СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК
НАУКИ 4
2. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ 13
3. МЕСТО
СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
ВВЕДЕНИЕ
В
массовом сознании социология часто
ассоциируется с про-ведением опросов
населения и изучением общественного
мнения. Этому способствуют многочисленные
телевизионные передачи, статьи в
газетах и журналах, в которых
приводятся результаты социологических
исследований, характеризующие распределение
мнений людей относительно того или
иного события, данные о степени
поддержки избирателями различных
политических партий, об удовлетворенности
или неудовлетворенности респондентов
работой, уровнем жизни, политикой
правительства и т.д. Все это
создает образ социологии как
прикладной науки, способствую¬щей
решению самых злободневных проблем
нашей обществен¬ной жизни.
В последние
годы социология завоевала широкое
признание и заняла прочное место
среди других наук. Она доказала
свое право на существование в
качестве самостоятельной научной
дисцип¬лины. И это не случайно, ведь
социология изучает человека и общество
в многочисленных точках их взаимного
соприкоснове¬ния.
Изучая социоло¬гию,
мы можем лучше понять то, как
устроено человеческое общество, где
сосредоточена власть, какие чувства
управляют нашим поведением, и
как наше общество стало таким, какое
оно есть сегодня. Социология вооружает
нас особой формой сознания, помогающей
лучше понять те со¬циальные силы, которые
сдерживают или, наоборот, освобождают
нас. Она проясняет недоступные аспекты
чело-веческой жизни и открывает окно
в социальный мир, который мы часто не
замечаем или понимаем неправильно.
Цель
работы – рассмотреть историю становления
социологии как науки. Задачи: выявить
основные этапы развития социологии, охарактеризовать
ее функции, определить ее место в системе
наук.
1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК
НАУКИ
Голландский социолог П. И. Боуман
(1955) различает четыре стадии в становлении
социологии как самостоятельной науки:
1. Социология как часть общей философии
социума, прежде всего государства, права
и морали, сформировалась в единую этическую
и религиозно-нормативную систему.
2.
Социология сближается с естественнонаучным
мышлением и начинает изучать естественные
закономерности.
3. Социология уже существует
как самостоятельная наука, которая, однако,
использует методы других наук, прежде
всего естественных.
4. Социология представляет
собой самостоятельную науку со своими
методами, предметами и понятиями.
Данное
разделение не совсем хронологично, но
соответствует, однако, в главных чертах
развитию социологического мышления.
К первой стадии относятся Платон и Аристотель,
а также многие христианские философы.
В то время как Платон разрабатывал свое
идеальное государство, философы хотели
сделать из государства общество верующих.
Вторая, представленная Боуманом, стадия
относится по времени к XVI и XVII векам, когда,
с одной стороны, индивидуализм мышления
Возрождения и различные новые общественные
и религиозные взгляды, вытеснившие духовное
наследие схоластики, и, с другой стороны,
развитие естественных наук создали новые
возможности для рассмотрения общества
и общественного строя. Социологическое
мышление этого периода представляют
прежде всего английские эмпирики Джон
Локк (1632-1704) и Дэвид Юм (1711-1776), которые
сильнейшим образом способствовали распространению
реалистического подхода к рассмотрению
объектов действительности.
Третья
стадия является продолжением предыдущей
и относится к XVIII столетию. Первыми представителями
этого периода были Сен-Симон и Конт. В
социологическом мышлении господствовал
тогда естественнонаучный позитивизм.
К более поздним представителям социологии
этого периода относятся среди прочих
Маркс и Герберт Спенсер.
Четвертая стадия
представляет собой новейший период развития
социологии, хотя весьма затруднительно
провести четкую грань между четвертой
и третьей стадиями. Самостоятельный характер
социологии проявляется в том, что объекты
исследования анализируются здесь с помощью
собственных понятий и методов данной
области науки.
Рассмотрим некоторых
классиков социологии, оказавших существенное
влияние на последующих исследователей.
