Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:00, контрольная работа
Происходящие в России перемены, вызванные реформированием ее основных экономических, политических и социальных институтов, требуют теоретического и прикладного изучения вопросов о механизме социальных преобразований, и, прежде всего, разработки социальных технологий проведения реформ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......
1. Предмет и объект технологизации…………………………………………
2. Классификация социальных технологий…………………………………..
3. Специфика технологий в социальной работе………………………...........
4. Систематизация технологий в социальной работе………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…...……
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал в г. Рузе Московской области
КАФЕДРА «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНОГО ПРАВА»
Специализация «Менеджмент в социальной работе»
По дисциплине: Технология социальной работы
На тему: Специфика и классификация технологий в социальной работе
Выполнила: | Лунева Д.М. |
Специальность: | 04010165 «Социальная работа» |
Специализация: | Менеджмент в социальной работе |
Форма обучения: | Заочная |
Курс | 4 |
Проверил(а): | Доцент кмн Михневич Н.Н. |
Руза 2012
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… | 3 |
1. Предмет и объект технологизации………………………………………… | 4 |
2. Классификация социальных технологий………………………………….. | 6 |
3. Специфика технологий в социальной работе………………………........... | 8 |
4. Систематизация технологий в социальной работе……………………….. | 11 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… | 15 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…...…… | 16 |
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в России перемены, вызванные реформированием ее основных экономических, политических и социальных институтов, требуют теоретического и прикладного изучения вопросов о механизме социальных преобразований, и, прежде всего, разработки социальных технологий проведения реформ.
Любая социальная технология, будучи конкретно направленной на решение определенной социальной проблемы, всегда имеет те или иные модификации. Связано это с конкретными условиями ее реализации: с состоянием материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов, с историческими условиями, традициями и др.
Все это вместе взятое определяет содержание социальной технологии, придает ей однозначность и обусловливает проявление общих требований к технологическому процессу. Технологизация любого процесса возможна при наличии следующих условий: во-первых, процесс должен иметь определенную структуру сложности, которая позволяет расчленить его на относительно обособленные части; во-вторых, должны иметься средства, позволяющие так оптимизировать действия социального работника, чтобы максимальный эффект достигался при минимуме усилий и времени.
Несмотря на то, что в социальных технологиях диапазон различий, дифференциации может быть достаточно большим, что определяется как сложностью индивидуального объекта социальной работы, так и ее творческим характером, по сути, эти различия не затрагивают общего алгоритма, фиксирующего предельные границы дифференциации, переход за которые чреват игнорированием опыта, последовательности, закономерности и правил, что приводит к снижению эффективности социального действия.
Социальная технология, как правило, является ответом на некоторую назревшую социальную потребность, поэтому создание новых социальных технологий выступает как объективный и закономерный процесс.
1. Предмет и объект технологизации
Категория «социальное пространство» является основополагающей для технологизации. В то же время многообразие определений социального пространства объясняется его сложностью и неоднородностью. К социальному пространству может быть отнесено все, что непосредственно обеспечивает защиту социальных интересов граждан, реализацию их потребностей, мотивирует или блокирует раскрытие сущностных сил человека, социума.
Соответственно одна из функций социального пространства — социальное обустройство своих граждан, удовлетворение их социальных потребностей не только в сфере производства, но и в ассоциированном распределении материальных и духовных благ, достойном образе жизни и т.п. Социальное пространство можно рассматривать как поле непосредственного взаимодействия общества и личности. Однако углубляющееся противоречие между ними (безработица, невыплата зарплаты, пенсий, социальных пособий, снижение жизненного уровня большинства населения страны, превышение смертности над рождаемостью, нерешенность проблем вынужденных переселенцев и др.) порождает разбалансированность социального пространства, таящую в себе опасность дальнейшего нарастания напряженности и возможности социальных катастроф.
Все это подтверждает важность и необходимость поиска путей оптимизации социального пространства, в том числе и с помощью технологий социальной работы.
Социальное пространство представляет собой огромное многообразие социальных процессов. Чтобы добиться его гармонизации, повышения результативности человеческой деятельности, необходимо научиться эффективно воздействовать на процессы — содействуя желательным и ограничивая и блокируя нежелательные. Социальный процесс — это изменение социального объекта под воздействием внутренних и внешних факторов, последовательная, (непрерывная смена его состояний. Такие изменения происходят на уровне как общества в целом, так и отдельных групп, коллективов, личностей. Соответственно в системе, в которой протекают социальные процессы, можно выделить следующие пограничные зоны:
• внутриличностные процессы, например самовоспитание;
• процессы, происходящие непосредственно между двумя или несколькими индивидами (процесс общения и др.);
• процессы, происходящие в отношениях между индивидом и группой (адаптации или дезадаптации и т.п.);
• процессы внутри группы, например процессы организации или дезорганизации;
• процессы в отношениях между группами, например процессы национального самоопределения или интернационализации;
• процессы, происходящие внутри отдельного общества (социальной мобильности, дифференциации и ассимиляции и т.п.);
• процессы, происходящие внутри человечества или глобального общества, к примеру процессы демилитаризации или межгосударственной интеграции.
