Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:19, реферат
Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже - классы.
1. Слагаемые стратификации
2. Исторические типы стратификации
3. Классовая система
4. Стратификация российского общества
5. Бедность и неравенство
Все чаще жизнь толкает отчаявшихся людей на последний шаг, который избавляет их от всех проблем.
По числу самоубийств Россия за последние годы вышла на одно из первых мест в мире. В 1995 г. из 100 тыс. человек 41 покончил с собой.
По
материалам Института социально-
Источник:
Аргументы и факты. - 1997. -
№ 11.
Нищие и обездоленные
Ниже бедных в социальной иерархии стоят нищие и обездоленные. В России к беднякам относили неимущих, малоимущих и эксплуатируемых крестьян. Бедняцкое хозяйство - это крестьянское хозяйство. Нищетой называлась крайняя бедность. Нищим считался человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Но не всех живущих в абсолютной бедности следует называть нищими. Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и пособия, но они не попрошайничают. К нищим правильнее относить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством.
В разных обществах к нищим относились по-разному. В одних случаях их зачисляли в разряд бездельников, с которыми приходилось бороться, а в других нищих и попрошаек окружали ореолом святости. Отношение к нищим могло меняться в одной и той же стране на протяжении разных эпох. В России нищие до 1917г. считались убогими, т. е. обиженными обществом, но приближенными к богу. После революции 1917 г. они стали преследоваться законом за уклонение от общественно полезного труда. В Европе XVI в., пока государство не взяло на себя заботу о благосостоянии человека, было выгодно считаться бедным. В старые времена нищий, попавший в дом богача, считался посланцем Бога, если не самим Христом в изгнании. У русских крестьян подача милостыни нищим считалась очищением от грехов. В XIX в. один нищий за день мог насобирать до 5 пудов печеного хлеба. Продав его по 35 коп. за пуд, он выручал сумму, достаточную для того, чтобы устроить угощение с водкой в трактире. Привыкнув хорошо жить, нищие даже за высокую плату не соглашались работать, ссылаясь на болезни и немочь.
Но чувства уважения и сострадания постепенно уходили в прошлое. Ни на что не способные бездельники, опасные для государства, - таковым стало мнение общества, напуганного ростом числа попрошаек и нищих. Постоянно принимались меры против попрошайничества и бродяжничества, занятие которыми считалось преступлением. Бродяг арестовывали и избивали, на выбритой голове выжигали каленым железом клеймо, которое означало, что во второй раз их повесят на месте без суда или сошлют на галеры. В некоторых странах с ними обходились еще суровее. В Англии в 1547 г. парламент одобрил закон о превращении бродяг в рабов. Для бродяг строили ночлежные дома и приюты, создавали фонды помощи, но как социальная категория они никогда не исчезли.
Наряду с бедностью и нищетой (иногда именуемой глубокой бедностью) выделяют обездоленностъ. Обездоленность характеризует бедность, возникшую из-за отсутствия доступа к материальным и культурным благам по состоянию здоровья, в связи с многодетностью, алкоголизмом и т. д. Они не могут вести полноценный образ жизни. Обычно ими являются дети, инвалиды, безработные, пенсионеры, представители другой расы или нации, а также хронически бедные. В бывшем СССР насчитывалось около 3 млн. детей с умственными или физическими недостатками. Дети бедняков недополучают родительской заботы, а в школе ситуация усугубляется еще больше, так как учителя не только не окружают их должной заботой, но стремятся выжить из школы. Бедность - основной источник так называемых неблагополучных детей.
Обездоленные - это, как правило, хронически бедные люди, живущие в таком состоянии длительное время и потерявшие надежду выбраться из него. Поэтому можно считать, что бедность -это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психологии. Дети, рожденные в бедных семьях, не имеют тех преимуществ, которые достаются выходцам из богатых семей. Они многого лишены. Бедняки живут в непрестижных, перенаселенных и криминогенных частях города, в дискомфортных жилищах, питаются хуже других, они посещают плохие школы, рано бросают учебу и не получают необходимой квалификации. В результате у них худшие стартовые условия в жизни и они чаще начинают трудовую карьеру с неквалифицированной и малооплачиваемой работы. У них не формируются качества, необходимые для правильного восприятия окружающей действительности. Угол зрения бедных смещен в сторону негативных оценок реальности, пессимизма и отчаяния. Часто они не могут построить нормальные взаимоотношения в семье: повышенные тона при разговоре, взаимные упреки, ругательства и оскорбления становятся обычным делом.
В семьях бедняков мало книг, нет библиотеки, которая помогала бы расширить свой кругозор. Часто они вынуждены отвлекаться на подработки, в результате чего не могут хорошо усвоить школьную программу. Родители, как правило, малообразованные, не в состоянии помочь им в учебе. Если в семье наблюдается хроническое недоедание или малокалорийное питание, усугубленное алкоголизмом, то на свет появляется неполноценное потомство.
В этих условиях формируется особый образ жизни и система ценностей. Им свойственны замкнутость и сознательный изоляционизм. Совместными усилиями социологи выработали список черт, определяющих бедность:
- экономическая и социальная зависимость;
- отсутствие четких моделей ролевого поведения;
-девиантное поведение: наркомания, алкоголизм, проституция;
- отчуждение и политическая пассивность;
- отсутствие жизненных планов и уверенности в себе;
- повышенная конфликтность внутрисемейных отношений (грубость, ссоры родителей и детей, частые разводы) ;
- доминирующее положение женщины в семье;
-ранний секс;
- преклонение перед физической силой.
Социологи пришли также к заключению, что эти черты могут быть присущи не всему низшему классу, а лишь его части - тем, кто хронически беден. Это та часть бедных, к которым применимо понятие «андеркласс». Он описывает категорию людей, которые попали на «социальное дно», опустились, спились, потеряли связи с родными и семьей (бездомные, хронические алкоголики).
Политическое и социальное неравенство зародились в глубокой древности - в период вождеств. Вождества были ранжированными, но не стратифицированными устройствами (вспомните, что это такое). Вождества, сохранившиеся в Полинезии, Новой Гвинее и Тропической Африке, представляют иерархически организованный строй людей, в котором отсутствует разветвленный управленческий аппарат, но возникло уже достаточное количество властных ступеней - от 2 до 10.
С переходом человечества к высшему государственному устройству социальное, экономическое и политическое неравенство усилилось, приобрело законную силу и получило институциональную форму.
Социальное неравенство означает присутствие классов и сословий, деление людей на бедных и богатых.
Экономическое неравенство означает разное отношение к средствам производства (орудиям труда и земле) и продукту труда (пище), разные доходы и богатство.
Политическое неравенство означает деление общества на управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных, обладающих властью и безвластных.
Таким
образом, ключевым моментом политического
неравенства выступает понятие власти,
которая важна потому, что установив глубинную
природу власти можно обнаружить источники
и механизм политического неравенства,
его возникновения и воспроизводства.
Когда говорят о власти, чаще всего думают о политике. Тем не менее власть касается каждого из нас в повседневной жизни. Если приходится кому-то подчиниться, то делают это потому, что кто-то обладает большей властью. Родители, школьные учителя, милиционер, тренер иногда заставляют делать то, что они считают нужным, не спрашивая, хочет ли кто того же или нет. И мы подчиняемся, поскольку каждый из них имеет власть.
Но
там, где есть власть
одних, там существует
безвластие других,
а все вместе называется
социальным и политическим
неравенством. Власть
открывает путь к
богатству, безвластие -
к бедности.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Современные теории социальной стратификации