Огюст Конт (1798-1857) считается основателем
социологии, он ввел в научный оборот сам
термин "социология". В своем главном
произведении "Курс позитивной философии"
(1842) он устанавливает единый закон движения
истории и человеческого познания, переформулировав
предложенные уже Джамбаттиста Вико три
стадии истории человечества в стадии
познания, которые последовательно должен
пройти человеческий дух: теологическая,
или фиктивная; метафизическая, или абстрактная;
научная, или позитивная. Науки (и здесь
Конт выступает как наследник французского
Просвещения) не являются самоцелью, они
служат прогрессу человечества. Социология
как позитивная наука в будущем должна
обеспечить познание, которое облегчит
политические действия, способствующие
развитию государства в направлении "позитивного
состояния". Таким образом, "позитивность"
у Конта относится, с одной стороны, к познанию,
а с другой - к социальному устройству.
Позитивное
состояние является не только средством,
но и целью духовно-морального развития,
достижения согласия общественных отношений
с помощью "естественных законов".
Социология
как наука о человеческом обществе является
самой молодой отдельной наукой в составленной
Контом энциклопедии наук. С ее помощью
можно не только объяснять закономерности
общественного устройства и развития,
но и поставить политику на научную основу
для содействия прогрессу человека и общества.
С помощью социологии Конт пытается
преодолеть социальные катаклизмы своего
времени и объединить оба полюса - порядок
и прогресс. Прогресс без порядка - это
анархия, порядок без прогресса превращается
в реакцию. В позитивной политике порядок
и прогресс - это две неразрывные стороны
одного и того же принципа. Конт воспринимает
порядок и прогресс прежде всего как два
вида общественных закономерностей, которые
фиксируют две части социологии - социальную
статику и социальную динамику.
Социальная
динамика основывается на определенной
последовательности этапов развития.
Согласно законам развития общества, по
Конту, имеют место три стадии политико-социальных
форм организации:
¾ теологическая стадия
- военное господство;
¾ метафизическая
стадия - феодальное господство;
¾ позитивная
стадия - промышленная цивилизация.
Эти
стадии закономерно следуют друг за другом;
поэтому неравенство между социальными
группами связано с определенным уровнем
развития. Уровень развития общества определяется
не материальными изменениями, а духовно-нравственными
отношениями между людьми.
Основной
закон социальной динамики ("закон прогресса")
заключается в том, что каждый подъем духа
в силу всеобщего консенсуса вызывает
соответствующий отклик во всех без исключения
общественных областях - искусстве, политике,
промышленности. Дух везде играет руководящую
роль, образуя силовой центр социальной
эволюции .
Огюст Конт по праву может
считаться основателем социологии, и не
только потому, что он первым начал заниматься
обществом и социальными процессами (социологические
идеи имеют Давнюю историю), но и потому,
что своим проектом систематизации наук
и включением в них социологии он заложил
основы Для придания ей академического
статуса как отдельной науки.
Труды Конта
оказали огромное влияние на многих выдающихся
социологов, особенно на Герберта Спенсера
и Эмиля Дюркгейма.
Герберт Спенсер (1820-1903),
английский философ и социолог, разделял
мнение Конта о социальной статике и социальной
динамике. Он придерживался мнения, что
общество имеет ряд важных сходств с биологическим
организмом, и описывал его как систему,
как некое целое, состоящее из взаимосвязанных
и взаимозависимых частей. Точно так же,
как человеческое тело состоит из органов,
например почек, легких и сердца, общество
состоит из различных социальных институтов
- семьи, религии, системы образования,
государства и экономики. Подобно биологам,
описывающим организм в виде его структур
и функций, которые обеспечивают выживание
организма, Спенсер так же описывал общество.
Такое представление об обществе соотносится
с тем, что современные социологи называют
структурно-функциональной теорией.
Большое
внимание Спенсер уделял социальной динамике.
