Становлення соціології як самостійної науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 10:02, реферат

Описание работы

В массовом сознании социология часто ассоциируется с про-ведением опросов населения и изучением общественного мнения. Этому способствуют многочисленные телевизионные передачи, статьи в газетах и журналах, в которых приводятся результаты социологических исследований, характеризующие распределение мнений людей относительно того или иного события, данные о степени поддержки избирателями различных политических партий, об удовлетворенности или неудовлетворенности респондентов работой, уровнем жизни, политикой правительства и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ
2. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
3. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа содержит 1 файл

Становление социологии как науки.docx

— 106.44 Кб (Скачать)
Становление социологии как науки  
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК  НАУКИ 4
2. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ 13
3. МЕСТО  СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18


ВВЕДЕНИЕ

В массовом сознании социология часто  ассоциируется с про-ведением опросов  населения и изучением общественного  мнения. Этому способствуют многочисленные телевизионные передачи, статьи в  газетах и журналах, в которых  приводятся результаты социологических  исследований, характеризующие распределение  мнений людей относительно того или  иного события, данные о степени  поддержки избирателями различных  политических партий, об удовлетворенности  или неудовлетворенности респондентов работой, уровнем жизни, политикой  правительства и т.д. Все это  создает образ социологии как  прикладной науки, способствую¬щей  решению самых злободневных проблем  нашей обществен¬ной жизни.
В последние  годы социология завоевала широкое  признание и заняла прочное место  среди других наук. Она доказала свое право на существование в  качестве самостоятельной научной  дисцип¬лины. И это не случайно, ведь социология изучает человека и общество в многочисленных точках их взаимного  соприкоснове¬ния. 
Изучая социоло¬гию, мы можем лучше понять то, как  устроено человеческое общество, где  сосредоточена власть, какие чувства  управляют нашим поведением, и  как наше общество стало таким, какое  оно есть сегодня. Социология вооружает  нас особой формой сознания, помогающей лучше понять те со¬циальные силы, которые сдерживают или, наоборот, освобождают нас. Она проясняет недоступные аспекты чело-веческой жизни и открывает окно в социальный мир, который мы часто не замечаем или понимаем неправильно.
Цель работы – рассмотреть историю становления социологии как науки. Задачи: выявить основные этапы развития социологии, охарактеризовать ее функции, определить ее место в системе наук.

1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

Голландский социолог П. И. Боуман (1955) различает четыре стадии в становлении социологии как самостоятельной науки: 
1. Социология как часть общей философии социума, прежде всего государства, права и морали, сформировалась в единую этическую и религиозно-нормативную систему. 
2. Социология сближается с естественнонаучным мышлением и начинает изучать естественные закономерности. 
3. Социология уже существует как самостоятельная наука, которая, однако, использует методы других наук, прежде всего естественных. 
4. Социология представляет собой самостоятельную науку со своими методами, предметами и понятиями. 
Данное разделение не совсем хронологично, но соответствует, однако, в главных чертах развитию социологического мышления. 
К первой стадии относятся Платон и Аристотель, а также многие христианские философы. В то время как Платон разрабатывал свое идеальное государство, философы хотели сделать из государства общество верующих. 
Вторая, представленная Боуманом, стадия относится по времени к XVI и XVII векам, когда, с одной стороны, индивидуализм мышления Возрождения и различные новые общественные и религиозные взгляды, вытеснившие духовное наследие схоластики, и, с другой стороны, развитие естественных наук создали новые возможности для рассмотрения общества и общественного строя. Социологическое мышление этого периода представляют прежде всего английские эмпирики Джон Локк (1632-1704) и Дэвид Юм (1711-1776), которые сильнейшим образом способствовали распространению реалистического подхода к рассмотрению объектов действительности. 

