Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 18:07, реферат
Авторитарный стиль. Классическим и самым распространенным является авторитарный (единоличный) тип начальников. Они рассматривают подчиненных только в качестве орудий для исполнения приказов и достижения целей организации, во взаимодействии с персоналом используют различные стратегии поведения — от задабривания и поощрения до принуждения и шантажа увольнением. Это стиль, исповедующий безусловное подчинение: «Нечего думать, делай, что я сказал».
Сегодня в мире бизнеса наблюдается тенденция преобразования стилей с целью создания организаций совершенно нового качества. Они получили название аутентивных, т.е. ориентированных на людей. Что дает фирме ориентация на людей? Фирма настраивается на инновации, а люди активно их продвигают. Их еще называют «лучшими компаниями для работы», т.е. работникам там комфортно. В качестве примера можно привести Microsoft, Goldman Sachs, Harley-Davidson и др.
Либеральный стиль управления характеризуется минимальным участием руководителя в управлении, персонал имеет полную свободу принимать самостоятельные решения по основным направлениям производственной деятельности организации (согласовав их, естественно с руководителем). Такой стиль оправдан в том, случае, если персонал выполняет творческую или индивидуальную работу и укомплектован специалистами высокой квалификации с оправданно высокими амбициями. Этот стиль управления опирается на высокую сознательность, преданность общему делу и творческую инициативу всего персонала, хотя управлять таким коллективом — задача не из легких.
Руководитель–либерал должен мастерски владеть принципом делегирования полномочий, поддерживать добрые отношения с неформальными лидерами, уметь корректно ставить задачи и определять основные направления деятельности, координировать взаимодействие сотрудников для достижения общих целей.
Попустительский стиль управления. При этом стиле управления руководитель проявляет очень мало заботы как о достижение целей организации, так и о создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Фактически руководитель устраняется от работы, пускает все на самотек и просто проводит время, передавая информацию от вышестоящих руководителей подчиненным и наоборот.
Либеральный
стиль - невмешивающийся стиль руководства.
Отличается отсутствием размаха в деятельности,
безынициативность и постоянное ожидание
указаний сверху, нежелание принимать
на себя ответственность за решения и
за последствия, когда они неблагоприятны,
осторожность в делах, решениях, неуверенность
в соей компетентности и в своём положении,
непоследовательность в действиях, легко
поддаётся влиянию окружающих, склонен
уступать обстоятельствам и смиряться
с ними, во взаимоотношениях сподчинёнными
вежлив и доброжелателен, помогает в решении
их проблем.
Пользующийся этим стилем руководитель
мало вмешивается в
дела подчинённых и
вообще не проявляет
особой активности,
выступает в основном
в роли посредника во
взаимоотношениях с
другими коллективами.
Как правило, он непоследователен
в действиях, легко поддаётся
влиянию окружающих,
может без серьезных
оснований отменить
ранее принятое решение. Руководитель
- либерал готов выслушивать критику и
соображения, но большей частью оказывается
несостоятельным реализовать подсказываемые
ему дельные мысли. Подчинённые,
располагая большой
свободой действий,
пользуются этим по
своему усмотрению,
сами ставят задачи
и выбирают способы
их решений. В результате перспективы
выполнения работы оказываются в большой
зависимости от интересов и настроения
самих работников.
Либеральный стиль управления. Такое управление — технический прием, при котором компетенции и ответственность за действия передаются, насколько это возможно, сотрудникам, которые принимают и реализуют решения. Делегирование может быть направлено на любое поле деятельности предприятия. Однако следует отказаться от того, чтобы делегировать типично управленческие функции руководства, а также задачи с далеко идущими последствиями. При делегировании полномочий снимается нагрузка с руководителя, поддерживается собственная инициатива работников, усиливаются их трудовая мотивация и готовность нести ответственность. Кроме того, сотрудникам должно быть оказано доверие в принятии решений под собственную ответственность.
Для того чтобы успешно применять управление делегированием, необходимы: - делегирование сотрудникам задач; делегирование сотрудникам компетенций; делегирование сотрудникам ответственности за действия; исключение возможности отзыва делегированных полномочий либо передачи их от одних сотрудников другим; установление порядка регулирования исключительных случаев; исключение возможности вмешательства руководителя при правильных действиях сотрудника; обязательность вмешательства руководителя в случае ошибки и получения результатов, урегулированных в особом порядке; принятие руководителем ответственности по руководству; создание соответствующей информационной системы.