Нижнюю границу образуют внутриличностные процессы, которые непосредственно соприкасаются с психическими и психофизиологическими процессами, верхнюю границу — глобальные социальные процессы.
Как любая социальная система, социальная технология, будучи совокупностью определенных приемов, методов, воздействий, обладает своей собственной структурой, которая состоит из следующих элементов: определение цели, выбор решения, организация социального действия, анализ результатов.
Необходимо обратить также внимание на особую значимость в понимании и реализации социальных технологий социологического знания, программ социологического исследования социальной проблематики, в том числе социальной работы. Напомним, что методологическая часть программы фактически является трактовкой способов применения теоретических выводов в решении социальных проблем. Методическая же (процедурная) часть — это не что иное, как, во-первых, совокупность приемов и методов получения искомой информации, во-вторых, нацеленность на выработку таких выводов, рекомендаций и предложений, которые способствовали бы решению социальных проблем, в том числе проблем социальной работы с различными группами населения.
Смысл социальной технологии задается проблемной ситуацией, в целях разрешения которой разрабатывается и внедряется технология, способная обеспечить достижение некоторого целевого состояния социальных объектов.
2. Классификация социальных технологий
Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни.
Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить технологии глобального характера, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям. По сферам применения социальные технологии разделяются на специфические социальные технологии регулирования, решения проблем сферы производственно-экономических, общественно-политических, духовно-культурных и социально-бытовых отношений. В статистике обычно выделяются отрасли (сферы) народного хозяйства — транспорт, сельское хозяйство, наука, здравоохранение, связь, образование и др. Это также дифференцирует социальные технологии, прежде всего, конечно, технологии управления, контроля, регулирования хозяйственно-экономических отношений.
За рубежом, а в последние годы и в России, получил широкое распространение и такой вариант сферного деления социальных технологий на различные виды: характеризуется специфика социальных технологий, используемых преимущественно в таких сферах, как бизнес, государственное управление и третий сектор, т.е. область деятельности некоммерческих неправительственных организаций. Достаточно широко распространяется трактовка разнообразия социальных технологий, дифференцирующихся по предмету и объекту, результату, получаемому с помощью тех или иных социальных технологий. Например, технологии получения новой информации, культурных ценностей, отдельных бытовых услуг и др. Не менее характерно и полезно разделение социальных технологий по признаку характерных свойств развития и функционирования общества.
Особенно важной и ценной является дифференциация социальных технологий по важнейшим задачам, проблемам социальной защиты, различающихся способами оказания помощи нуждающимся. Но существу, при этом дифференцируется вся практика социальной помощи по особым моделям социальной работы, объединяющим различные способы оказания помощи нуждающимся.
Наконец, можно говорить о дифференциации социальных технологий, формирующихся под влиянием различных теорий социальной работы, прежде всего психолого- и социолого-ориентированных, а также комплексных. Такая группировка концепций социальной работы стимулирует развитие социальных технологий различного типа.
Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования. Можно выделить информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач выделяют универсальные и частные социальные технологии. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций. Различают технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.
Короче говоря, классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью их оптимального функционирования, развития и совершенствования.
3. Специфика технологий в социальной работе
При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности и, в-третьих, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов (элементов) социальной работы как определенной целостности (системы). Представляется вполне приемлемым определение социальных технологий применительно к социальной работе, которое дается в отечественной литературе — они трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.
Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, выявленных социальными науками — социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.
Классификация технологий в социальной работе, как уже говорилось, может быть самой разнообразной". Это связано с тем, что социальная работа представляет собой определенную относительно самостоятельную систему упорядоченного множества взаимосвязанных элементов, образующих некоторое целостное единство. При анализе технологий в социальной работе как системы необходимо учитывать классификацию систем вообще. С этой точки зрения следует иметь в виду, что социальная работа является, прежде всего, разновидностью социальной системы, поскольку имеет дело с людьми (в частности, с клиентами и социальными работниками) и возникающими между ними отношениями.
Информация о работе Специфика и классификация технологий в социальной работе