Страты и классы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 08:35, контрольная работа

Описание работы

Социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация – по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ.
Социальная стратификация выполняет двойную функцию: выступает как метод выявления слоев данного общества и в то же время представляет его социальный портрет. Социальная стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.

Содержание

Введение 3
Стратификация. Слагаемые стратификации 4
Страты и классы 6
Заключение 11
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

Страты и классы.docx

— 31.30 Кб (Скачать)

     Верхний – средний класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых профессионалов, как-то крупные адвокаты, известные врачи, актеры или телекомментаторы. Образ жизни приближается к великосветскому, но позволить себе фешенебельную  виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию художественных раритетов они еще не могут.

     Средний – средний класс представляет самую массовую прослойку развитого  индустриального общества. Он включает всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, одним словом, людей  интеллектуальных профессий, в том  числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного  общества и сферы обслуживания.

     Нижний  – средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие, которые по характеру и содержанию своего труда тяготеют скорее не к  физическому, а к умственному  труду. Отличительная черта –  приличествующий образ жизни.

     Верхний – низший класс включает средне - и малоквалифицированных рабочих, занятых в массовом производстве, на местных фабриках, живущих в относительном достатке, но манерой поведения существенно отличающихся от высшего и среднего класса. Отличительные черты: невысокое образование (обычно полное и неполное среднее, средне специальное), пассивный досуг (просмотр телевизора, игра в карты или домино), примитивные развлечении, часто чрезмерное употребление спиртного и нелитературной лексики.

     Нижний  – низший класс составляют обитатели  подвалов, чердаков, трущоб и прочих мало пригодных для жизни мест. Они не имеют никакого либо начальное  образование, чаще всего перебиваются случайными заработками либо попрошайничеством, постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. Их принято называть "социальным дном", или андерклассом. Чаще всего их ряду рекрутируются из хронических алкоголиков, бывших заключенных, бомжей и т.д.

     Термин "верхний – высший класс" означает верхний слой высшего класса. Во всех двусоставных словах первое слово  обозначает страту или слой, а второе – класс, которому данных слой относится. "Верхний – низший класс" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Итак, в заключение можно сделать вывод, что классы – это большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально-психологические характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения. Классы как социально-политическая общность имеют общую для всех своих членов программу деятельности, которую вырабатывают его идеологи. Социальные слои при таком подходе представляют собой социальные общности, объединяющие людей на основе каких-то частных интересов.

     Обобщающим понятием для научного изучения и понимания отношений людей по поводу их неравенства: распределения власти, собственности, престижа, присвоения всех видов ресурсов – является «социальная стратификация».

     Согласно  эволюционной теории стратификации, по мере усложнения и развития культуры наступает такая ситуация, при  которой ни один индивид не может  овладеть всеми аспектами социальной деятельности, происходит разделение труда и специализация деятельности. Одни виды деятельности оказываются  более важными, требующими длительной подготовки и соответствующего вознаграждения, другие же – менее важные и поэтому  более массовые, легко заменяемые.

     Концепции стратификации не постулируют социального  равенства, наоборот, они рассматривают  неравенство как естественное состояние  общества, поэтому страты не только различаются по своим критериям, но и размещаются в жесткой  системе подчинения одних слоев  другим, привилегированного положения  высших и подчиненного положения  низших. Допускается даже идея некоторых социальных противоречий, которые нейтрализуются возможностями социальной мобильности вертикального типа, т.е. предполагается, что отдельные талантливые люди могут переходить из низших слоев в высшие, как в равной мере и наоборот, когда малоактивные люди, занимающие места в высших слоях общества в силу социального положения своих родителей, могут разориться и оказаться в самых низших слоях социальной структуры.

     Таким образом, понятия социального слоя, стратификации и социальной мобильности, дополняя понятия класса и классовой  структуры общества, конкретизируют общее представление о структуре  общества и помогают детализировать анализ социальных процессов в рамках тех или иных экономических и  социально-политических формаций.

     Именно  поэтому изучение стратификации  является одной из наиболее важных областей социальной антропологии. Согласно Оксфордскому словарю социологии, можно  выделить три основные задачи таких  исследований: "Первая цель состоит  в том, чтобы установить, в какой  мере классовые или статусные  системы доминируют на уровне общества, утверждая способы социального  действия. Вторая задача состоит в  анализе классовых и статусных  структур и факторов, определяющих процесс формирования классов и  статусов. И последнее, социальная стратификация  документально подтверждает неравенство  условий, возможностей и доходов, а  также способов, с помощью которых  группы поддерживают классовые или  статусные границы. Иначе говоря, она ставит вопрос о социальной замкнутости  и изучает стратегии, посредством  которых одни группы поддерживают свои привилегии, а другие стремятся получить доступ к ним". 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

1. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. Социология. - М., 2007

2. Мирошниченко  И.В. Социология. М: А-Приор, 2009. –  128с.

3. Коротаев А. В. Социальная эволюция. М.: «Восточная литература», 2003.

4. Волков Ю.Г.  Социология. СПб: Дашков и К, 2009. – 384с.

5. Краткий словарь  по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М: 1989

6. Квасова И.И. Социология культуры. Учебное пособие. М.: изд-во РУДН, 2005.

7. Основы современного  социального управления. М.: Экономика, 2000.

Информация о работе Страты и классы