Переданные задачи должны соответствовать способностям сотрудников, быть преимущественно однородными, завершенными по форме. Делегированные компетенции и ответственность за действия должны соответствовать друг другу по объему.
Преимущества управления методом делегирования: 1) разгрузка руководителя; 2) возможность быстрого принятия грамотных решений; сотрудникам передаются компетенции и ответственность задействия; 3)содействие развитию собственной инициативы, трудовой мотивации у сотрудников.
Недостатки управления методом делегирования: 1) руководитель делегирует по возможности меньшее число интересных задач; 2) могут быть утверждены иерархические отношения; 3) сильна ориентация на задачи, а не на сотрудников; 4) установление иерархических отношений "по горизонтали".
Применение того
или иного стиля, а также его
результаты зависят от многих факторов.
Это, прежде всего полное овладение одним
из стилей руководства, предрасположенность
коллектива к восприятию порой навязанного
ему сверху стиля управления и руководства.
При освоении науки управления очень важно
избежать ошибок. Анализ деятельности
руководителей разного уровня и различных
предприятий позволил специалистам выявить
наиболее частые ошибки, допускаемые менеджерами.
1.2. Исследование стилей руководства К. Левина
Самое раннее исследование эффективности стилей лидерства было проведено К. Левиным. К. Левин выделил три одномерных стиля руководства – авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), попустительский (архаичный). Иногда последний стиль называют либеральным или нейтральным.
Авторитарный стиль. Этот стиль руководства характеризуется краткими распоряжениями, запретами без снисхождения, часто сопровождаемыми угрозами, четкой речью и неприветливым тоном. Подчиненным часто делают замечания и выносят выговоры. Похвала и порицание в адрес исполнителей крайне субъективны, эмоции подчиненных и коллег в расчет не принимаются . Основной метод руководства – приказ, а не просьба. Мнение руководителя является решающим. Позиция руководителя находится вне группы, сам руководитель стремится к единоначалию. Инициатива идет от руководителя, подчиненные здесь пассивны, их инициативу руководитель не поддерживает. Возражения и советы им не принимаются. Руководитель ориентирован в основном на решение задач, т.е. на дело. В коллективе отсутствует сотрудничество, нагнетается напряженная атмосфера, в результате чего деятельность подчиненных снижена . Сильные стороны этого стиля заключается в том, что уделяется внимание к срочности и порядку, результат почти всегда предсказуем .
Демократический стиль. При демократическом (коллегиальном) стиле управления руководитель распределяет полномочия между собой и подчиненными. Индивидуально решает только срочные и сложные задачи. Большинство задач решается коллегиально. У руководителя не сухая речь, а товарищеский тон. Похвала и порицание высказываются с учетом мнения коллектива. Активность проявляют как руководитель, так и подчиненные. Основной метод руководства – просьба и поручения, инструктивные указания выдаются в форме предложений. Мероприятия планируются в основном в коллективе. Распоряжения и запреты проводятся на основе дискуссий. Систематически проводится контроль работы исполнителей. Отношение руководителя к нововведениям положительное. За реализацию принятых решений ответственны все члены коллектива. Руководитель справедлив и требователен. В коллективе создается хороший психологический климат. В отсутствие руководителя коллектив не снижает своей продуктивности. Позиция руководителя находится внутри группы .Слабая сторона демократического стиля состоит в том, что он требует много времени на принятие решений .
Либеральный стиль. Либеральный, или попустительский, стиль характеризуется стандартно-формальным тоном руководителя, отсутствием похвалы и порицаний. При выполнении управленческих функций руководитель пассивен. Основной метод его работы – уговоры сотрудников для выполнения задания. Дела в коллективе идут сами по себе, сотрудничество как таковое отсутствует. Руководитель указаний не дает. Работа распределяется в основном самими сотрудниками и неформальным лидером. Нововведения руководителю либерального типа чужды, в этом вопросе он остается консерватором. Коллектив в его отсутствие работает недостаточно эффективно. Позиция руководителя находится в стороне от группы. Три основных стиля, описанных выше, в чистом виде почти никогда не встречаются. Чаще всего руководителям присущи смешанные стили.
