Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 11:42, реферат
Цель реферата заключается в том, чтобы дать определение семьи и детально рассмотреть структуру семьи и её важнейшие функции, удовлетворяющую такие потребности общества как продолжение человеческого рода и преемственность поколений.
Введение
1. Понятие семьи
2. Историческое развитие семьи
3. Структура и функции семьи
Заключение
Список использованной литературы
Великий Новгород
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Понятие семьи
2. Историческое развитие семьи
3. Структура и функции семьи
Заключение
Список
использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Избранная тема для реферата является актуальной, потому что исследование семьи всегда являлось и является одной из важнейших задач социологии - она изучает семью как неотъемлемый атрибут жизнедеятельности общества. Знание институтов брака и семьи, и умение направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от состояния их в значительной мере зависит воспроизводство населения.
Особенно
велико экономическое значение семьи
в области организации
Активная роль семьи не ограничивается лишь областью общественного бытия, а продолжается в других сферах общественной жизни. Как первичная форма общности людей, семья непосредственно сочетает в себе индивидуальное и коллективное начала. В этом смысле она является звеном, связующем не только биологическую и социальную, но также индивидуальную и общественную жизнь людей, служит для них первым источником социальных идеалов и критериев поведения. При этом семья не только передаёт, но и создаёт духовные ценности, такие, как супружеская и родительская любовь, уважение и любовь детей к родителям, семейная солидарность.
Семья - это такой фундамент общества и такая микросреда, климат которой способствует или препятствует развитию моральных и физических сил человека, становлению его как социального существа. Именно в семье закладываются те нравственные основы, которые способствуют развитию личности. Семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В сфере воздействия семьи одновременно сказываются и интеллект и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки. Семейное воспитание имеет практически всеобъемлющий характер, ибо оно не сводится только к внушению, а включает в себя все формы воздействия на формирующуюся личность: через общение и непосредственное наблюдение, труд и личный пример окружающих. Иными словами, развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Воспитательную функцию семьи трудно переоценить.
Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Она требует внимания и помощи со стороны государства в выполнении социальных функций, воспитании детей, в улучшении материальных, жилищных и бытовых условий.
Цель реферата заключается в том, чтобы дать определение семьи и детально рассмотреть структуру семьи и её важнейшие функции, удовлетворяющую такие потребности общества как продолжение человеческого рода и преемственность поколений.
Реферат
состоит из введения, трёх вопросов, заключения
и списка литературы.
Понятие «семьи»
Исследование
семьи всегда являлось и является
одной из важнейших задач социологии
- она изучает семью как
Семья – один из наиболее древних социальных институтов, который возник в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Одновременно семья выступает малой социальной группой – самой сплочённой и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп, но лишь семья остаётся той группой, которую он никогда не покидает. Как отмечают исследователи, семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности общества и образует базовые предусловия его существования путём физического и социокультурного замещения поколений, благодаря рождению детей, их социализации и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства и социализации населения невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.
Социальная сущность семьи заключается в том, что она занимает ключевое положение среди социальных институтов общества по воспроизводству населения, по поддержанию существования членов семьи и по социализации детей.
Семья является предметом изучения многих общественных наук. Каждая их этих наук стремится дать определение семьи и обусловить её функции. С точки зрения содержания, структуры и форм семьи есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются: гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности, осуществление определённой экономической деятельности.
Существуют множество определений семьи, выделяющих в качестве системообразующего элемента различные стороны семейной жизнедеятельности. Мы придерживаемся понятия, введённого А.И. Антоновым, согласно которому, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и, тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.
Наличие таких отношений (т.е. семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны. С другой стороны, несемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей.
Для всех этих фрагментарных, "осколочных" форм семьи лучше подходит термин "семейная группа", под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством, либо родительством или супружеством.
Семью
создаёт отношение родители-
Брак – это санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу. Он представляет собой социально одобряемые образцы поведения, с помощью которых брачующиеся составляют семью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество других прав и обязанностей.
Лишь
наличие триединого отношения супружества-
Обычно
«ядром» семьи считают супружескую
пару, и все статистические классификации
состава семей строятся в зависимости
от добавления к этому «ядру» детей, родственников
и родителей супругов. С социологической
же точки зрения, правильнее за основу
брать не супружескую пару, а наиболее
распространённый в населении тип семьи
с триединством названных отношений –
основной тип семьи, а те семейные объединения,
которые образуются при вычитании одного
из трёх вышеприведённых отношений, лучше
именовать семейными группами.