Третья стадия является продолжением предыдущей и относится к XVIII столетию. Первыми представителями этого периода были Сен-Симон и Конт. В социологическом мышлении господствовал тогда естественнонаучный позитивизм. К более поздним представителям социологии этого периода относятся среди прочих Маркс и Герберт Спенсер. 
Четвертая стадия представляет собой новейший период развития социологии, хотя весьма затруднительно провести четкую грань между четвертой и третьей стадиями. Самостоятельный характер социологии проявляется в том, что объекты исследования анализируются здесь с помощью собственных понятий и методов данной области науки. 
Рассмотрим некоторых классиков социологии, оказавших существенное влияние на последующих исследователей. 
Огюст Конт (1798-1857) считается основателем социологии, он ввел в научный оборот сам термин "социология". В своем главном произведении "Курс позитивной философии" (1842) он устанавливает единый закон движения истории и человеческого познания, переформулировав предложенные уже Джамбаттиста Вико три стадии истории человечества в стадии познания, которые последовательно должен пройти человеческий дух: теологическая, или фиктивная; метафизическая, или абстрактная; научная, или позитивная. Науки (и здесь Конт выступает как наследник французского Просвещения) не являются самоцелью, они служат прогрессу человечества. Социология как позитивная наука в будущем должна обеспечить познание, которое облегчит политические действия, способствующие развитию государства в направлении "позитивного состояния". Таким образом, "позитивность" у Конта относится, с одной стороны, к познанию, а с другой - к социальному устройству.
Позитивное состояние является не только средством, но и целью духовно-морального развития, достижения согласия общественных отношений с помощью "естественных законов".
Социология как наука о человеческом обществе является самой молодой отдельной наукой в составленной Контом энциклопедии наук. С ее помощью можно не только объяснять закономерности общественного устройства и развития, но и поставить политику на научную основу для содействия прогрессу человека и общества. 
С помощью социологии Конт пытается преодолеть социальные катаклизмы своего времени и объединить оба полюса - порядок и прогресс. Прогресс без порядка - это анархия, порядок без прогресса превращается в реакцию. В позитивной политике порядок и прогресс - это две неразрывные стороны одного и того же принципа. Конт воспринимает порядок и прогресс прежде всего как два вида общественных закономерностей, которые фиксируют две части социологии - социальную статику и социальную динамику. 
Социальная динамика основывается на определенной последовательности этапов развития. Согласно законам развития общества, по Конту, имеют место три стадии политико-социальных форм организации: 
¾ теологическая стадия - военное господство; 
¾ метафизическая стадия - феодальное господство; 
¾ позитивная стадия - промышленная цивилизация. 
Эти стадии закономерно следуют друг за другом; поэтому неравенство между социальными группами связано с определенным уровнем развития. Уровень развития общества определяется не материальными изменениями, а духовно-нравственными отношениями между людьми. 
Основной закон социальной динамики ("закон прогресса") заключается в том, что каждый подъем духа в силу всеобщего консенсуса вызывает соответствующий отклик во всех без исключения общественных областях - искусстве, политике, промышленности. Дух везде играет руководящую роль, образуя силовой центр социальной эволюции . 
Огюст Конт по праву может считаться основателем социологии, и не только потому, что он первым начал заниматься обществом и социальными процессами (социологические идеи имеют Давнюю историю), но и потому, что своим проектом систематизации наук и включением в них социологии он заложил основы Для придания ей академического статуса как отдельной науки. 
Труды Конта оказали огромное влияние на многих выдающихся социологов, особенно на Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма. 
Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ и социолог, разделял мнение Конта о социальной статике и социальной динамике. Он придерживался мнения, что общество имеет ряд важных сходств с биологическим организмом, и описывал его как систему, как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Точно так же, как человеческое тело состоит из органов, например почек, легких и сердца, общество состоит из различных социальных институтов - семьи, религии, системы образования, государства и экономики. Подобно биологам, описывающим организм в виде его структур и функций, которые обеспечивают выживание организма, Спенсер так же описывал общество. Такое представление об обществе соотносится с тем, что современные социологи называют структурно-функциональной теорией. 
Большое внимание Спенсер уделял социальной динамике. Он выдвинул эволюционную теорию исторического развития, согласно которой в мире происходит прогрессивное развитие. Заинтересовавшись теорией естественного отбора Ч. Дарвина, Спенсер применил концепцию выживания сильнейших к социальному миру. Этот подход был определен как социальный дарвинизм. Спенсер пытался доказать, что правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди "приспособленные" будут выживать, а "неприспособленные" - вымирать. По мнению Спенсера, если бы этот принцип свободно функционировал, то человеческие существа и их социальные институты, подобно растениям и животным, смогли бы постепенно приспособиться к существующим условиям и достигать все более высоких уровней исторического развития . 
Социальный дарвинизм Спенсера свидетельствует о том, что наши представления о самих себе и Вселенной формируются под влиянием той социальной эпохи, в которую мы живем. Большинство главнейших трудов Спенсера было создано в эпоху расцвета капиталистической свободной конкуренции, поэтому совсем неудивительно, что Спенсер придерживался доктрины, согласно которой вульгарный индивидуализм, неограниченная конкуренция и невмешательство государства способны привести к достижению самых положительных результатов. 
Карл Маркс (1818-1883) - политический деятель, социолог, философ, историк, экономист. Главная идея учения Маркса - идея материалистического понимания истории. 