Он выдвинул эволюционную теорию исторического
развития, согласно которой в мире происходит
прогрессивное развитие. Заинтересовавшись
теорией естественного отбора Ч. Дарвина,
Спенсер применил концепцию выживания
сильнейших к социальному миру. Этот подход
был определен как социальный дарвинизм.
Спенсер пытался доказать, что правительство
не должно вмешиваться в естественные
процессы, протекающие в обществе. Только
в таких условиях люди "приспособленные"
будут выживать, а "неприспособленные"
- вымирать. По мнению Спенсера, если бы
этот принцип свободно функционировал,
то человеческие существа и их социальные
институты, подобно растениям и животным,
смогли бы постепенно приспособиться
к существующим условиям и достигать все
более высоких уровней исторического
развития .
Социальный дарвинизм Спенсера
свидетельствует о том, что наши представления
о самих себе и Вселенной формируются
под влиянием той социальной эпохи, в которую
мы живем. Большинство главнейших трудов
Спенсера было создано в эпоху расцвета
капиталистической свободной конкуренции,
поэтому совсем неудивительно, что Спенсер
придерживался доктрины, согласно которой
вульгарный индивидуализм, неограниченная
конкуренция и невмешательство государства
способны привести к достижению самых
положительных результатов.
Карл Маркс
(1818-1883) - политический деятель, социолог,
философ, историк, экономист. Главная идея
учения Маркса - идея материалистического
понимания истории.
Маркс стремился
выявить базовые принципы исторического
развития в рамках материалистического
понимания истории. Он акцентировал внимание
на экономических условиях развития обществ,
особенно на развитии технологии и методах
организации производства (например, сельского
хозяйства или промышленности). На каждом
историческом этапе эти факторы определяют
господствующие и угнетенные классы. Маркс
был убежден в том, что общество разделяется
на тех, кто владеет средствами производства,
и тех, кто не имеет таких средств, и что
именно это обусловливает классовые конфликты.
"...Всякая
историческая борьба... в действительности
является только более или менее ясным
выражением борьбы общественных классов,
а существование этих классов и вместе
с тем и их столкновение между собой в
свою очередь обусловливаются степенью
развития их экономического положения,
характером и способом производства определяемого
им обмена" . Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
Т. 21. С. 259.
В Древнем Риме вели борьбу
патриций и плебей, свободный и раб, в средние
века - цеховые мастера и ремесленники,
феодалы и крепостные. В современных (Марксу)
западноевропейских обществах, выросших
на руинах 'феодального строя, в антагонизме
друг к другу находятся буржуазия и пролетариат.
Первые получают свой доход за счет владения
средствами производства (фабриками и
заводами), что позволяет им эксплуатировать
рабочих. Вторые не имеют ничего и для
того, чтобы выжить, вынуждены продавать
свой труд.
На самого Маркса значительное
влияние оказало творчество немецкого
философа Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) и особенно
его учение о диалектике. В философии Гегеля
этим термином обозначался логический
процесс развития идеи. Диалектический
подход предполагает, что любая идея, определяемая
как тезис, приобретает смысл только в
том случае, когда соотносится с противоположной
или противоречащей ей идеей, называемой
антитезисом. В результате взаимодействия
двух идей образуется новая идея, так называемый
синтез. Маркс и Энгельс использовали
диалектический подход с его содержательно-логическим
принципом единства и борьбы противоположностей
при рассмотрении общественных отношений
в материальном мире. В дальнейшем он получил
название диалектический и исторический
материализм. Марксистская концепция
заключается в том, что развитие зиждется
на единстве и борьбе противоположностей
и создании новых, более совершенных структур
в ходе этого процесса. Маркса больше интересовало
изучение реальных взаимосвязей, особенно
классовых конфликтов, чем сугубо абстрактные
гегелевские выкладки о тезисе-антитезисе-синтезе.
Согласно взгляду Маркса на историю,
каждый экономический строй развивается
до достижения им состояния максимальной
эффективности; одновременно с этим в
нем развиваются внутренние противоречия
или слабые места, подтачивающие его изнутри.
