Современный кинематограф: особенности и поблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:31, статья

Описание работы

На сегодняшний день кинематограф занимает твёрдую позицию в повседневе современного человека – это и значительная, и постоянная часть его досуга, и фактор, который способствует межличностной и межгрупповой коммуникации. Так же, как и другие виды средств массовой коммуникации, кинематограф сегодня исполняет роль агента социализации, так как формирует у своего зрителя определённый набор социальных и культурных ценностей.
Ввиду того, что значимость кинематографа сегодня приобретает всё больший вес, необходимо обозначить некоторые особенности данного явления с целью лучшего понимания его сущности и выявления его основных проблем.

Работа содержит 1 файл

Особенности современного кинематографа.doc

— 30.50 Кб (Скачать)

Онищенко А.И.

 

СОВРЕМЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ: ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ

 

 

На сегодняшний день кинематограф занимает твёрдую позицию  в повседневе современного человека – это и значительная, и постоянная часть его досуга, и фактор, который  способствует межличностной и межгрупповой коммуникации. Так же, как и другие виды средств массовой коммуникации, кинематограф сегодня исполняет роль агента социализации, так как формирует у своего зрителя определённый набор социальных и культурных ценностей [1] .

Ввиду того, что значимость кинематографа сегодня приобретает всё больший вес, необходимо обозначить некоторые особенности данного явления с целью лучшего понимания его сущности и выявления его основных проблем.

В целом, необходимо отметить, что  некоторые теоретики считают кино специфическим средством коммуникации, что стало возможным ввиду развития и становления визуальной культуры. То есть, кино содержит определённые знаки, прочтение которых осуществляется зрителями и таким образом, происходит коммуникативный процесс, когда некоторая группа переводит некую информацию в знаки, символы, а другие эту информацию считывают.

Также, кино являет собой один из активных каналов глобализационного процесса, что связано с тем, что наиболее широкомасштабный процесс создания кино сферы имеет место на Западе, который и представляет собой источник глобализации [2] . Популярность кино произведённого в Голливуде, например, весьма велика, что даёт широкие возможности для глобализации проникать в множества других обществ, делать ценности и нормы Запада более привычными, привлекательными.

Можно также заметить, что кинематограф транслирует основные ценности и нормы актуального общества и в то же время может навязывать определённые взгляды, идеи, поддерживать определённые стереотипы. Так, современное кино часто делает привлекательным так называемый шопинг, и тем самым активно способствует развитию общества потребления.

В тесной связи с предыдущей идеей находится тенденция к  коммерциализации кинематографа, когда  его продукты выпускаются не с  целью самовыразиться или с какой-либо другой социальной или культурной функцией, а для получения прибыли. То есть, всё чаще продукты киноиндустрии перестают относить к искусству и считают его новым видом предпринимательской деятельности.

Сегодня кино также выполняет компенсаторную функцию, приучая массы «довольствоваться тем немногим, что дало ей провидение, и укрепляет в ней начала истинной нравственности» [2] . То есть, кино, якобы, призвано разряжать напряженности, недовольства в массах. Отсюда и появляется такая особенность современного кино, как его массовость, доступность для понимания практически каждым членом общества, а также его развлекательный характер.

В рамках украинского  социума существует такая проблема как дисфункция кинематографа, когда  он не представляет собой ни искусство, ни успешную коммерческую деятельность, не несёт социализирующую функцию ввиду отсутствия полноценного кинопроизводства  в Украине. Это неизбежно привело к тому, что значительно большую часть фильмов, которые показывают в украинских кинотеатрах занимают иностранные киноленты (из стран Запада, в первую очередь).

 Таким образом,  с социологической точки зрения, современный кинематограф имеет  неоднозначный характер. В сравнении  с начальным этапом его развития  современное кино исполняет несколько иные функции в общественной системе. Так, уже можно ставить под сомнение статус многих направлений в киноиндустрии как вид искусства.   В связи с этим кино уже может выполнять не сколько социализирующую и воспитательную функцию, а сколько может использовать киноленты с целью навязывания выгодных определённому бизнесу или организациям нормы, ценности, стереотипы или идеи.

Кроме того, если говорить об украинском кинематографе, то ввиду  отсутствия конкурентно способного кинопроизводства, эта сфера полностью заполняется Западным и российским кино. Такая ситуация способствует распространению в нашем обществе западных ценностей и норм, что создаёт определённые проблемы в формировании украинской культуры и препятствует стабилизации ценностно-нормативной системы украинского общества.

 

Литература

  1. Шебанова А. А. Кинематограф как специфическая форма коммуникации / Методологія, теорія та практика соціологічного аналізу сучасного суспільства: Збірник наукових праць. – Х.: ХНУ ім.. В.Н. Каразіна, 2008. – С. 570-572
  2. Хренов Н. А. Образы «Великого разрыва». Кино в контексте смены культурных циклов. – М.: Прогресс-Традиция, 2008. – 536 с.

Информация о работе Современный кинематограф: особенности и поблемы