Структура социологии и уровни социологического знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 03:21, реферат

Описание работы

Социология – это наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью.
Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими.

Содержание

1. Введение…………………………………………………….………..стр. 3
2. Общетеоретическая социология……………………………………стр. 3-7
3. Специальные социологические теории……………………………стр. 7-9
4. Эмпирическая социология………………………………...……….стр. 9-13
5. Заключение……………………………………………...…………..стр. 13
6. Список используемой литературы…………………...……………стр. 13

Работа содержит 1 файл

Структура социологии и уровни социологического знания.docx

— 33.29 Кб (Скачать)

Социологи полагают, что  выделение теорий среднего уровня создает  целый ряд неоспоримых удобств  и преимуществ, главные из которых:

-возможность создания  прочной и удобной теоретической  основы для исследований конкретных  областей человеческой деятельности  и отдельных составляющих социальных  структур без использования громоздкого  и излишне абстрактного понятийного  аппарата фундаментальных теорий;

-осуществление тесного  взаимодействия с реальной жизнью  людей, которая всегда находится  в поле зрения теорий среднего  уровня, отражающих практические проблемы жизни общества;

-демонстрирование возможностей  и убедительности социологических  исследований в глазах менеджеров, ученых и специалистов несоциологических областей знания.

Появление и развитие теорий среднего уровня были с удовлетворением  встречены социологами. Они разделяют  все теории среднего уровня условно  на три группы: теории социальных институтов (изучающие сложные социальные зависимости  и отношения), теории социальных общностей (рассматривающие структурные единицы  общества - от малой группы до социального  класса) и теории специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы). В каждой из выделенных нами групп содержится большое число теорий среднего уровня, которое увеличивается по мере углубления и развития изучения общества, по мере развития социологии как науки. Социологи, занимающиеся узкими областями исследования, разрабатывают специфический понятийный аппарат, проводят эмпирические исследования по своей группе проблем, обобщают полученные данные, делают теоретические обобщения и, наконец, соединяют эти обобщения в теорию в пределах своей узкой области. В результате этой деятельности социологи, занимающиеся теориями среднего уровня, находятся в тесном контакте с социологами, занимающимися фундаментальными исследованиями, поставляя ценные теоретические материалы, которые можно рассматривать как составную часть фундаментальных разработок.

3.    Эмпирическая  социология.

В структуре социологии чаще всего выделяют три взаимосвязанных  уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории (или теории среднего уровня) и социологические  исследования. Их называют еще частными, эмпирическими, прикладными или  конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при  изучении социальных явлений и процессов  научно обоснованные результаты.

Эмпирическая база социологической  методологии представляет собой  сгруппированные и обобщенные социальные факты, рассматриваемые под углом  зрения различных теоретических  подходов. Например, выбор молодежью  профессии и жизненного пути становится эмпирической основой обобщений: ювенологии (комплекс учений о молодежи); социологии труда и профессий, социологии личности, социологии социальной структуры и мобильности населения, современных сетевых связей и т. д.

Эмпирическое исследование – фундаментальное исследование, проведенное в соответствии с  требованиями научного метода и направленное на подтверждение частной теории. Главная цель – приращение научных  знаний, открытие новых закономерностей  и обнаружение неизвестных социальных тенденций. На подготовку эмпирического  исследования уходит от 3 до 10 лет. Над  его организацией трудится многочисленный коллектив. Оно проводится только академическими социологами. Пример: межстрановые, общенациональные, региональные исследования и др. Основой эмпирического исследования является получение репрезентативной (достоверной и представительной) информации. Эмпирическими исследованиями занимались такие социологи как Эрнст Берджесс, Флориан Знанецкий, Толкотт Парсонс, Роберт К. Мертон Э. Толмен, К. Халл и другие не менее выдающиеся деятели в сфере социологии.

 

Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана – о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую  в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую  информацию он добирает при социологическом  опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Ответы математически  усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся  и объясняются закономерности. Конечный итог – построение научной теории, которая позволяет предсказывать  будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.

Собранные в эмпирическом исследовании факты получили в социологии название данных. Данные – первичная  информация, полученная в результате социологического исследования: ответы респондентов, оценки экспертов, итоги  наблюдения в т.п. Данные можно определить как совокупность значений переменных, приписанных единицам исследования – объектам (людям, вещам, учреждениям).

В широком смысле термин «данные» применим к результатам  не только эмпирического, но и теоретического исследования. Различие между ними заключается в следующем. Социолог-эмпирик  пользуется собственными данными, то есть результатами проведенного лично им опроса или наблюдения. В отличие  от него социолог-теоретик использует чужие данные, то есть результаты исследования, проведенного кем-то другим, опубликованные в печати. Собственные данные получили название первичных данных, чужие – вторичных данных.

Эмпирическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических  процедур, связанных между собой  единой целью: получить достоверные  данные об изучаемом явлении или  процессе для их последующего использования в практике.

Специалисты считают, что  единой схемы социологического исследования, годящегося на разные случаи жизни, не существует. Выбор вида исследования диктуется характером поставленной цели и выдвинутых задач. Иными словами, глубиной требуемого анализа социальной проблемы, масштабом охвата событий. В зависимости от:

-того, какой критерий  берется за основание классификации,  выделяют несколько видов эмпирического исследования.