Основы нового строя начинают формироваться
в недрах существующего строя. Ни одна
общественно-экономическая формация (определенный
тип общества, представляющий собой особую
ступень в его развитии) не погибает раньше,
чем разовьются все производительные
силы, для которых она дает достаточно
простора, а новые производственные отношения
(совокупность материальных экономических
отношений между людьми в процессе общественного
производства и движение общественного
продукта от производства до потребления)
никогда не появляются раньше, чем в лоне
старого общества созреют материальные
условия их существования. Маркс приводит
такую последовательность: на смену рабовладению
приходит феодализм, который сменяется
капитализмом, капитализм - социализмом
и наконец социализм - коммунизмом (высшей
стадией развития общества).
Маркс утверждал,
что политические идеологии, право, религия,
институт семьи, образование и правительство
составляют надстройку общества. Экономический
базис общества, т.е. способ производства
материальных благ и классовая структура
общества, оказывает воздействие на формирование
всех общественных институтов. Когда один
класс распоряжается самыми насущными
средствами, с помощью которых люди обеспечивают
свое существование, в его руках оказывается
целая "система рычагов", необходимых
для формирования прочих аспектов институциональной
жизни - надстройки, причем таким образом,
чтобы это соответствовало интересам
правящего класса. Однако экономическая
система воздействует на надстройку не
в одностороннем порядке. Надстройка в
свою очередь оказывает влияние на экономический
базис и изменяет его. По этой причине
Маркс полагал, что когда рабочий класс
вооружит себя революционной идеологией,
способной повысить классовое самосознание,
он свергнет существующий общественный
порядок и установит новый подлинно гуманистический
строй - коммунизм.
Процесс становления
социологии в России был обусловлен ходом
социального развития русского общества.
Период правления Александра III в России
связан с началом великих реформ. Именно
в этот период зарождаются основы русской
социологии. Как отмечал Н.О. Лосский, “в
конце XIX и начале XX века значительная
часть русской интеллигенции высвободилась
из плена... болезненного моноидеизма.
Широкая публика начала проявлять интерес
к религии... идее нации и вообще... к духовным
ценностям” .
Формирование социологии
как науки происходило сразу в нескольких
направлениях. Достаточно полно социологическая
концепция русского исторического процесса
была изложена представителями юридической
школы Б.Н. Чичериным, К.Д. Кавелиным, А.Д.
Градовским, В.И. Сергеевичем, С.А. Муромцевым,
Н.М. Коркуновым; сравнительно-исторический
метод в генетической социологии значительно
обогатили М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев,
Д.А. Столыпин, Н.П. Павлов-Сильванский;
становлению политической социологии
в России способствовали во многом Л.И.
Петражицкий, П.Н. Милюков, М.Я. Острогорский,
П.А. Сорокин; школа субъективистов – Н.К.
Михайловский, С.Н. Южаков – оказала значительное
влияние на создание современной социологии
интеракционизма; развитие экономической
социологии во многом определили Н.Я. Данилевский,
С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский, П.Б.
Струве; основоположником ювенильной
социологии в России по праву считается
С.Н. Трубецкой, а этносоциологии – М.М.
Ковалевский, Л.И. Мечников и П.А. Кропоткин.
Первые
попытки систематического синтеза социологических
идей О. Конта, Г. Спенсера и К. Маркса принадлежат
Михайловскому – основателю “субъективной
школы” в русской социологии. Туган-Барановский,
Струве, Плеханов и Ленин посвятили много
работ “экономическим проблемам истории
и социальных явлений”. Драматическую
роль в российской социологии сыграл марксизм.
Широкая популярность марксистских идей
в России объясняется прогрессистскими
настроениями общественного сознания
и верой в науку.
Эволюционная теория
Ч. Дарвина и представление о закономерном
развитии общества произвели сильное
впечатление на русскую демократическую
интеллигенцию.
