МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ
ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
ЛУГАНСКИЙ АГРАРНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
Кафедра экономической
теории и маркетинга
Реферат
На тему:
«Стереотипы гендерных
отношений»
Выполнила:
студентка 3 курса 332 гр.
Мардоян Е.Г.
Проверил:
Кузубов А.А.
Луганск 2012
Содержание
1. Содержание
гендерных стереотипов
2. Свойства гендерных
стереотипов
3. Функции гендерных
стереотипов
4. История изучения
гендерных стереотипов
Литература
1. Содержание гендерных стереотипов
Гендерные стереотипы — это социально разделяемые представления
о личностных качествах и поведенческих
моделях мужчин и женщин, а также о гендерной специфике социальных ролей.
Содержание гендерных
стереотипов составляет несколько
групп гендерно маркированных качеств:
- качества, связанные с деятельностью и активностью. Мужчинам приписывается предприимчивость, решительность, настойчивость, потребность в достижении цели, нонконформизм, жажда приключений, отвага, самоконтроль, уверенность в своих силах, стремление к оригинальности, умение делать бизнес; женщинам — пассивность, нерешительность, осторожность, забота о соблюдении норм, конформизм.
- характеристики, соотносимые с позициями власти и управления. Мужскими качествами считаются стремление к лидерству, амбициозность, властность, сила, объективность, умение принимать решения, реалистичность; женскими — покорность, беспомощность, зависимость, безответственность, слабость, вера в превосходство мужского пола, пристрастность, необъективность.
- качества, характеризующие когнитивную сферу. Логичность, рациональность, склонность к размышлению, объективность и критичность восприятия приписываются мужчинам; интуиция, иррациональность, нелогичность, некритичность восприятия и даже глупость — женщинам.
- характеристики эмоциональной сферы: «мужские» хладнокровие, сдержанность, умение отделить рациональные доводы от эмоциональных противопоставляются «женским» эмоциональности, восприимчивости, внушаемости, чувствительности, способности к состраданию.
- характеристики, связанные с процессом межличностного взаимодействия. Женскими считаются как позитивные качества (отзывчивость, жертвенность, доброта, заботливость, дружелюбие, тактичность, мягкость, нежность, любовь к детям), так и негативные (сварливость, хитрость, коварство и т. д.). В мужском стереотипе присутствуют как прямота, так и коррелирующие с ней бестактность, резкость, как самообладание, взвешенность суждений, справедливость, так и эгоизм, бесчувственность и даже жестокость.
- стереотипизации подвергается круг социальных ролей мужчин и женщин. Маскулинность традиционно связывается с публичной сферой, с участием в жизни общества, фемининность — с приватной (семья, дом, воспитание детей, быт). Мужчина воспринимается, в первую очередь, как работник и гражданин, а женщина — как жена и мать.
2. Свойства гендерных стереотипов
Будучи видом социальных
стереотипов, ГС обладают основными их свойствами. Во-первых, ГС устойчивы. Вместе с тем
они эволюционируют вместе с изменением
прочих социальных представлений и норм
(например, ушли в прошлое представления
о мужчине как единственном кормильце
и защитнике семьи и о женщине как слабом
и беспомощном создании, что во многом
обусловлено возрастанием роли женщины
в производстве общественных благ и в
социальной жизни в новейшее время). Во-вторых,
ГС оценочны. Оценочными
являются суждения о женской слабости
или мужской отваге, женской чувствительности
или мужском самообладании. При этом имеет
место андроцентризм восприятия: качества,
определяемые как мужские, оцениваются
как более позитивные по сравнению с теми,
которые определяются как женские. В то
же время образ женщины амбивалентен:
он содержит не только негативную, но и
позитивную оценку. Так, отличия женских
когнитивных способностей от мужских
могут расцениваться и как недостаток
(женская нелогичность), и как достоинство
(женская интуиция). В-третьих, ГС схематичны: фиксируются
лишь важнейшие черты представителей
группы. В-четвертых, ГС разделяемы внутри стереотипизирующих
групп. Какое-либо представление считается
стереотипным тогда, когда его разделяют
не менее 75 % членов группы. В-пятых, ГС полярны, поскольку отражают
взаимодействие лишь двух групп — мужчин
и женщин. Бинарность кодирования мужского
и женского (например, эмоциональное и
рациональное, интуиция и логика, личное
и политическое, мягкость и твердость) —
это один из базовых принципов восприятия
гендерных различий.
3. Функции гендерных стереотипов
Различают психологические и социальные функции ГС.
К психологическим функциям относятся:
Когнитивная функция. ГС, как и все социальные стереотипы,
экономят усилия индивида при восприятии
сложных объектов, упрощая и систематизируя
знания, получаемые индивидом из окружающей
среды. Кроме того, ГС помогают предсказать
дальнейшее поведение группы или члена
этой группы («это женщина, следовательно,
она будет, скорее всего, заботливой по
отношению к детям»). Ценностно-защитная функция
связана с созданием и поддержанием ценностей
индивида и групп. Так, стереотипные представления
о мужском эгоизме и бездушности становятся
фоном для того, чтобы женщины подчеркивали
собственные заботливость и милосердие.