Историческое развитие семьи
Семья изучается историками, этнографами, антропологами, демографами и представителями других наук. Нижнюю границу периода возникновения семьи антропологи определяют на отметке 500 тыс. лет, и с этого периода семья как социальный институт постоянно развивалась, принимая множество видов и форм.
В своём историческом развитии семья и брак прошли ряд стадий, на которых они зародились, сформировались в самостоятельные социальные институты и преобразовались в соответствии с актуальными потребностями общественной жизни, цивилизационными устоями и социокультурными нормами.
Согласно исследованиям ученых многие формы семьи были унаследованы от животного мира. Они и сегодня встречаются у “братьев наших меньших”. Одна из таких форм – гаремная семья. Но на заре человечества она была не такой как средневековые или современные семьи “гаремного типа”. Праобщина наших далёких предков состояла из нескольких неустойчивых гаремных объединений. И эти гаремы время от времени перегруппировывались. Это случалось либо тогда, когда умирал глава, либо когда он в драке уступал главенство новому главе.
Другой формой человеческой семьи, тоже наблюдаемой в стадах высших обезьян, была материнско-родовая, когда главой становилась женщина. В таких семьях запрещались брачные отношения внутри рода. И в дальнейшем из этой формы матриархата развился дуально-родовой групповой брак, в котором все члены одного рода имели право, и должны были вступать в брак с любыми членами второго “братского” рода: женщины первого - с мужчинами второго рода, мужчины первого - с женщинами второго и наоборот.
К
концу эпохи ранне-родовой
На смену матриархату пришёл патриархат. И непрочные парно-брачные отношения были вытеснены патриархальной семьёй, в которой супругов прочно соединяло ведение общего хозяйства. Вместе с тем возросшая роль мужчины (добытчика и главы) привела к тому, что уже не муж переселялся к жене, а жена жила у мужа.
Установление патриархата сопровождалось постепенным ухудшением семейного и общественного положения женщины. Если поначалу брачный выкуп до некоторой степени ещё напоминал традиционные подарки родне невесты, то в дальнейшем, размеры выкупа увеличились. И на женщину стали смотреть как на обычный предмет купли-продажи. Поэтому замужняя женщина должна была беспрекословно повиноваться купившей её семье: своему мужу, “старшему” и “старшей”. А если женщина хотела вернуться в родительский дом, её родственники должны были вернуть выкуп. Из-за этого развод стал для женщины практически невозможен, что не давало ей шанса вырваться из кабалы. При патриархате имущество переходило от отца к сыну, а для этого нужна была твёрдая уверенность в отцовстве, что и породило новые нормы брачной морали. Супружеская неверность жены наказывалась не только отсылкой домой или членовредительством, но даже смертью, в то время как муж продолжал пользоваться прежней сексуальной свободой. Состоятельные же люди могли позволить себе иметь наложниц. Что привело к появлению узаконенного многожёнства.
В феодальном обществе моногамный брак стал предметом спекуляции. Мужчина, желающий жениться, стремился приобрести вместе с женой и имущество, чтобы улучшить материальное положение своей семьи и усилить её влиятельность. Брак превратился в средство умножения состояния и заключался как обычное деловое соглашение – прообраз брачного контракта. В буржуазном обществе, как, впрочем, и в феодальном, характерным для семей господствующего класса было то, что зачастую оба супруга имели любовников. Материальное положение позволяло супругам содержать их, и даже в пожилом возрасте “покупать” себе молодых любовников. При этом буржуазная мораль прощала “ошибки” мужа, но сурово осуждала неверность жены. Правда, почти вековая борьба за равноправие полов привела к тому, что в настоящее время супружескую неверность обоих супругов оценивают почти одинаково, и чаще всего, к сожалению, как нечто вполне допустимое.
Христианство - одна из религий, приспособленных к частнособственническим отношениям - не очень способствовало равноправию супругов. Ещё евангелисты Пётр и Павел в своём учении утверждали господство мужчин. А католические проповедники средневековья - Фома Аквинский, например - изображали женщину неполноценной и созданной лишь для похоти и вожделения. Только с распространением культа девы Марии церковь стала идеализировать женщину, да и то лишь как кающуюся грешницу и страдалицу - до равноправия было ещё очень далеко.