Русская социология конца
XIX – начала XX в. не только находилась на
уровне мировой науки в целом, но по некоторым
направлениям предопределила ее развитие.
2.
ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
Социология тысячами
нитей связана с обществом. Это обус-ловливает
множество выполняемых ею социальных
функций.
Теоретико-познавательная —
функция, которую выполняет любая наука.
Социология на всех уровнях и во всех своих
струк¬турных элементах обеспечивает
приращение нового знания о раз¬личных
сферах социальной жизни, а также раскрывает
законо¬мерности и перспективы дальнейшего
развития общества. Социо¬логия стремится
составить наиболее полную картину социальных
отношений и процессов в современном мире.
Это могут быть зна¬ния об основных социальных
проблемах развития современного общества
или информация о процессах, происходящих
в разных его сферах, а именно, об изменении
социальной структуры, се¬мьи, национальных
отношений и т.д. Очевидно, что без конкрет¬ных
знаний о процессах, происходящих внутри
отдельных соци-альных общностей, невозможно
обеспечить эффективное управ¬ление.
Прикладная
функция проявляется в том, что значительная
часть социологических исследований ориентирована
на решение прак¬тических проблем, на
выполнение социального заказа.
В рамках
данной функции выделяют:
а) Функцию социального
контроля, исполнение которой пред-полагает,
что социологические исследования дают
информацию для осуществления контроля,
снятия социальной напряженности и предотвращения
кризисных ситуаций.
б) Прогностическую
функцию. Речь идет о выработке научно
обоснованных прогнозов развития социальных
процессов в буду¬щем. Когда социолог
изучает реальную проблему и стремится
вы¬явить пути ее решения, он, естественно,
движим желанием или необходимостью показать
перспективу и конечный результат, который
за ней стоит. Следовательно, социолог
прогнозирует ход развития социального
процесса.
в) И, наконец, функцию социального
планирования. Результаты социологических
исследований используют для создания
проек¬тов в различных сферах общественной
жизни. Это касается разра¬ботки целевых
комплексных программ развития отдельных
сфер общественной жизни, отраслей, регионов
и т.д. Начиная с 1970-х годов, советские социологи
принимали активное участие в со¬ставлении
комплексных планов социального развития
предприя¬тий, районов, городов, областей,
регионов.
Идеологическая функция. Результаты
исследований могут ис-пользоваться в
интересах каких-либо групп для достижения
ими собственных целей. Они могут служить
средством манипулиро¬вания поведением
людей, а также инструментом формирования
определенных стереотипов поведения,
создания системы цен¬ностей и социальных
предпочтений. История свидетельствует,
что в большинстве социальных революций
и реформ именно со¬циологические концепции
того или иного рода выступали веду¬щими
в общественном развитии. Социологические
идеи Джона Локка сыграли важную роль
в революции 1688 г. при установле¬нии либерально-демократического
режима в Англии. Труды Фран¬суа Вольтера,
Жан-Жака Руссо сыграли преобразующую
роль во Франции. Длительный период идеология
марксизма высту¬пала ведущим интеллектуальным
направлением в России. Ра¬систская идеология
стала основой нацизма и Третьего рейха
в Германии.
Просветительская (образовательная)
функция. Социология — это мощный инструмент
самопознания общества, средство про¬свещения
и образования масс. Социологические идеи,
результаты исследований, преданные гласности,
способны заставить людей и общество по-новому
взглянуть на самих себя, увидеть себя
со стороны в зеркале социологии и задуматься
над своим собствен¬ным бытием.
3. МЕСТО
СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК
Социология
в системе наук не относится к естествен¬ным,
техническим и гуманитарным наукам. Она
находит свое мес¬то в системе общественных
наук, в системе обществоведения.
В структуре
обществоведения можно выделить три уровня
зна¬ний об обществе:
- частно-научный,
-
общетеоретический,
- мировоззренческий.
Социология
не относится к группе частных наук об
обществе, изучающих отдельные сферы,
области, аспекты общественной жизни.
