Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:15, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть специфику сравнительно-исторического метода у Огюста Конта. Задачи контрольной работы: познакомиться с биографией О.Конта и периодами его творчества, рассмотреть вклад О.Конта в социологию, дать определение сравнительно-исторического метода и выявить его специфику.
Введение 3
Глава 1. Огюст Конт. Этапы жизни и периоды творчества 4
Глава 2. Социология в представлении Огюста Конта 6
2.1. Вклад Огюста Конта в социологию 8
Глава 3. Социологические методы 9
3.1. Сравнительно-исторический метод 12
Заключение 15
Список используемой литературы 17
Вторым важным методом в социологии Конт считал эксперимент. Непосредственный эксперимент в социологии состоит в наблюдении за изменением явления, под влиянием специально созданных для целей исследования условий.
Косвенный опосредованный эксперимент Конт рассматривает как исследование патологических явлений в обществе, возникающих под влиянием общественных потрясений (революций). Общественные потрясения, потрясающие социальный организм, являются основные законы общественного организма, поскольку болезнь лучше позволяет познать норму,
Третий метод позитивных наук, применяемый в социологии - это сравнительный метод. При помощи последнего сопоставляется жизнь народов, общин, цивилизация, живущих одновременно в разных частях земного шара, с целью установления общих законов существования и развития общества.
Для науки, указывал Конт, могут быть полезными сравнения жизни животных с человеческим обществом и, наконец, можно сравнивать общественное положение различных класса одного и того же общества. Следует, однако, иметь в виду то, что сравнение основных фаз цивилизации может затемняться влиянием общего духа эпохи, который заглаживает различия.
Слабость сравнительного метода состоит в том, что он не показывает последовательности социальных состояний и представляет их как существующие.
Четвертый метод исследования, применяемый в социологии, по мнению Конта, это - исторический, который наиболее соответствует природе социальных явлений. Исторический метод - метод исторического сравнения различных последовательных состояний человечества. Только сопоставляя целую серию социальных явлений, взятых в их последовательности, исследователь может заметить возрастание какой-либо физической, интеллектуальной, моральной или политической черты или тенденции и соответствующее ослабление противоположной тенденции, и на этом основании научно предсказать окончательный результат, если он полностью соответствует системе общих законов развития человечества.
Однако Конт замечает, что все индуктивные заключения, полученные при помощи исторического метода, должны быть взвешены и проверены в системе понятий биологической теории человека.
Итак,
социология рисуется Контом научной, зависимой
от биологии, хотя он решительно возражает
против того, чтобы считать социологию
простым отделом науки о
Конт утверждает, что в историческом методе более всего выражена такая черта социологии, как необходимость восхождения от целого к части. Между историей и социологией, которую Конт иногда называет «политической наукой», нет различия. Вообще, господство, с исторической точки зрение он считает знамением своего времени - важнейшим признаком позитивизма и одновременно его главным итогом.
Рассуждения о методах социологии является наиболее рациональной частью контовской системы. В своих рассуждениях о методах социологии Конт исходит из представлений о существовании естественных законов общественной жизни, открытие которых должно обеспечить возможность создания науки об обществе (здесь, очевидно, он исходил из концепции французских философов-просветителей).
Плодотворная
мысль о естественно - историческом
характере общественных закономерностей,
а также постановка вопроса о необходимости
опоры нетвердый теоретический фундамент
при проведении социологических исследований
- вот какая заслуга Конта в области методологии
и методов исследования, применяемых в
социологии.
3.2. Сравнительно-исторический метод.
