Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:54, доклад
Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце 18- начале 19 века. Ответом на новые общественные потребности стали позитивный стиль мышления и разумно-рациональный образ деятельности. Основателем позитивизма и позитивной социологии считается француз Огюст Конт (1798-1857). В 1830-1842гг. Конт опубликовал «Курс позитивной философии», в которой науку об обществе назвал социологией.
Становление социологии как самостоятельной науки.
Позитивная социология. Огюст Конт.
Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце 18- начале 19 века. Ответом на новые общественные потребности стали позитивный стиль мышления и разумно-рациональный образ деятельности. Основателем позитивизма и позитивной социологии считается француз Огюст Конт (1798-1857). В 1830-1842гг. Конт опубликовал «Курс позитивной философии», в которой науку об обществе назвал социологией.
Стремясь создать подлинную науку об обществе, Конт формулирует учение об универсальном научном методе, который называет позитивным. Вводя этот метод в область социального познания, Конт противопоставил его метафизическому методу прежних социально-философских учений, в которых, как мы помним, часто использовались такие не позитивные понятия, как врожденные знания (Платон, Декарт), цель истории (Августин), Мировой Дух (Гегель) и т.д. В социологии, по мнению Конта, применимы все основные общенаучные методы: наблюдение, эксперимент, сравнительный метод, и другие, но каждый из них имеет свою специфику.
Конт классифицировал науки по нескольким основаниям. В результате основные науки расположились в порядке вступления в позитивную стадию: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Согласно Конту, социология имеет наиболее сложный предмет.
Основная задача Конта состояла в синтезе наиболее плодотворных идей своего времени в целостную программу создания новой науки об обществе. Новая наука об обществе зарождалась не только на базе общих рассуждений о сущности социальных явлений, но и на основе статистических данных, характеризующих общественное явление, а также более тщательной проработки самих логических приемов, с помощью которых анализировались эти явления.
В основу построения социологии как самостоятельной науки О. Конт положил идею «социальной системы», т.е. признание факта существования общества как своего рода организма, определенной целостности, элементы которой выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы.
Главная задача социологии понималась им как описание взаимодействия законов функционирования и развития общества и выработки оптимальной политики. Предмет социологии - не отдельные конкретно-исторические общества, а общество в целом, общество как система в его прошлом и настоящем.
Любой объект, по Конту, может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Это относится и к изучению социальной системы. Поэтому социология делится в его доктрине на две части: социальную статику и социальную динамику. Эти две дисциплины соответствуют двум частям главного лозунга контовского учения «Порядок и прогресс». Для социальной статики высшая цель - обнаружение законов социального порядка, для социальной динамики - законов прогресса. Социальная статика - это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, социальная динамика - социальная физиология, изучающая его функционирование. Объект первой из них - общества «в состоянии покоя», объект второй - общества «в состоянии движения».
Социальная статика исследует условия существования, присущие всем человеческим сообществам. В социальной статике общество рассматривается как бы в состоянии покоя, в состоянии «статического равновесия». Важнейшим понятием, используемым Контом для описания данного состояния, является понятие консенсуса. Одна из краеугольных тем раздела - семья, которая, согласно Конту, является «живым воплощением социальной статики», некая первичная ячейка, в которой начинается социальная жизнь человека и, соответственно, приобретаются базовые социальные навыки.
Другая важнейшая тема этой части - разделение труда, рассматривающееся Контом не только как экономический, но и как фундаментальный социальный факт. Самое существенное разделение труда - разделение на труд управленческий и исполнительский, которым, по Конту, обусловлено существование классов. Такое разделение будет существовать всегда а, следовательно, всегда будут существовать и классы. Конт указывает и негативные стороны разделения труда: оно разделяет общество на множество изолированных групп, односторонне развивает человека. В отношении политической жизни он был противником разделения властей, но был сторонником отделения духовной власти от светской. Независимость духовной власти является в этой концепции важнейшей предпосылки консенсуса в обществе. Особую роль в жизни общества Конт отводил морали и религии, исследованию роли которых в, первую очередь, была посвящена его поздняя работа «Система позитивной политики».
Социальная динамика - это теория прогресса. Понятие прогресса характерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс здесь возможен благодаря тому, что, в отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства. Прогресс существует только в сообществах людей, благодаря социальному наследованию - «мертвые всегда управляют живыми». Конт постоянно подчеркивает непрерывный и преемственный характер прогресса. Подобно тому, как социальная статика выявляет солидарность в пространстве, социальная динамика выявляет солидарность во времени. Социальная динамика рассматривает каждое последовательное состояние общества как результат предыдущего и необходимый источник будущего, так как, согласно аксиоме Лейбница, «настоящее беременно будущим».
Центральная идея этой теории - закон «трех стадий» (главный закон социального прогресса), согласно которому, человечество в своем интеллектуальном развитии прошло, три основных этапа: теологический, метафизический и позитивный.
На первой - теологической (фиктивная) - стадии человек объясняет явления, признавая наличие в мире существ или сил, сравнимых с самим человеком. Сначала человечество верит в фетиши (фетишистский период), затем - во многих невидимых богов (период политеизма), и, наконец, в единого Бога (период монотеизма). Основным мирским занятием являются завоевательные войны. Соответственно, духовная власть принадлежит священникам, мирская - военным. Эта стадия завершается примерно в 1300 г. н.э.
В метафизическую (абстрактная), примерно с 1300 по 1800 гг., эпоху человек пользуется абстрактными понятиями, однако, основу познания составляет умозрение, а не наблюдение, наивная вера в способность разума проникнуть в вечную сущность вещей. Это переходная эпоха. В метафизическую эпоху люди обладают правом свободной дискуссии и основываются только на индивидуальных оценках. Духовная власть, принадлежащая метафизикам и литераторам, поглощена мирской, принадлежащей законодателям и адвокатам. Значение военной деятельности сохраняется, но она становится преимущественно оборонительной.
В позитивную (научная) эпоху (с 1800 г.) человек, признав невозможность достижения абсолютного знания, отказывается от исследования происхождения и назначения Вселенной, от познания внутренних причин явлений и всецело сосредоточивается на опытном изучении реально действующих законов. Наконец, в позитивную эпоху духовное управление осуществляется «учеными», мирское - «индустриалами». Основным видом деятельности становится индустрия, которая носит мирный характер.
Согласно Конту, закон «трех стадий» является универсальным, и эти стадии проходит не только человечество в целом, но и каждая наука и даже отдельный человек. Все общества раньше или позже проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии.
Ранний позитивизм не представлял собой монолитного течения социальной мысли. Его ведущие представители различались взглядами на предмет, методы, задачи социологии. Поэтому уже в рамках первого позитивизма намечались многие теоретические дилеммы, ставшие в последствии предметом острых дискуссий в истории социальной мысли. Однако всех их объединяло стремление предать социологии статус научности. Так или иначе, позитивисты дали толчок к образованию новой науки, к концептуальному оформлению предмета, задач и методологических основ социологии.
О.Конт является родоначальник позитивизма – научного направления, отцом мощной эмпирической науки – социологии.
Основные произведения О.Конта - «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики».
По аналогии с физикой, Конт разделил социологию на два раздела - социальную статику, изучающую структуру и функционирование общества, и социальную динамику, исследующую законы его развития.
о сайте
Информация о работе Становление социологии как самостоятельной науки