Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:44, контрольная работа
Термин "стиль руководства" большинству из нас интуитивно ясен, хотя, быть может, и не всем удастся с первой попытки "развести" по смыслу такие родственные (близкие) понятия, как "руководство", "управление", "лидерство" и т.п. Уточним их значения.
1. Стили руководства и их особенности ……………………………………………. 3 стр.
2. Лидерство и стили руководства в коллективе …………………………………..... 6 стр.
3. Список используемой литературы …………………………………………………12 стр.
Проблемы лидерства
Лидерство — это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство преимущественно строится на отношениях типа «лидер—последователи», а не «начальник—подчиненный». Не каждый менеджер может быть лидером. В коллективе может появиться и неформальный лидер.
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных:
• лидерских качеств (ум, преобладание над другими, уверенность в себе, активность, знание дела, способность управлять вниманием других, способность получать доверие от подчиненных, способность управлять собой и т.д.);
• лидерского поведения (авторитарного, демократического, пассивного с ориентацией на формальное структурирование рабочих отношении в коллективе или на сами отношения с подчиненными, с ориентацией на проблемы в работе или на отношения с подчиненными)
• ситуации, в которой действует лидер.
Важную роль при этом играет и поведение последователей.
Ранние концепции лидерства (личностные и поведенческие) предлагали обращать внимание только на личные качества лидера и образцы его поведения. Ситуационные факторы при этом не учитывались. К основным, основанным на ситуационном лидерстве подходам относятся:
• континуум
лидерского поведения Танненбаума—Шмидта
(рис.45);
• ситуационная модель Фидлера(рис.46);
• ситуационная
модель Херсея и Бланшарда (рис.47);
• модель «путь—цель» Торенса, Митчелла и Хауса;
• модель Стинсона—Джонсона;
•
модель принятия решений Врума—Йеттона-Яго
(рис.48).
Континиум лидерского поведения Танненбаума—Шмидта
Лидер:
1) дает свободу коллективу принимать решения, а сам только утверждает их;
2) делегирует
группам право принимать
3) выдвигает проблемы, просит дать предложения и сам принимает решения;
4) предлагает
решения сам и считает
5) выдвигает идеи и предлагает их обсудить, принимает решения сам;
6) принимает решения сам и убеждает последователей в правильности своих решений;
7) сам принимает
решения и доводит их до
подчиненных.
В
соответствии с этой моделью лидер
выбирает один из семи возможных образцов
поведения в зависимости от своих
взглядов об источниках власти, отношении
с последователями и ситуации. Демократ считает,
что власть ему дается последователями,
которых он ведет, что люди склонны к самоуправлению
при условии правильного мотивирования. Автократ
Ситуационная модель Фидлера
Измерение
показателя НПР (наименее предпочитаемого
работника) проводилось по показателям:
Фидлер полагает, что лидер-респондент, набравший более высокие баллы, т.е. описавший своего НПР очень позитивно, ориентирован на отношения (лидер с высоким НПР), а менеджеры, набравшие более низкие баллы, имеют стиль, ориентированный на работу (лидер с низким НПР). Фидлер считает, что лидерский стиль остается относительно постоянным и почти не меняется во времени, т.к. в стиле отражена внутренняя мотивация на отношения с людьми или на работу.
Анализ
показал, что в ситуациях 4-7 (условия
умеренной благоприятности) лучших
результатов добиваются лидеры с высоким
НПР. В ситуациях 1, 2, 3 (условия наиболее
благоприятные) и 8 (условия наименее благоприятные)
добиваются лидеры с низким НПР.
Модель Херсея и Бланшарда (рис.47);
Зрелость последователей:
• З1 — способны работать в незначительной степени, желают работать редко;
• З2 — способны работать в некоторой степени, иногда желают работать;
• З3 — способны работать в достаточной степени, работать желают часто;
• З4 — способны работать в значительной степени, обычно желают работать.
Стили руководства:
• S1— указывающий (даю задания и проверяю исполнение);
• S2 — убеждающий (объясняю и убеждаю);
• S3 — участвующий (помогаю в работе, выступаю как партнер);
• S4 — делегирующий (делегирую ответственность, переключаюсь с задачи и человека на развитие организации);
• граница областей S2 и S3: необходима интенсивная работа с человеком.
Модель «путь—цель» Теренса, Митчелла и Хауса
Эффективный
лидер помогает подчиненным идти путем,
ведущим к желаемой цели. Если мотивация
работника (уверенность в связи величины
усилия и размера вознаграждения)
• директивный (объясняю, что и как делать, говорю что и когда от них ожидается, какое будет вознаграждение, разъясняю путь к вознаграждению);
• поддерживающий (обращение с подчиненными как с равными, помощь и поддержка в работе);
• ориентированный на достижения (установление напряженных, но притягательных целей, обоснование выгоды от достижения этой цели);
• участвующий (советы с подчиненными, привлечение их к участию в управлении).
На выбор стиля влияют следующие ситуационные факторы:
• качество подчиненных (вера в предопределенность результатов — в связи между трудовыми усилиями и вознаграждением, склонность к подчинению, способности);
• организационные факторы (содержание и структура работы, система формальной власти, культура группы).