Сравнительно-исторический
метод, научный метод, с помощью
которого путём сравнения выявляется
общее и особенное в
Уже Аристотель использовал историческое сравнение в анализе политических форм античности. Однако общепризнанным сравнительно-исторический метод становится лишь в 19 в., получив разнообразное применение в языкознании, в социологии, юриспруденции, литературоведении, этнографии (как основной метод эволюционной школы), культуроведении и др. В буржуазной социологии 19 в. интерес к сравнительно-историческому методу связан с идеями О. Конта и Г. Спенсера. Которые видели в сравнительно-историческом методе основной метод социологического исследования, причём истолковывали его в духе эволюционистской линейно-прогрессивной трактовки развития. Сравнительно-исторический метод использовался М. М. Ковалевским. Э. Дюркгейм видел в сравнительной социологии сущность социологии вообще. В это же время предпринимаются попытки соединить сравнительно-исторический метод в социологии со статистическими методами(А. Кетле, Бельгия), с анализом структуры систем и их эволюции. Однако изучение структур и систем было связано с критикой сравнительно-исторического метода. Ранний функционализм (Б. Малиновский и др.) противопоставил эти методы друг другу, сделав акцент на изучении функционирования общественных систем в противовес их динамике, развитию. В современных условиях основная тенденция состоит в попытках соединения сравнительно-исторического метода со структурно-функциональным анализом, в выявлении процессов изменения различных социальных структур. Аналогичный процесс происходит в языкознании, которое было ориентировано в этом направлении Ф. Соссюром. Критика культурно-исторической школы В. Дильтея, осуществленная в социологии Э. Трёльчем и М. Вебером, привела к преобразованию в их теориях сравнительно-исторического метода в сравнительно-типологический метод (с помощью последнего Вебер анализировал социальные структуры и мировые религии). Во 2-й половине 20 в. после периода пренебрежения в различных общественных науках возрождается интерес к сравнительно-историческому методу. Линия сравнительного изучения разнообразных культурных ценностей и норм представлена в теории культурно-исторических типов (П. Сорокин, А. Тойнби), где, однако, каждая культура предстаёт как замкнутое целое и не рассматривается процесс их трансформации друг в друга, их развитие. Она продолжается в сравнительном исследовании ряда социальных институтов, например семьи (Р. Бенедикт, М. Мид — США, и др.). Эта тенденция переосмысления значения сравнительно-исторического метода характерна для культурной антропологии и языкознания. В 1960 создано Международное общество сравнительного изучения цивилизаций.
В
работах основоположников марксизма
сравнительно-исторический метод использовался
при изучении общественно-экономических
формаций, различных типов политической
и экономической структуры внутри одной
формации, в анализе ряда социальных институтов
(государства, семьи, армии и т.п.), социальных
движений и идеологий. При этом сравнительно-исторический
метод сочетался с исследованием структуры
и функций исторических явлений. На базе
марксистской методологии развернулись
сравнительно-исторические исследования
в исторической науке, этнографии, литературоведении,
которые привели к формированию специфических
направлений — сравнительного языкознания,
литературоведения и др.
Заключение
Была ли у Конта наука следствием его утопии или, наоборот, утопия -следствием его научных воззрений или, наконец, наука и утопия у него были независимы друг от друга? Как бы мы ни ответили на этот вопрос, ясно одно: Конт внес важный вклад в становление социологии как научной дисциплины. Он обосновал ее необходимость и возможность. Это обоснование было по сути своей и неизбежно философским и, шире, мировоззренческим: очевидно, что изнутри социологии обосновать ее было невозможно, так как в качестве самостоятельной науки она еще не существовала, Конт понимал, что он находится лишь у истоков создания новой науки. Он наметил ее программу и отчасти пытался ее реализовать. Кое-что из этих попыток соответствовало его программе, кое-что ей противоречило.
Конт
внес серьезный вклад в формирование
онтологических парадигм социологического
знания, т.е. ключевых представлений о
социальной реальности. Он доказывал ставший
парадигмальным тезис о том, что социальная
реальность - часть всеобщей системы мироздания.
Он обосновал идею автономии “социального
существования” по отношению к индивидуальному.
Он одним из первых разрабатывал такие
парадигмальные понятия, как “социальный
организм” и “социальная система” . (Правда,
он еще не различает общество и человечество,
считая, что это одни и те же сущности,
развивающиеся одинаковым образом.) Конт
сформулировал эволюционистскую парадигму,
доказывая, что все общества в своем развитии
раньше или позже проходят одни и те же
стадии. Он обосновал разделение обществ
на военный и индустриальный типы, которое
впоследствии продолжили и развили другие
социологи. Его идеи лежат в основе разнообразных
теорий индустриализма и технократии.
Он зафиксировал выдвижение на авансцену
социальной жизни и рост значения новых
социальных категорий: предпринимателей,
банкиров, инженеров, рабочего класса,
ученых. Он был родоначальником одной
из главных социологических традиций-традиций
исследования социальной солидарности
(обозначаемой также терминами “согласие”
и “сплоченность”).
Список литературы
1. Гуров Ю.С. Основы социологии. Чебоксары: Чувашского госуниверситета, 2001.-352с.
2. Зооровский Г.Е. и др. Введение в социологию. Екатеринбург: Уральского университета, 1999.-420с.
3.
Конт О. Дух позитивной
4. Кравченко А.И. Введение в социологию. М.: Новая школа, 2003.- 362с.
5.
Краткий словарь основных
6. Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических знаний. М.: Мос. ун-та менеджмента и коммерции,2003.-429с.
7.
Смелзер Н. Социология. М.: Феникс,2002-358с.
Информация о работе Специфика сравнительно-исторического метода у О.Конта