На макроуровне ценностно-защитная функция
стереотипов связана с оправданием и поддержанием
социальной системы: ГС оправдывают дискриминацию
индивида, основанную на его принадлежности
к группе (или же дискриминацию целой группы).
Поддерживая идентичность и ценности,
стереотипы способствуют проведению четких
границ между Своими и Чужими, в результате
чего ингруппы получают позитивную оценку,
а аутгруппы — негативную (ингрупповой
фаворитизм, по Г. Тэджфелу).
К социальным функциям, направленным на поддержание
социального порядка, относятся: Функция социального контроля.
ГС не только объясняют существующие в
обществе отношения гендерной иерархии,
но и, неизбежно приобретая нормативность,
поддерживают социально приемлемые образцы
поведения. В силу особой значимости для
индивида гендерной идентичности нормативность
присуща гендерным стереотипам в большей
степени, чем, например, этническим, возрастным,
профессиональным.
ГС включаются и в
санкции: как позитивные, так и
негативные (например, оценки «он — настоящий мужчина», «у нее мужской характер»,
«она по-матерински заботлива»). Социализационная функция,
состоящая в обучении нормам взаимоотношений
полов, содержащихся в накопленном обществом
социальном опыте. Интеграционная функция,
заключающаяся в обеспечении интеграции
социальной общности. Разделяемые представления
о мужских и женских качествах способствуют
созданию общего информационного пространства,
позволяют почувствовать принадлежность
к социуму и, следовательно, поддерживают
стабильность, устойчивость социальной
системы. Консенсус достигается за счет
дискриминационных взглядов в отношении
одной из групп — женщин. Обеспечиваемая
стереотипами интеграция в одном отношении
выполняет дезинтегрирующую функцию в
другом: например, аутостереотипы русской
женщины и русского мужчины выступают
в роли эталона, заставляя оценивать, в
какой степени та или иная конкретная
личность соответствует этому аутостереотипу,
включать или исключать из группы. Функция установления и поддержания
отношений власти и подчинения. Эффективным
ресурсом власти, осуществляемой, как
известно, не только через физическое
насилие, но и через ценности и нормы, становятся
стереотипные представления. В качестве
процесса установления отношений власти
и подчинения стереотипизация понимается
в рамках теории дискурса. ГС включаются
в дискурс в качестве общепринятого устойчивого
кода, использование которого облегчает
восприятие. ГС становятся востребованными
в различных сферах жизни общества — политической,
экономической, социальной в силу ряда
причин: пол легко идентифицируется индивидом;
стереотипные представления о мужчинах
и женщинах соотносятся с его или ее личным
опытом; отношения полов воспринимаются
как едва ли не самые очевидные, понятные,
а потому легитимные. Кроме того, поскольку
в качестве мужественных или женственных
характеризуются не только индивиды, но
и другие социальные факторы (нации, классы,
социальные группы, политические партии
и др.), то ГС принимают участие в установлении
всего спектра социальных отношений и
в производстве социальных иерархий.
4. История изучения гендерных стереотипов
В западной социологии повышенный
интерес к проблеме ГС обозначился
в 1970-е годы и сохраняется до настоящего
времени. Одной из первых значимых работ
о природе и содержании ГС стала статья коллектива
ученых во главе с И. Броверман. В ней были
представлены результаты развернутого
эмпирического исследования. На протяжении
последующих десятилетий появились монографии
(С. Бэсоу)[ и статьи, рассматривающие
различные аспекты гендерной стереотипизации
(среди важнейших работ по теоретическим
аспектам гендерных стереотипов статьи
К. Дио и Л. Льюиса; Р. Д. Эшмора, Ф. К. дел Бока
и А. Волерса. В отечественной науке первыми
к теме ГС обратились психологи, использовавшиеся
для их обозначения термин «полоролевые
стереотипы». Уже в 1980-х появился ряд работ,
посвященных проблемам стереотипных представлений
о качествах мужчины и женщины (труды В. С. Агеева,
Т. А. Репниной), которые стимулировали дальнейшее
исследование проблемы, в том числе и с
помощью категориального аппарата других
гуманитарных дисциплин. В социогуманитарном
знании постсоветской России ГС стали
предметом изучения не только психологов,
но также социологов, культурологов, экономистов,
этнографов, лингвистов. Среди наиболее
исследуемых аспектов темы — анализ влияния
использования ГС в масс-медиа и в рекламе
на дискриминацию женщин, роль ГС в политической,
экономической сфере, сфере социальной
политики, национальная специфика гендерных
представлений.
Список используемой литературы
- Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Попов А.В. Социология : учебник/Под ред. Проф. Ю.Г. Волкова. – М., 2003
- Общая Социология : Учеб.пособие / Под общ. Ред. Проф. А.Г. Эфендиева. – М., 2002
- Социология : учебник для юридических вузов / Под общ. Ред. В.П. Сальникова. – СПб., 2001