Стереотипы гендерных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 21:37, реферат

Описание работы

Гендерные стереотипы — это социально разделяемые представления о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин, а также о гендерной специфике социальных ролей.

Содержание

1. Содержание гендерных стереотипов
2. Свойства гендерных стереотипов
3. Функции гендерных стереотипов
4. История изучения гендерных стереотипов
Литература

Работа содержит 1 файл

гендерные отношения.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

ЛУГАНСКИЙ АГРАРНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

                                                Кафедра 

                                                       Кафедра экономической теории и маркетинга

 

 

Реферат

На тему:

«Стереотипы гендерных  отношений»

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса 332 гр.

Мардоян Е.Г.

Проверил:

Кузубов А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Луганск 2012

Содержание

1. Содержание гендерных стереотипов

2. Свойства гендерных стереотипов

3. Функции гендерных стереотипов

4. История изучения гендерных стереотипов

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Содержание гендерных стереотипов

Гендерные стереотипы — это социально разделяемые представления о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин, а также о гендерной специфике социальных ролей.

Содержание гендерных  стереотипов составляет несколько  групп гендерно маркированных качеств:

  1. качества, связанные с деятельностью и активностью. Мужчинам приписывается предприимчивость, решительность, настойчивость, потребность в достижении цели, нонконформизм, жажда приключений, отвага, самоконтроль, уверенность в своих силах, стремление к оригинальности, умение делать бизнес; женщинам — пассивность, нерешительность, осторожность, забота о соблюдении норм, конформизм.
  2. характеристики, соотносимые с позициями власти и управления. Мужскими качествами считаются стремление к лидерству, амбициозность, властность, сила, объективность, умение принимать решения, реалистичность; женскими — покорность, беспомощность, зависимость, безответственность, слабость, вера в превосходство мужского пола, пристрастность, необъективность.
  3. качества, характеризующие когнитивную сферу. Логичность, рациональность, склонность к размышлению, объективность и критичность восприятия приписываются мужчинам; интуиция, иррациональность, нелогичность, некритичность восприятия и даже глупость — женщинам.
  4. характеристики эмоциональной сферы: «мужские» хладнокровие, сдержанность, умение отделить рациональные доводы от эмоциональных противопоставляются «женским» эмоциональности, восприимчивости, внушаемости, чувствительности, способности к состраданию.
  5. характеристики, связанные с процессом межличностного взаимодействия. Женскими считаются как позитивные качества (отзывчивость, жертвенность, доброта, заботливость, дружелюбие, тактичность, мягкость, нежность, любовь к детям), так и негативные (сварливость, хитрость, коварство и т. д.). В мужском стереотипе присутствуют как прямота, так и коррелирующие с ней бестактность, резкость, как самообладание, взвешенность суждений, справедливость, так и эгоизм, бесчувственность и даже жестокость.
  6. стереотипизации подвергается круг социальных ролей мужчин и женщин. Маскулинность традиционно связывается с публичной сферой, с участием в жизни общества, фемининность — с приватной (семья, дом, воспитание детей, быт). Мужчина воспринимается, в первую очередь, как работник и гражданин, а женщина — как жена и мать.

2. Свойства гендерных стереотипов

Будучи видом социальных стереотипов, ГС обладают основными их свойствами.           Во-первых, ГС устойчивы. Вместе с тем они эволюционируют вместе с изменением прочих социальных представлений и норм (например, ушли в прошлое представления о мужчине как единственном кормильце и защитнике семьи и о женщине как слабом и беспомощном создании, что во многом обусловлено возрастанием роли женщины в производстве общественных благ и в социальной жизни в новейшее время).    Во-вторых, ГС оценочны. Оценочными являются суждения о женской слабости или мужской отваге, женской чувствительности или мужском самообладании. При этом имеет место андроцентризм восприятия: качества, определяемые как мужские, оцениваются как более позитивные по сравнению с теми, которые определяются как женские. В то же время образ женщины амбивалентен: он содержит не только негативную, но и позитивную оценку. Так, отличия женских когнитивных способностей от мужских могут расцениваться и как недостаток (женская нелогичность), и как достоинство (женская интуиция).       В-третьих, ГС схематичны: фиксируются лишь важнейшие черты представителей группы.         В-четвертых, ГС разделяемы внутри стереотипизирующих групп. Какое-либо представление считается стереотипным тогда, когда его разделяют не менее 75 % членов группы.       В-пятых, ГС полярны, поскольку отражают взаимодействие лишь двух групп — мужчин и женщин. Бинарность кодирования мужского и женского (например, эмоциональное и рациональное, интуиция и логика, личное и политическое, мягкость и твердость) — это один из базовых принципов восприятия гендерных различий.

3. Функции гендерных стереотипов

Различают психологические и социальные функции ГС.

