Структура и функции современной семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 11:42, реферат

Описание работы

Цель реферата заключается в том, чтобы дать определение семьи и детально рассмотреть структуру семьи и её важнейшие функции, удовлетворяющую такие потребности общества как продолжение человеческого рода и преемственность поколений.

Содержание

Введение

1. Понятие семьи

2. Историческое развитие семьи

3. Структура и функции семьи

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ.doc

— 138.00 Кб (Скачать)
 

       Великий Новгород

       2010 
 
 
 
 

       ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

       Введение

       1. Понятие семьи

       2. Историческое развитие семьи

       3. Структура и функции семьи

       Заключение 

       Список  использованной литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ

       Избранная тема для реферата является актуальной, потому что исследование семьи всегда являлось и является одной из важнейших задач социологии - она изучает семью как неотъемлемый атрибут жизнедеятельности общества. Знание институтов брака и семьи, и умение направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от состояния их в значительной мере зависит воспроизводство населения.

       Особенно  велико экономическое значение семьи  в области организации потребления  и быта. В семье не только удовлетворяются, но отчасти и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определённые бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства.

       Активная  роль семьи не ограничивается лишь областью общественного бытия, а  продолжается в других сферах общественной жизни. Как первичная форма общности людей, семья непосредственно сочетает в себе индивидуальное и коллективное начала. В этом смысле она является звеном, связующем не только биологическую и социальную, но также индивидуальную и общественную жизнь людей, служит для них первым источником социальных идеалов и критериев поведения. При этом семья не только передаёт, но и создаёт духовные ценности, такие, как супружеская и родительская любовь, уважение и любовь детей к родителям, семейная солидарность.

       Семья - это такой фундамент общества и такая микросреда, климат которой способствует или препятствует развитию моральных и физических сил человека, становлению его как социального существа. Именно в семье закладываются те нравственные основы, которые способствуют развитию личности. Семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В сфере воздействия семьи одновременно сказываются и интеллект и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки. Семейное воспитание имеет практически всеобъемлющий характер, ибо оно не сводится только к внушению, а включает в себя все формы воздействия на формирующуюся личность: через общение и непосредственное наблюдение, труд и личный пример окружающих. Иными словами, развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Воспитательную функцию семьи трудно переоценить.

       Общество  кровно заинтересовано в прочной, духовно  и нравственно здоровой семье. Она  требует внимания и помощи со стороны  государства в выполнении социальных функций, воспитании детей, в улучшении  материальных, жилищных и бытовых условий.

       Цель  реферата заключается в том, чтобы дать определение семьи и детально рассмотреть структуру семьи и её важнейшие функции, удовлетворяющую такие потребности общества как продолжение человеческого рода и преемственность поколений.

       Реферат состоит из введения, трёх вопросов, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Понятие «семьи»

       Исследование  семьи всегда являлось и является одной из важнейших задач социологии - она изучает семью как неотъемлемый атрибут жизнедеятельности общества. Это связано с тем, что объектом её исследования выступает социальный институт семьи, который в истории человечества играет ведущую роль и считается одним из важнейших институтов общества, который придаёт ему стабильность и способность к воспроизводству. Социальная значимость семьи обусловлена её уникальной ролью в данном воспроизводстве и в развитии человеческого рода.

       Семья – один из наиболее древних социальных институтов, который возник в недрах первобытного общества значительно  раньше классов, наций и государств. Одновременно семья выступает малой социальной группой – самой сплочённой и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп, но лишь семья остаётся той группой, которую он никогда не покидает. Как отмечают исследователи, семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности общества и образует базовые предусловия его существования путём физического и социокультурного замещения поколений, благодаря рождению детей, их социализации и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства и социализации населения невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.

       Социальная  сущность семьи заключается в том, что она занимает ключевое положение среди социальных институтов общества по воспроизводству населения, по поддержанию существования членов семьи и по социализации детей.

       Семья является предметом изучения многих общественных наук. Каждая их этих наук стремится дать определение семьи и обусловить её функции. С точки зрения содержания, структуры и форм семьи есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются: гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности, осуществление определённой экономической деятельности.

     Существуют  множество определений семьи, выделяющих в качестве системообразующего элемента различные стороны семейной жизнедеятельности. Мы придерживаемся понятия, введённого А.И. Антоновым, согласно которому, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и, тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

       Наличие таких отношений (т.е. семьи в строгом  смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны. С другой стороны, несемейное население состоит  из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей.

       Для всех этих фрагментарных, "осколочных" форм семьи лучше подходит термин "семейная группа", под которой  понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством, либо родительством или супружеством.

       Семью создаёт отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием отношений между мужчиной и женщиной, форм их сожительства или сексуального партнёрства.

       Брак – это санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу. Он представляет собой социально одобряемые образцы поведения, с помощью которых брачующиеся составляют семью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество других прав и обязанностей.  

       Лишь  наличие триединого отношения супружества-родительства-родства  позволяет говорить о конструировании  семьи как таковой в её строгой форме. Факт отсутствия одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп.