Маркс стремился выявить базовые принципы исторического развития в рамках материалистического понимания истории. Он акцентировал внимание на экономических условиях развития обществ, особенно на развитии технологии и методах организации производства (например, сельского хозяйства или промышленности). На каждом историческом этапе эти факторы определяют господствующие и угнетенные классы. Маркс был убежден в том, что общество разделяется на тех, кто владеет средствами производства, и тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обусловливает классовые конфликты.
"...Всякая историческая борьба... в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов и вместе с тем и их столкновение между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства определяемого им обмена" . Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 259.
В Древнем Риме вели борьбу патриций и плебей, свободный и раб, в средние века - цеховые мастера и ремесленники, феодалы и крепостные. В современных (Марксу) западноевропейских обществах, выросших на руинах 'феодального строя, в антагонизме друг к другу находятся буржуазия и пролетариат. Первые получают свой доход за счет владения средствами производства (фабриками и заводами), что позволяет им эксплуатировать рабочих. Вторые не имеют ничего и для того, чтобы выжить, вынуждены продавать свой труд. 
На самого Маркса значительное влияние оказало творчество немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) и особенно его учение о диалектике. В философии Гегеля этим термином обозначался логический процесс развития идеи. Диалектический подход предполагает, что любая идея, определяемая как тезис, приобретает смысл только в том случае, когда соотносится с противоположной или противоречащей ей идеей, называемой антитезисом. В результате взаимодействия двух идей образуется новая идея, так называемый синтез. Маркс и Энгельс использовали диалектический подход с его содержательно-логическим принципом единства и борьбы противоположностей при рассмотрении общественных отношений в материальном мире. В дальнейшем он получил название диалектический и исторический материализм. Марксистская концепция заключается в том, что развитие зиждется на единстве и борьбе противоположностей и создании новых, более совершенных структур в ходе этого процесса. Маркса больше интересовало изучение реальных взаимосвязей, особенно классовых конфликтов, чем сугубо абстрактные гегелевские выкладки о тезисе-антитезисе-синтезе. 
Согласно взгляду Маркса на историю, каждый экономический строй развивается до достижения им состояния максимальной эффективности; одновременно с этим в нем развиваются внутренние противоречия или слабые места, подтачивающие его изнутри. Основы нового строя начинают формироваться в недрах существующего строя. Ни одна общественно-экономическая формация (определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии) не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, а новые производственные отношения (совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движение общественного продукта от производства до потребления) никогда не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования. Маркс приводит такую последовательность: на смену рабовладению приходит феодализм, который сменяется капитализмом, капитализм - социализмом и наконец социализм - коммунизмом (высшей стадией развития общества). 
Маркс утверждал, что политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование и правительство составляют надстройку общества. Экономический базис общества, т.е. способ производства материальных благ и классовая структура общества, оказывает воздействие на формирование всех общественных институтов. Когда один класс распоряжается самыми насущными средствами, с помощью которых люди обеспечивают свое существование, в его руках оказывается целая "система рычагов", необходимых для формирования прочих аспектов институциональной жизни - надстройки, причем таким образом, чтобы это соответствовало интересам правящего класса. Однако экономическая система воздействует на надстройку не в одностороннем порядке. Надстройка в свою очередь оказывает влияние на экономический базис и изменяет его. По этой причине Маркс полагал, что когда рабочий класс вооружит себя революционной идеологией, способной повысить классовое самосознание, он свергнет существующий общественный порядок и установит новый подлинно гуманистический строй - коммунизм.
Процесс становления социологии в России был обусловлен ходом социального развития русского общества. Период правления Александра III в России связан с началом великих реформ. Именно в этот период зарождаются основы русской социологии. Как отмечал Н.О. Лосский, “в конце XIX и начале XX века значительная часть русской интеллигенции высвободилась из плена... болезненного моноидеизма. Широкая публика начала проявлять интерес к религии... идее нации и вообще... к духовным ценностям” .
Формирование социологии как науки происходило сразу в нескольких направлениях. Достаточно полно социологическая концепция русского исторического процесса была изложена представителями юридической школы Б.Н. Чичериным, К.Д. Кавелиным, А.Д. Градовским, В.И. Сергеевичем, С.А. Муромцевым, Н.М. Коркуновым; сравнительно-исторический метод в генетической социологии значительно обогатили М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев, Д.А. Столыпин, Н.П. Павлов-Сильванский; становлению политической социологии в России способствовали во многом Л.И. Петражицкий, П.Н. Милюков, М.Я. Острогорский, П.А. Сорокин; школа субъективистов – Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков – оказала значительное влияние на создание современной социологии интеракционизма; развитие экономической социологии во многом определили Н.Я. Данилевский, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский, П.Б. Струве; основоположником ювенильной социологии в России по праву считается С.Н. Трубецкой, а этносоциологии – М.М. Ковалевский, Л.И. Мечников и П.А. Кропоткин.
Первые попытки систематического синтеза социологических идей О. Конта, Г. Спенсера и К. Маркса принадлежат Михайловскому – основателю “субъективной школы” в русской социологии. Туган-Барановский, Струве, Плеханов и Ленин посвятили много работ “экономическим проблемам истории и социальных явлений”. Драматическую роль в российской социологии сыграл марксизм. Широкая популярность марксистских идей в России объясняется прогрессистскими настроениями общественного сознания и верой в науку.
Эволюционная теория Ч. Дарвина и представление о закономерном развитии общества произвели сильное впечатление на русскую демократическую интеллигенцию.
Русская социология конца XIX – начала XX в. не только находилась на уровне мировой науки в целом, но по некоторым направлениям предопределила ее развитие.



2. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ

Социология тысячами нитей связана с обществом. Это обус-ловливает множество выполняемых ею социальных функций.
Теоретико-познавательная — функция, которую выполняет любая наука. Социология на всех уровнях и во всех своих струк¬турных элементах обеспечивает приращение нового знания о раз¬личных сферах социальной жизни, а также раскрывает законо¬мерности и перспективы дальнейшего развития общества. Социо¬логия стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. Это могут быть зна¬ния об основных социальных проблемах развития современного общества или информация о процессах, происходящих в разных его сферах, а именно, об изменении социальной структуры, се¬мьи, национальных отношений и т.д. Очевидно, что без конкрет¬ных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных соци-альных общностей, невозможно обеспечить эффективное управ¬ление.
Прикладная функция проявляется в том, что значительная часть социологических исследований ориентирована на решение прак¬тических проблем, на выполнение социального заказа.
В рамках данной функции выделяют:
а) Функцию социального контроля, исполнение которой пред-полагает, что социологические исследования дают информацию для осуществления контроля, снятия социальной напряженности и предотвращения кризисных ситуаций.
б) Прогностическую функцию. Речь идет о выработке научно обоснованных прогнозов развития социальных процессов в буду¬щем. Когда социолог изучает реальную проблему и стремится вы¬явить пути ее решения, он, естественно, движим желанием или необходимостью показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, социолог прогнозирует ход развития социального процесса.
в) И, наконец, функцию социального планирования. Результаты социологических исследований используют для создания проек¬тов в различных сферах общественной жизни. Это касается разра¬ботки целевых комплексных программ развития отдельных сфер общественной жизни, отраслей, регионов и т.д. Начиная с 1970-х годов, советские социологи принимали активное участие в со¬ставлении комплексных планов социального развития предприя¬тий, районов, городов, областей, регионов.
Идеологическая функция. Результаты исследований могут ис-пользоваться в интересах каких-либо групп для достижения ими собственных целей. Они могут служить средством манипулиро¬вания поведением людей, а также инструментом формирования определенных стереотипов поведения, создания системы цен¬ностей и социальных предпочтений. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций и реформ именно со¬циологические концепции того или иного рода выступали веду¬щими в общественном развитии. Социологические идеи Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установле¬нии либерально-демократического режима в Англии. Труды Фран¬суа Вольтера, Жан-Жака Руссо сыграли преобразующую роль во Франции. Длительный период идеология марксизма высту¬пала ведущим интеллектуальным направлением в России. Ра¬систская идеология стала основой нацизма и Третьего рейха в Германии.
Просветительская (образовательная) функция. Социология — это мощный инструмент самопознания общества, средство про¬свещения и образования масс. Социологические идеи, результаты исследований, преданные гласности, способны заставить людей и общество по-новому взглянуть на самих себя, увидеть себя со стороны в зеркале социологии и задуматься над своим собствен¬ным бытием.

3. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК

Социология в системе наук не относится к естествен¬ным, техническим и гуманитарным наукам. Она находит свое мес¬то в системе общественных наук, в системе обществоведения.
В структуре обществоведения можно выделить три уровня зна¬ний об обществе:
- частно-научный,
- общетеоретический,
- мировоззренческий.
Социология не относится к группе частных наук об обществе, изучающих отдельные сферы, области, аспекты общественной жизни. Здесь можно выделить такие науки, как демография, этнография, политология, этика, юриспруденция, социальная психология и др. Общая социология изучает общество в целом, в совокупности его областей и сторон — экономических, право¬вых, политических, демографических, нравственных, художе¬ственных, медицинских, спортивных, управленческих и т.д. В свою очередь общая социология дает жизнь таким прикладным социологическим дисциплинам, как социология труда, социо-логия образования, социология искусства, социология науки, социология здравоохранения, социология спорта.
Однако социология все-таки не мировоззренческая наука, не некое мировоззренческое ядро обществоведения, поскольку она рассматривает общество как часть — третью Универсума, где вы¬деляют неживые, абиотические системы, живые, биотические си¬стемы и социальные системы, человеческое общество. Мировоз¬зренческий подход к Универсуму, точнее, к системе «Универсум — Человек» предполагает анализ всех составляющих универсума, мира, а не только общества, социальной системы. Религия, ми¬фология, философия, искусство, народный опыт, наука в целом относятся к мировоззрению и являются его основными типами.
Социологию можно рассматривать как науку среднего уровня, как общую теорию общества. В данном случае важен ее общетеоретический характер: она не частная наука и она не ми¬ровоззренческая наука. Социология опирается на мировоззрен¬ческие учения о мире и человеке, она использует данные част¬ных наук, но ее задача — обобщение частнонаучного материала и создание общего, интегративного портрета общества.
При этом социологию интересуют все временные характери¬стики общественной жизни: прошлое, настоящее и будущее, поэтому в самом первом приближении можно сказать, что со¬циология — общественная наука об общих закономерностях ста¬новления, функционирования и развития общества (его струк¬тур, субъектов, институтов, детерминант).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Становление социологии как науки об обществе ведется с середины прошлого века и связывается с именами Карла Маркса, Макса Вебера и французского ученого Эмиля Дюркгейма. С такой точкой зрения согласны представители практически всех основных направлений современной социологии.
Социология выполняет множество социальных функций: теоретико-познавательную, прикладную функцию, которая включает в себя функцию социального контроля, прогностическую функцию и функцию социального планирования, идеологическую функцию и функцию просветительского контроля.
Практически нет сферы общественной жизни, которая бы не подверглась социологическому анализу и исследованию как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Это позволяет социологии широко взаимодействовать со многими социально-гуманитарными науками и не только влиять на характер их научного развития, но и также испытывать обратное воздействие. В связи с включением социологии в общий контекст междисциплинарных связей растет роль социологии, обогащается ее теоретико-методологический фундамент и арсенал методических средств исследования социальной реальности и возникает возможность комплексного подхода к изучению социальных проблем.
В настоящее время социология - одна из самых быстроразвивающихся наук. Ее методы, инструментарий берут на вооружение другие науки об обществе - экономика, право, демография. Среди них социология начинает играть примерно ту же роль, которую выполняет математика в естественных науках, так как социологические методы позволяют давать точные количественные оценки многих процессов общественного развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабосов Е. М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов / Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. -640 с.
2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.
3. Конт О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении) / Перевод с французского И. А. Шапиро. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 256 с.
4. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 197.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 259.
6. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.
7. Спенсер Г. Синтетическая философия. М., 1997.    

Информация о работе Становлення соціології як самостійної науки