Например,
когда задачи или цели неясны руководителю,
выгодно использовать
Ситуационная модель Стинсона—Джонсона
В этой модели выбор лидерского стиля обусловливается следующими ситуационными факторами:
• качества подчиненных (их потребность в достижении результатов, их знания и опыт);
• структурированность работы (высокая и низкая).
Согласно этой модели, высокий интерес к работе и низкий к отношениям с подчиненными со стороны лидера эффективен в следующих двух ситуациях:
• работа отличается высокой структурированностью, у последователей сильная потребность в достижении и независимости, у них большие знания и опыт для выполнения работы;
• работа
имеет низкую степень структурированности,
Низкий интерес к работе и высокий к отношениям целесообразен в следующих двух ситуациях:
• работа высоко структурирована, но последователи не испытывают потребности в достижении и независимости при наличии у них достаточных знаний и опыта;
• работа не структурирована, но последователи имеют сильную потребность в достижении и независимости при наличии у них больших знаний и опыта.
Ситуационная модель принятия решений Врума—Йеттона-Яго
В
этой модели рассматривается только
один аспект лидерского поведения — привлечение
подчиненных к принятию решений. Исследователи
разработали специальное «дерево вопросов»,
с помощью которого можно выбрать тот
или иной стиль поведения руководителя
(по принципу «низкий (Н)—высокий (В), рис.48).
Оценка эффективности решения в данной
модели определяется на основе уравнения:
где Ркач — качество
решения (высокое, низкое по баллам); Робяз — уровень
обязательств по выполнению решений (высокий
или низкий); Рвремя — степень срочности
решения (высокая, низкая по баллам). Полная
оценка решения определяется:
Э = Рэфф –
ОСПВ + ОВГР,
где ОСПР — оценка стоимости потерянного времени на принятие решения; ОВГР — оценка выигрыша от группового решения по сравнению с единоличным; А1 — руководитель принимает решение сам, используя имеющуюся у него на данное время информацию; А2 — руководитель получает необходимую информацию от своих подчиненных и затем сам принимает решение; работники привлекаются только на этапе сбора информации, выработку решения и его принятие осуществляет руководитель; К1 — руководитель делится соображениями с каждым из подчиненных, получая от них идеи и предложения, не собирая их в группу; затем он сам принимает решение, которое может либо отражать, либо не отражать их вклад; К2 — то же, что и К1, только в группе; Г — руководитель делится соображениями по проблеме с подчиненными, собрав их в группу. Все вместе пытаются найти консенсус относительно решения. Роль руководителя сводится к роли председателя собрания. Он не пытается влиять на группу, а проявляет готовность принять и выполнить любое решение, получившее поддержку всей группы.
Новые
концепции в теориях лидерства
пытаются соединить традиционный (личностный
и поведенческий) и ситуационные подходы.
К ним относятся:
• концепция атрибутивного лидерства;
• концепция харизматического лидерства;
•
концепция
преобразующего лидерства.
Концепция атрибутивного лидерства:
Суть концепции: атрибутивные помехи (приписывание внутренних причин плохой работы подчиненного и недостоверная информация о нем, например лень, низкая ответственность, низкие способности) часто искажают восприятие руководителя и заставляют его быть непоследовательным в своем поведении. В результате не только лидер воздействует на подчиненных, а отношения «лидер—подчиненные» влияют на лидера. Эти отношения могут привести к увольнению работника или к уходу руководителя. Если отношения адекватны ситуации (взгляды и поведение руководителя в работе с подчиненными принимаются ими), то организация функционирует эффективно и происходит обогащение отношений. В обратном случае имеет место обеднение отношении и, как следствие, конфликты. Адекватность отношении и ситуации может достигаться:
• если подчиненный извлекает уроки из поведения руководителя;
• если руководитель извлекает уроки из поведения подчиненных.
Концепция харизматического лидерства:
Харизматическое влияние — это влияние, основанное не на логике в действиях, а на личных качествах лидера его внешней и внутренней привлекательности, имиджа, манеры и стиля поведения (речь, жесты, позы) и т.д. Харизма дает преимущества лидеру вести за собой людей.
Харизма — это источник лидерской власти над подчиненными, власть примера. У харизмы есть позитивная этическая (Сахаров, Мартин Лютер Кинг) и негативная (Сталин, Гитлер) стороны.
Концепция преобразующего лидерства:
Способности лидера переводить новые видения решения проблем в действия последователей, вызывать их энтузиазм — основа преобразующего лидерства. Лидер-преобразователь вдохновляет не харизмой, а творческим подходом к делу, подкрепленным реальными прошлыми достижениями, а не мифами. Отношения с подчиненными строятся не по принципу «люблю/ненавижу», а по принципу «уважаю/рассчитываю». Последователи при этом вдохновляются не краткосрочными целями (заработок, быстрейшее исполнение работы), а долгосрочной — измениться группой через развитие. К отличительным особенностям лидера-преобразователя относятся:
Информация о работе Стили руководства. Лидерство в коллективе