Здесь можно выделить такие науки, как
демография, этнография, политология,
этика, юриспруденция, социальная психология
и др. Общая социология изучает общество
в целом, в совокупности его областей и
сторон — экономических, право¬вых, политических,
демографических, нравственных, художе¬ственных,
медицинских, спортивных, управленческих
и т.д. В свою очередь общая социология
дает жизнь таким прикладным социологическим
дисциплинам, как социология труда, социо-логия
образования, социология искусства, социология
науки, социология здравоохранения, социология
спорта.
Однако социология все-таки не
мировоззренческая наука, не некое мировоззренческое
ядро обществоведения, поскольку она рассматривает
общество как часть — третью Универсума,
где вы¬деляют неживые, абиотические системы,
живые, биотические си¬стемы и социальные
системы, человеческое общество. Мировоз¬зренческий
подход к Универсуму, точнее, к системе
«Универсум — Человек» предполагает анализ
всех составляющих универсума, мира, а
не только общества, социальной системы.
Религия, ми¬фология, философия, искусство,
народный опыт, наука в целом относятся
к мировоззрению и являются его основными
типами.
Социологию можно рассматривать
как науку среднего уровня, как общую теорию
общества. В данном случае важен ее общетеоретический
характер: она не частная наука и она не
ми¬ровоззренческая наука. Социология
опирается на мировоззрен¬ческие учения
о мире и человеке, она использует данные
част¬ных наук, но ее задача — обобщение
частнонаучного материала и создание
общего, интегративного портрета общества.
При
этом социологию интересуют все временные
характери¬стики общественной жизни:
прошлое, настоящее и будущее, поэтому
в самом первом приближении можно сказать,
что со¬циология — общественная наука
об общих закономерностях ста¬новления,
функционирования и развития общества
(его струк¬тур, субъектов, институтов,
детерминант).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Становление
социологии как науки об обществе ведется
с середины прошлого века и связывается
с именами Карла Маркса, Макса Вебера и
французского ученого Эмиля Дюркгейма.
С такой точкой зрения согласны представители
практически всех основных направлений
современной социологии.
Социология
выполняет множество социальных функций:
теоретико-познавательную, прикладную
функцию, которая включает в себя функцию
социального контроля, прогностическую
функцию и функцию социального планирования,
идеологическую функцию и функцию просветительского
контроля.
Практически нет сферы общественной
жизни, которая бы не подверглась социологическому
анализу и исследованию как в теоретическом,
так и в прикладном аспектах. Это позволяет
социологии широко взаимодействовать
со многими социально-гуманитарными науками
и не только влиять на характер их научного
развития, но и также испытывать обратное
воздействие. В связи с включением социологии
в общий контекст междисциплинарных связей
растет роль социологии, обогащается ее
теоретико-методологический фундамент
и арсенал методических средств исследования
социальной реальности и возникает возможность
комплексного подхода к изучению социальных
проблем.
В настоящее время социология
- одна из самых быстроразвивающихся наук.
Ее методы, инструментарий берут на вооружение
другие науки об обществе - экономика,
право, демография. Среди них социология
начинает играть примерно ту же роль, которую
выполняет математика в естественных
науках, так как социологические методы
позволяют давать точные количественные
оценки многих процессов общественного
развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабосов
Е. М. Общая социология: Учеб. пособие для
студентов вузов / Е. М. Бабосов. - 2-е изд.,
стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. -640 с.
2.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко
В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/ Под
ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр.
и доп.– М.: Гардарики, 2003.
3. Конт О. Дух
позитивной философии. (Слово о положительном
мышлении) / Перевод с французского И. А.
Шапиро. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 256 с.
4.
Лосский Н.О. История русской философии.
М., 1991. С. 197.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
Т. 21. С. 259.
6. Социология: Учебник/Под ред.
проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.–
М.: Гардарики, 2003.– 512 с.
7. Спенсер Г. Синтетическая
философия. М., 1997. |
|
|