрения, в массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые какой-либо возникающей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов — массой. Они вырабатываются в процессе общения людей между собой и совместного восприятия ими социально-политической информации (скажем, в ходе политического митинга). Согласно такому взгляду, массовое сознание отличает, во-первых, общесоциальная, а не только групповая типичность всех образующих его компонентов. Во-вторых, его отличает их общесоциальное признание, санкционированность той или иной достаточно массовой общностью. В этом смысле массовое сознание представляет собой надындивидуальное и надгрупповое по содержанию, но индивидуальное по форме функционирования сознание. Хотя массовое сознание и реализуется в массе индивидуальных сознаний, но оно не совпадает, с точки зрения содержания, с каждым из них в отдельности, с индивидуальным сознанием как таковым. Для зарождения и функционирования массового сознания совершенно не обязательна совместная деятельность членов общности («массы»), что традиционно принято считать обязательным для появления группового сознания.2

К числу наиболее существенных особенностей всякой массы следует отнести: 1) статистический характер образующего ее множества индивидов (состоящее из дискретных единиц, это множество не представляет собой какого-либо самостоятельного, целостного образования, отличного от составляющих его элементов); 2) стохастическую (вероятностную) природу данного множества, находящую выражение в том, что «вхождение» в него индивидов носит неупорядоченный, «случайный» характер, осуществляется по принципу «может быть, а может и не быть» (в результате такое множество всегда отличается размытыми, открытыми границами, неопределенным количественным и качественным составом); 3) ситуативный характер данного множества, связанный с тем, что оно образуется и существует исключительно на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможно вне ее (что делает такое множество относительно неустойчивым, временным образованием, меняющимся от случая к случаю); 4) откровенно внегрупповую (или межгрупповую) природу данного множества, проявляющуюся в том, что оно «разрушает» границы между всеми существующими в обществе социальными группами, отличается разнородным, «смешанным» социальным составом (включая в себя представителей различных классов и профессий, лиц с неодинаковым имущественным положением, образованием, уровнем культурного развития и т. д.); 5) неспособность данного множества выступать структурным элементом более широкого социального целого (общества в целом), описывать его сколько-нибудь строгим и исчерпывающим образом (в том числе в силу неизбежного «пересечения» подобных множеств друг с другом).3

Содержание массового сознания может быть определено практически  как бесконечное, если попытаться предвосхитить  все возможные варианты возникновения  тех или иных значительных масс людей  в рамках как отдельного общества, так и человеческой истории в целом.

По структуре, массовое сознание включает основной (первичный), эмоционально-действенный, и вторичный, рациональный уровни. В основе массового сознания обычно лежит яркое эмоциональное переживание некой социальной проблемы, вызывающей всеобщую озабоченность. Это может быть война, революция, масштабный экономический кризис и т. д. Крайняя степень переживания проблемы выступает как системообразующий фактор массового сознания. Такое переживание, проявляясь в сильных эмоциях или чувствах, заслоняет собой все другие, привычные правила жизни — групповые нормы, ценности и образцы поведения. Оно порождает потребность в немедленных действиях — потому и определяется как эмоционально-чувственная основа (иногда — как «ядро») массового сознания. Когда объявляется война, например, у части людей (как раз и формирующей данную массу) возникает состояние своеобразной аномии, разрушения в сознании привычных норм поведения.

Массовое сознание представляет собой  чрезвычайно сложное, конгломеративное образование, возникающее на «пересечении» всех известных (выделяемых по различным основаниям) типов общественного сознания - чувственного и рационального, обыденного и специализированного, абстрактного и художественного, созерцательного и связанного с волевыми действиями, рационального и иррационального. На основе причудливого переплетения всех этих форм в его составе возникает множество разнообразных элементов в диапазоне от «позитивного знания» до «ложных образов действительности», от «моментальных эмоций» до «устойчивых настроений», от «фрагментарных мнений» до более или менее широких «полей суждений». Бросающиеся в глаза свойства структуры массового сознания ее разорванность, пористость, противоречивость, способность к быстрым, изменениям в одних отношениях и известному «окостенению» (связанному в том числе с образованием так называемых стереотипов сознания) - в других.

Основные характеристики (свойства) массового сознания

Оно эмоционально, заразительно, мозаично, подвижно и изменчиво. Оно всегда конкретно. Как правило, оно неоднородно, аморфно, противоречиво, лабильно, и размыто. Когда единичный субъект, считал Х. Ортега-и-Гассет, становится частью массы, он неизменно подпадает под власть определенных, а именно инстинктивных, иррациональных страстей, темных импульсных реакций. Интеллекту, разуму, логической аргументации вовсе нет места в массовой психологии . 3. Фрейд утверждал: «Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное».4

В качестве возможных критериев  для более практической типологии  массового сознания исследователями предлагались не только содержательно-аналитические, но и оценочно-политические критерии. Например, как уже отмечалось, российскими политиками в начале XX века выделялись такие разновидности массового политического сознания, как сознание «просвещенное» и «темное», «прогрессивное» и «реакционное», «удовлетворенное» и «неудовлетворенное». Позднее учеными и политиками подразделялись варианты, находящиеся в различных отношениях к официальным позициям, структурам власти и символам пропаганды (скажем, «критическое» или, напротив, «конформистское» массовое сознание).

Однако все такие попытки  создания типологии затрагивали  лишь частные аспекты тех или  иных проявлений конкретных вариантов  массового сознания, тогда как  в действительности оно представляет собой не плоскостное, а объемное, многомерное образование. В связи с этим оно может быть описано лишь в пространственной системе координат, т. е. путем одновременного построения нескольких взаимодополняющих типологий и использования не одного, а нескольких коррелятивных параметров, позволяющих в совокупности высветить моделируемое массовое сознание под разными углами и построить, за счет этого, его наиболее адекватную, в частности, сферическую модель.

Примером создания такой типологии  является опыт исследования массового  политического сознания в США 70-х  гг. XX в., в котором было выделено 12 «матричных» параметров. С их помощью одновременно учитывались различные признаки содержания, строения и функционирования такого массового сознания. В соответствии с этими параметрами были выделены либерал-технократический, либерал-реформистский, либертаристский, традиционалистский, неоконсеровативный, радикал-ли-бертаристский, радикал-эскапистский, правопопулистский, радикал-демократический, радикал-бунтарский, радикал-романтический и радикал-социалистический типы массового политического сознания.5

Оценка и дифференциация содержания массового сознания, в обобщенном виде, возможна на основе совокупности трех основных характеристик. Во-первых, наличный (средний) уровень развития сознания масс в обществе. Он включает не только когнитивные элементы (объем  знаний и суждений, способности суждения масс о тех или иных социально-политических явлениях и процессах), но и направленность чувств и фантазий, способности эмоционально реагировать на окружающую действительность. Во-вторых, диапазон и направленность потребностей, интересов, а также запросов, отличающих условия жизни масс в обществе. Наконец, в-третьих, диапазон информации, в массовом масштабе циркулирующей в обществе, в том числе специально направляемой на массовое сознание через многочисленные каналы воспитательных и образовательных институтов и средства массовой информации.

Информация о работе Структура современного массового сознания