К психологическим функциям относятся:

Когнитивная функция. ГС, как и все социальные стереотипы, экономят усилия индивида при восприятии сложных объектов, упрощая и систематизируя знания, получаемые индивидом из окружающей среды. Кроме того, ГС помогают предсказать дальнейшее поведение группы или члена этой группы («это женщина, следовательно, она будет, скорее всего, заботливой по отношению к детям»).      Ценностно-защитная функция связана с созданием и поддержанием ценностей индивида и групп. Так, стереотипные представления о мужском эгоизме и бездушности становятся фоном для того, чтобы женщины подчеркивали собственные заботливость и милосердие. На макроуровне ценностно-защитная функция стереотипов связана с оправданием и поддержанием социальной системы: ГС оправдывают дискриминацию индивида, основанную на его принадлежности к группе (или же дискриминацию целой группы). Поддерживая идентичность и ценности, стереотипы способствуют проведению четких границ между Своими и Чужими, в результате чего ингруппы получают позитивную оценку, а аутгруппы — негативную (ингрупповой фаворитизм, по Г. Тэджфелу).

К социальным функциям, направленным на поддержание социального порядка, относятся:         Функция социального контроля. ГС не только объясняют существующие в обществе отношения гендерной иерархии, но и, неизбежно приобретая нормативность, поддерживают социально приемлемые образцы поведения. В силу особой значимости для индивида гендерной идентичности нормативность присуща гендерным стереотипам в большей степени, чем, например, этническим, возрастным, профессиональным.

ГС включаются и в  санкции: как позитивные, так и  негативные (например, оценки «он — настоящий мужчина», «у нее мужской характер», «она по-матерински заботлива»).        Социализационная функция, состоящая в обучении нормам взаимоотношений полов, содержащихся в накопленном обществом социальном опыте.         Интеграционная функция, заключающаяся в обеспечении интеграции социальной общности. Разделяемые представления о мужских и женских качествах способствуют созданию общего информационного пространства, позволяют почувствовать принадлежность к социуму и, следовательно, поддерживают стабильность, устойчивость социальной системы. Консенсус достигается за счет дискриминационных взглядов в отношении одной из групп — женщин. Обеспечиваемая стереотипами интеграция в одном отношении выполняет дезинтегрирующую функцию в другом: например, аутостереотипы русской женщины и русского мужчины выступают в роли эталона, заставляя оценивать, в какой степени та или иная конкретная личность соответствует этому аутостереотипу, включать или исключать из группы.            Функция установления и поддержания отношений власти и подчинения. Эффективным ресурсом власти, осуществляемой, как известно, не только через физическое насилие, но и через ценности и нормы, становятся стереотипные представления. В качестве процесса установления отношений власти и подчинения стереотипизация понимается в рамках теории дискурса. ГС включаются в дискурс в качестве общепринятого устойчивого кода, использование которого облегчает восприятие.  ГС становятся востребованными в различных сферах жизни общества — политической, экономической, социальной в силу ряда причин: пол легко идентифицируется индивидом; стереотипные представления о мужчинах и женщинах соотносятся с его или ее личным опытом; отношения полов воспринимаются как едва ли не самые очевидные, понятные, а потому легитимные. Кроме того, поскольку в качестве мужественных или женственных характеризуются не только индивиды, но и другие социальные факторы (нации, классы, социальные группы, политические партии и др.), то ГС принимают участие в установлении всего спектра социальных отношений и в производстве социальных иерархий.

4. История изучения гендерных стереотипов

В западной социологии повышенный интерес к проблеме ГС обозначился  в 1970-е годы и сохраняется до настоящего времени. Одной из первых значимых работ  о природе и содержании ГС стала статья коллектива ученых во главе с И. Броверман. В ней были представлены результаты развернутого эмпирического исследования. На протяжении последующих десятилетий появились монографии (С. Бэсоу)[ и статьи, рассматривающие различные аспекты гендерной стереотипизации (среди важнейших работ по теоретическим аспектам гендерных стереотипов статьи К. Дио и Л. Льюиса; Р. Д. Эшмора, Ф. К. дел Бока и А. Волерса. В отечественной науке первыми к теме ГС обратились психологи, использовавшиеся для их обозначения термин «полоролевые стереотипы». Уже в 1980-х появился ряд работ, посвященных проблемам стереотипных представлений о качествах мужчины и женщины (труды В. С. Агеева, Т. А. Репниной), которые стимулировали дальнейшее исследование проблемы, в том числе и с помощью категориального аппарата других гуманитарных дисциплин. В социогуманитарном знании постсоветской России ГС стали предметом изучения не только психологов, но также социологов, культурологов, экономистов, этнографов, лингвистов. Среди наиболее исследуемых аспектов темы — анализ влияния использования ГС в масс-медиа и в рекламе на дискриминацию женщин, роль ГС в политической, экономической сфере, сфере социальной политики, национальная специфика гендерных представлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Попов А.В. Социология : учебник/Под ред. Проф. Ю.Г. Волкова. – М., 2003
  2. Общая Социология : Учеб.пособие / Под общ. Ред. Проф. А.Г. Эфендиева. – М., 2002
  3. Социология : учебник для юридических вузов / Под общ. Ред. В.П. Сальникова. – СПб., 2001

Информация о работе Стереотипы гендерных отношений