Структура соцоилогии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 19:51, реферат

Описание работы

История социологии показывает, что представления об уровнях социологического знания все время меняются. На каждом новом этапе развития социологии как науки, в связи с новым пониманием ее предмета, методов, основных принципов изучения общества и его частей, возникают новые подходы к рассмотрению ее структуры.В западной социологической науке обычно речь идет о двух уровнях изучения общества: микро- и макросоциологии .

Работа содержит 1 файл

структура социологии.docx

— 17.37 Кб (Скачать)

  Структура социологии

История социологии показывает, что представления  об уровнях социологического знания все время  меняются. На каждом новом этапе развития социологии как науки, в связи с новым  пониманием ее предмета, методов, основных принципов  изучения общества и  его частей, возникают  новые подходы  к рассмотрению ее структуры.В западной социологической науке обычно речь идет о двух уровнях изучения общества: микро- и макросоциологии .

Микросоциология занимается изучением  общения людей  в их повседневной жизни (т.е. интеракция, их взаимодействие). Представители этого  направления считают, что социальные явления  можно понять только после проведения анализа тех смыслов, которые люди придают  данным явлениям при  взаимодействии друг с другом. Основное их внимание направлено на исследование поведения  индивидов, их поступков, мотивов, которые  оказывают определяющее влияние на взаимодействие между людьми, что  в свою очередь  влияет на стабильность общества и происходящие в нем перемены. Сторонниками микросоциологического уровня являются представители теории обмена (Джордж Хоманс), теории этно-методологии (Гарольд Гарфинкель) и символического интеракционизма.

Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять общество как единое целое. Под этими моделями (структурами) понимаются различные общественные институты, например, семья, образование, религия и т.д. С самого своего рождения люди включены в данную систему социальных структур и испытывают на себе их влияние. Сферу главного интереса макросоциологии составляет изучение взаимоотношений между различными частями общества и то, как происходит изменение этих взаимоотношений. Исследователи макросоциологического уровня придерживаются принципов одной из двух основных конкурирующих теорий: функционализма (Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Талкотт Парсонс, Роберт Мертон и др.) и теории конфликта (Карл Маркс, Ральф Дарендорф и др.).

Достаточно  однозначного определения  микро- и макросоциологии не существовало. Например, П.Лазарсфельд под микросоциологическим исследованием понимал такое, которое “имеет дело с человеческим поведением в современных ситуациях, использует количественные методы везде, где это возможно, и пытается систематизировать качественные процедуры, где они необходимы”, а макросоциология трактовалась им “как усилия открыть общие законы, которым подчиняются прошлые или будущие тенденции общественного развития” [цит. по: 6. С. 15]. Р.Мертон определял “микросоциологические проблемы как доказанные в исследованиях малых групп”, а “макросоциологические проблемы как доказанные в сравнительных исследованиях социальной мобильности, формальных организаций и взаимозависимости социальных институтов” [цит. по: 6. С. 15]. Общим для всех дефиниций было то, что на микросоциологическом уровне проводились эмпирические исследования, а на макросоциологическом — исследования в сфере общей теории.

Главные социологические  парадигмы

Все науки основываются на разных системах по степени "открытости", т.е. способности включать в себя одну, две или несколько общепризнанных теорий. С момента своего возникновения  социология основывалась на нескольких теориях, а к настоящему времени  их значение значительно возросло.

Социологическая парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающая специфическим категориальным аппаратом и признающаяся группой  ученых. Иногда под парадигмой понимаются крупные теории, группы теорий или  метатеории.

Каждая парадигма  достаточно своеобразна и избирательна в плане оценки факторов общественного развития, анализа поведения людей, приоритетности рассмотрения тех или иных сторон общества. Именно поэтому ни одна из парадигм не дает всеобъемлющий анализ общества, хотя и вносит свой конкретный частичный вклад в его рассмотрение. Все социологические парадигмы по характеру принципиальных методологических подходов к анализу общества можно разделить на 3 большие группы:

-- структурные  парадигмы - рассматривают организацию,  функционирование и развитие  общества как единого целого  и на макроуровне (функционализм, конфликтные парадигмы);

-- интерпретивные парадигмы - делают акцент на изучении и интерпретации человеческого поведения на микроуровне (парадигма соц. действия, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология);

-- интегральные  и объединительные парадигмы  - выражают взаимосвязь соц. структур  и деятельных соц. агентов (интергральная парадигма П.Сорокина, структурация А.Гидденса, структуралистский конструктивизм П.Бурдье, структурно-деятельностная социология П.Штомпки).

Социологические парадигмы.  

В современной  социологии, согласно Дж. Ритцеру, существуют пять основных парадигм – исходных концептуальных схем, объяснительных моделей, на которые опираются различные концепции. Они различаются в зависимости от того, как авторы понимают социальную реальность.

Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются  в качестве реальных вещей. Ее возникновение  связано с именем Э. Дюркгейма. В  рамках этой парадигмы выделяются два  противоположных теоретических  направления – структурно-функциональный анализ (функционализм) и теории конфликта. Среди последователей данного направления  можно назвать таких известных  социологов, как П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарендорф.

Парадигма социальных дефиниций обязана своим возникновением работам М. Вебера. Социальная реальность здесь рассматривается через  способ понимания людьми социальных фактов. Согласно этой парадигме, социальное поведение людей строится в соответствии с пониманием ими социальной реальности. К данной парадигме относятся следующие теоретические направления: символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология. Наиболее видными представителями являются А. Шюц, Г. Мид, Г. Гарфинкель, Т. Лукман.

Парадигма социального  поведения опирается на психологическую  ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Наиболее известным представителем первой является психолог Б. Скиннер, второй – Дж. Хоманс. Суть данной парадигмы заключается в понимании поведения человека как соответствующей реакции на определенные внешние стимулы. Особое внимание акцентируется на проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения.

Парадигма психологического детерминизма возникла на основе учения австрийского психиатра З. Фрейда. Социальная реальность здесь рассматривается  через призму извечного конфликта  индивида и общества. Такие исходные постулаты фрейдизма, как доминирующая роль бессознательного, гиперсексуализм, эдипов комплекс, антропопсихологкческий редукционизм, впоследствии претерпели определенные изменения в теориях неофрейдизма (Э. Фромм, Д. Рисмен) и фрейдомарксизма (Г. Маркузе и Ф. Райх).

Парадигма социально-исторического  детерминизма связана с работами классиков марксизма. В этой парадигме  социальная реальность рассматривается  как совокупность отношений между  людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. В фокусе ее внимания – социальные структуры, которые, взаимодействуя друг с другом, порождают социальный процесс. Фактическое  устранение из объяснительной схемы  реального человека, приписывание ведущей  роли в общественном .развитии производственно-экономическим факторам дают основание определить эту парадигму более точно как экономический детерминизм.

Информация о работе Структура соцоилогии