       Обычно  «ядром» семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к этому «ядру» детей, родственников и родителей супругов. С социологической же точки зрения, правильнее за основу брать не супружескую пару, а наиболее распространённый в населении тип семьи с триединством названных отношений – основной тип семьи, а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трёх вышеприведённых отношений, лучше именовать семейными группами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Историческое  развитие семьи

       Семья изучается историками, этнографами, антропологами, демографами и представителями других наук. Нижнюю границу периода возникновения семьи антропологи определяют на отметке 500 тыс. лет, и с этого периода семья как социальный институт постоянно развивалась, принимая множество видов и форм.

       В своём историческом развитии семья  и брак прошли ряд стадий, на которых они зародились, сформировались в самостоятельные социальные институты и преобразовались в соответствии с актуальными потребностями общественной жизни, цивилизационными устоями и социокультурными нормами.

       Согласно  исследованиям ученых многие формы семьи были унаследованы от животного мира. Они и сегодня встречаются у “братьев наших меньших”. Одна из таких форм – гаремная семья. Но на заре человечества она была не такой как средневековые или современные семьи “гаремного типа”. Праобщина наших далёких предков состояла из нескольких неустойчивых гаремных объединений. И эти гаремы время от времени перегруппировывались. Это случалось либо тогда, когда умирал глава, либо когда он в драке уступал главенство новому главе.

       Другой  формой человеческой семьи, тоже наблюдаемой в стадах высших обезьян, была материнско-родовая, когда главой становилась женщина. В таких семьях запрещались брачные отношения внутри рода. И в дальнейшем из этой формы матриархата развился дуально-родовой групповой брак, в котором все члены одного рода имели право, и должны были вступать в брак с любыми членами второго “братского” рода: женщины первого - с мужчинами второго рода, мужчины первого - с женщинами второго и наоборот.

       К концу эпохи ранне-родовой общины постепенно сложился парный брак. Однако его “парность” была относительной, и обычно супруги, вступившие в парный брак, продолжали иметь “дополнительных” жён и мужей. Общество же относилось терпимо как к добрачным, так и к внебрачным половым связям. К тому же, муж и жена на протяжении всей жизни оставались связанными каждый со своим родом и не имели общей собственности, а дети принадлежали только матери и её роду.

       На  смену матриархату пришёл патриархат. И непрочные парно-брачные отношения были вытеснены патриархальной семьёй, в которой супругов прочно соединяло ведение общего хозяйства. Вместе с тем возросшая роль мужчины (добытчика и главы) привела к тому, что уже не муж переселялся к жене, а жена жила у мужа.

       Установление  патриархата сопровождалось постепенным ухудшением семейного и общественного положения женщины. Если поначалу брачный выкуп до некоторой степени ещё напоминал традиционные подарки родне невесты, то в дальнейшем, размеры выкупа увеличились. И на женщину стали смотреть как на обычный предмет купли-продажи. Поэтому замужняя женщина должна была беспрекословно повиноваться купившей её семье: своему мужу, “старшему” и “старшей”. А если женщина хотела вернуться в родительский дом, её родственники должны были вернуть выкуп. Из-за этого развод стал для женщины практически невозможен, что не давало ей шанса вырваться из кабалы. При патриархате имущество переходило от отца к сыну, а для этого нужна была твёрдая уверенность в отцовстве, что и породило новые нормы брачной морали. Супружеская неверность жены наказывалась не только отсылкой домой или членовредительством, но даже смертью, в то время как муж продолжал пользоваться прежней сексуальной свободой. Состоятельные же люди могли позволить себе иметь наложниц. Что привело к появлению узаконенного многожёнства.

       В феодальном обществе моногамный брак стал предметом спекуляции. Мужчина, желающий жениться, стремился приобрести вместе с женой и имущество, чтобы улучшить материальное положение своей семьи и усилить её влиятельность. Брак превратился в средство умножения состояния и заключался как обычное деловое соглашение – прообраз брачного контракта. В буржуазном обществе, как, впрочем, и в феодальном, характерным для семей господствующего класса было то, что зачастую оба супруга имели любовников. Материальное положение позволяло супругам содержать их, и даже в пожилом возрасте “покупать” себе молодых любовников. При этом буржуазная мораль прощала “ошибки” мужа, но сурово осуждала неверность жены. Правда, почти вековая борьба за равноправие полов привела к тому, что в настоящее время супружескую неверность обоих супругов оценивают почти одинаково, и чаще всего, к сожалению, как нечто вполне допустимое.

       Христианство - одна из религий, приспособленных  к частнособственническим отношениям - не очень способствовало равноправию супругов. Ещё евангелисты Пётр и Павел в своём учении утверждали господство мужчин. А католические проповедники средневековья - Фома Аквинский, например - изображали женщину неполноценной и созданной лишь для похоти и вожделения. Только с распространением культа девы Марии церковь стала идеализировать женщину, да и то лишь как кающуюся грешницу и страдалицу - до равноправия было ещё очень далеко.

Информация о работе Структура и функции современной семьи