-глубины анализа социальной  проблемы и масштаба охвата  событий различают разведывательное, описательное и аналитическое исследования.

-применяемого метода  сбора данных различают опрос,  наблюдение, анализ документов, эксперимент.

-того, изучается ли интересующий  исследователя предмет в статике  или в динамике, выделяют еще  два вида социологического исследования – точечное и повторное.

В социологии применяются  следующие основные методы сбора  информации: опрос, наблюдение, эксперимент и анализ документов.

В основе опросных методов - совокупность вопросов, предлагаемых опрашиваемому (респонденту), ответы которого и создают для исследователя  необходимую информацию. По характеру  взаимодействия социолога и респондента  выделяют два основных вида опроса: анкетный опрос и интервью. При  анкетировании опрос респондента  исключает непосредственное общение с социологом.

Наибольшее распространение  получил анкетный опрос, что объясняется  следующими его основными достоинствами: I) быстрота сбора информации; 2) возможность охвата очень большого числа респондентов; 3) соблюдение принципа анонимности; 4) возможность использования при анализе и обработке современных компьютерных технологий; 5) возможность лучше исследовать сложные проблемы (например, моральные, мнения о руководителях и т.д.); К недостаткам анкетного опроса можно отнести следующие: 1) теряется контроль над процессом сбора информации (например, уклонение от ответов, недобросовестные анкетеры); 2) не дается информация о самой социальной действительности, а происходит ее отражение; 3) меньший объем получаемой информации; 4) невозможность выяснить причину противоречивых ответов; 5) собранный материал может оказаться поверхностным; 6) ответы могут содержать то, что люди говорят о своих убеждениях, а не то, что они думают на самом деле.

 

Особенность процесса интервью состоит в том, что интервьюер и респондент общаются лицом к  лицу и беседу ведут с глазу  на глаз. Интервью может быть стандартизированное  и фокусированное. Стандартизированное - задаваемые вопросы имеют открытый или закрытый характер, строго определяющего порядок и формулировку вопросов. Фокусированное - используется как путеводитель с перечнем как строго необходимых, так и возможных (в зависимости от ответов респондентов) вариантов.

Особую роль при сборе  информации играет опрос экспертов. Эксперты - наиболее компетентные (в  той или иной области) люди, располагающие  надежной профессиональной информацией  по необходимой исследователю теме, проблеме.

Важнейшими исследовательскими методами в социологии - как и  в научном знании в целом - являются наблюдение и эксперимент. Метод  наблюдения основан на преднамеренном, систематическом восприятии и прямой регистрации социальных фактов с  целью их последующего анализа и  объяснения. Различают наблюдение сплошное и выборочное. По положению наблюдателя наблюдение может быть: включенное, или участвующее (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы людей, контактирует и действует совместно с наблюдаемыми) и невключенное, или неучаствующее наблюдение (когда исследователь наблюдает объект со стороны и не участвует в деятельности группы). Кроме того, включенное наблюдение может быть открытым и скрытым.

Эксперимент - это метод  сбора информации, основанный на изучении поведения объекта исследования под влиянием ранее созданных  и контролируемых факторов. Основные особенности эксперимента: исследователь  сам вызывает изучаемое явление; исследователь может изменять условия  протекания эксперимента; в эксперименте возможно исключение влияния отдельных условий.

Кроме того, следует помнить  об этических проблемах, иногда возникающих  при экспериментальном манипулировании  переменными социального окружения. Наконец, экспериментальный метод  мало пригоден для получения результатов, которые можно было бы распространить на общество в целом или на большие социальные группы, он не позволяет увидеть "срез" широкомасштабных социальных процессов.

 

Широко в социологической  практике применяется такой метод, как анализ документов. Документальной в социологии считают любую информацию, зафиксированную в печатном или  рукописном листе, фото - или кинопленке, на цифровых или электронных носителях. Документы могут быть официальные: законы, указы, решения, приказы и т.д., личные: дневники, автобиографии, переписка и т.д. Для анализа документов могут использоваться как неформализованные (качественные) методы, так и формализованные (качественно-количественные методы). Качественный анализ сводится к чтению документа, пониманию и интерпретации его содержания.

Заключение.

Социология занимает, благодаря  своей универсальности, центральное  положение среди социальных наук. Социология специализируется и детализируется и далее, можно сказать, что социология «проникает» во все области жизни, где социальные действия и социальное поведение человека являются ведущим и определяющим фактором.

Социология довольно молодая  наука, поэтому и в настоящее  время совершенно справедливыми  остаются слова о том, что наука  не может успешно идти вперед, если у нее нет своего общепринятого  и всем одинаково понятного языка. Чем совершеннее наука, тем точнее ее общие понятия, тем прочнее  ее терминология. В этом отношении  социология оставляет желать еще  весьма и весьма многого.

Список используемой литературы:

1. А.И. Кравченко Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2002.

2. В. А. Ядов, Стратегия  социологического исследования. - Омега-Л, 2007 г.

3. Кравченко А.И. Социология  в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - М., 2004 г.

4. Основы социологии. Курс  лекций / под ред. А.Т. Эфендиева. - М.,1993 г.

5. Социология: Учебник / под  редакцией В.Н. Лавриненко. - М., 1998 г.

6. Эркки Калеви Асп, Введение в социологию. - М., 2005.


Информация о работе Структура социологии и уровни социологического знания