Эти стили редко встречаются в чистом виде, и потому на их основе были выделены смешанные стили руководства.
Основные смешанные стили.
Директивно-коллегиальный стиль. Руководитель в основном принимает решения самостоятельно. В работе активен, чего не наблюдается у подчиненных. Преобладающие методы работы – приказания и поручения. Контроль за подчиненными осуществляется строго и регулярно. Руководитель отличается высокой требовательностью к подчиненным. Основное внимание в работе подчиненных обращает не на достижения, а на их ошибки и просчеты. Отношение к критике отрицательное. Руководитель обычно выдержан, ориентирован на дело, т.е. на задачу. К нововведениям относится положительно. В отсутствие руководителя коллектив с работой справляется хорошо.
Директивно-пассивный стиль. Активность исполнителей умеренная. Руководитель часто прибегает к просьбам и уговорам, однако нередко переходит на приказной тон, особенно в случаях, когда его первоначальные уговоры не приносят результатов. Контроль подчиненных осуществляет редко, однако достаточно строго. Полагается на компетентность сотрудников. С персоналом тактичен, со своими заместителями в основном строг, требует беспрекословного подчинения. Нововведений избегает. Решение социальных проблем коллектива перепоручает своим заместителям. При отсутствии руководителя коллектив снижает эффективность в работе.
Пассивно-коллегиальный
стиль. Руководитель этого типа избегает
ответственности, пассивен в выполнении
управленческих функций, слабо контролирует
подчиненных. Основной метод работы с
подчиненными у такого руководителя-просьбы,
советы, уговоры. Отношение к нововведениям
в области производства – пассивное. Часто
может идти на поводу у подчиненных. При
отсутствии руководителя коллектив не
снижает эффективности своей работы. Следует
иметь в виду, что форма и содержание действий
руководителей не всегда совпадают между
собой. Нередко авторитарный по сущности
своей руководитель внешне ведет себя
довольно демократично. Это достигается
за счет отработки весьма совершенной
техники общения, например посредством
демонстрации расположения к людям, внешнего
интереса к ним, их идеям, подчеркнутой
вежливости. Такой руководитель с удовольствием
вас выслушает, попросит внести предложения
по обсуждаемому вопросу, поблагодарит
за активное участие в дискуссии. Но это
все. К выработке решений, к которой он,
казалось бы, приглашал сотрудников, он
заранее пришел с твердым убеждением никого
не допускать. Но сотрудники узнают об
этом лишь позднее.
1.3. Теория стилей руководства Р. Лайкерта
Последовательность
доктрины «человеческих отношений»,
коллега Херцберга и
В модели № 1 (эксплуататорско-авторитарная) руководитель не доверяет подчиненным, редко подключает их к принятию решений, а задачи спускаются сверху вниз уже готовыми. Основной стимул – страх и угроза наказания, а вознаграждения здесь случайны, как и взаимодействие руководителя с подчиненными, которое строится на взаимном недоверии. формальная и неформальная организации находятся в противоборстве.
Модель № 2 (благосклонно-авторитарная) предполагает, что руководство удостаивает подчиненных некоторым доверием, но как хозяин слугу. Часть решений делегируется вниз, но принимаются они в строго предписанных границах. Вознаграждение здесь действительное, а наказание – потенциальное, и оба используются для мотивации работников. Взаимодействие осуществляется через снисходительность со стороны руководителя и осторожности – у подчиненного. Неформальная организация существует, но только отчасти противостоит формальной .
В модели
№ 3 (консультативно-
Наконец, модель № 4 (основанная на участии) характеризует полное доверие. Процесс принятия решений рассредоточен по всем уровням, хотя и интегрирован. Поток коммуникаций идет не только вверх-вниз, но и горизонтально. Работники мотивируются к лучшему исполнению через участие в принятии решений, касающихся установления целей организации, форм стимулирования и методов организации труда. Дружественное взаимодействие с высоким уровнем доверия присутствует в организациях с таким типом руководства. Формальная и неформальная организации, как правило, совпадают.
Лайкерт назвал модель № 1 ориентированной на задачу с жестко структурированной системой управления, а модель № 4 – ориентированной на взаимоотношения, в основе которых лежит бригадная организация труда, коллегиальное управление, делегирование полномочий и общий контроль. Модели № 2 и № 3 являются промежуточными .