Современные теории социальной стратификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:19, реферат

Описание работы

Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже - классы.

Содержание

1. Слагаемые стратификации
2. Исторические типы стратификации
3. Классовая система
4. Стратификация российского общества
5. Бедность и неравенство

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

  Все чаще жизнь толкает отчаявшихся  людей на последний шаг, который избавляет их от всех проблем.

  По  числу самоубийств Россия за последние  годы вышла на одно из первых мест в  мире. В 1995 г. из 100 тыс. человек 41 покончил с собой.

  По  материалам Института социально-экономических  проблем народонаселения РАН.

  Источник: Аргументы и факты. - 1997. - № 11. 

Нищие и обездоленные

  Ниже  бедных в социальной иерархии стоят  нищие и обездоленные. В России к беднякам относили неимущих, малоимущих и эксплуатируемых крестьян. Бедняцкое хозяйство - это крестьянское хозяйство. Нищетой называлась крайняя бедность. Нищим считался человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Но не всех живущих в абсолютной бедности следует называть нищими. Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и пособия, но они не попрошайничают. К нищим правильнее относить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством.

  В разных обществах к нищим относились по-разному. В одних случаях их зачисляли в разряд бездельников, с которыми приходилось бороться, а в других нищих и попрошаек окружали ореолом святости. Отношение к нищим могло меняться в одной и той же стране на протяжении разных эпох. В России нищие до 1917г. считались убогими, т. е. обиженными обществом, но приближенными к богу. После революции 1917 г. они стали преследоваться законом за уклонение от общественно полезного труда. В Европе XVI в., пока государство не взяло на себя заботу о благосостоянии человека, было выгодно считаться бедным. В старые времена нищий, попавший в дом богача, считался посланцем Бога, если не самим Христом в изгнании. У русских крестьян подача милостыни нищим считалась очищением от грехов. В XIX в. один нищий за день мог насобирать до 5 пудов печеного хлеба. Продав его по 35 коп. за пуд, он выручал сумму, достаточную для того, чтобы устроить угощение с водкой в трактире. Привыкнув хорошо жить, нищие даже за высокую плату не соглашались работать, ссылаясь на болезни и немочь.

  Но  чувства уважения и сострадания  постепенно уходили в прошлое. Ни на что не способные бездельники, опасные для государства, - таковым стало мнение общества, напуганного ростом числа попрошаек и нищих. Постоянно принимались меры против попрошайничества и бродяжничества, занятие которыми считалось преступлением. Бродяг арестовывали и избивали, на выбритой голове выжигали каленым железом клеймо, которое означало, что во второй раз их повесят на месте без суда или сошлют на галеры. В некоторых странах с ними обходились еще суровее. В Англии в 1547 г. парламент одобрил закон о превращении бродяг в рабов. Для бродяг строили ночлежные дома и приюты, создавали фонды помощи, но как социальная категория они никогда не исчезли.

  Наряду  с бедностью и нищетой (иногда именуемой глубокой бедностью) выделяют обездоленностъ. Обездоленность характеризует бедность, возникшую из-за отсутствия доступа к материальным и культурным благам по состоянию здоровья, в связи с многодетностью, алкоголизмом и т. д. Они не могут вести полноценный образ жизни. Обычно ими являются дети, инвалиды, безработные, пенсионеры, представители другой расы или нации, а также хронически бедные. В бывшем СССР насчитывалось около 3 млн. детей с умственными или физическими недостатками. Дети бедняков недополучают родительской заботы, а в школе ситуация усугубляется еще больше, так как учителя не только не окружают их должной заботой, но стремятся выжить из школы. Бедность - основной источник так называемых неблагополучных детей.

  Обездоленные - это, как правило, хронически бедные люди, живущие в таком состоянии длительное время и потерявшие надежду выбраться из него. Поэтому можно считать, что бедность -это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психологии. Дети, рожденные в бедных семьях, не имеют тех преимуществ, которые достаются выходцам из богатых семей. Они многого лишены. Бедняки живут в непрестижных, перенаселенных и криминогенных частях города, в дискомфортных жилищах, питаются хуже других, они посещают плохие школы, рано бросают учебу и не получают необходимой квалификации. В результате у них худшие стартовые условия в жизни и они чаще начинают трудовую карьеру с неквалифицированной и малооплачиваемой работы. У них не формируются качества, необходимые для правильного восприятия окружающей действительности. Угол зрения бедных смещен в сторону негативных оценок реальности, пессимизма и отчаяния. Часто они не могут построить нормальные взаимоотношения в семье: повышенные тона при разговоре, взаимные упреки, ругательства и оскорбления становятся обычным делом.

  В семьях бедняков мало книг, нет библиотеки, которая помогала бы расширить свой кругозор. Часто они вынуждены отвлекаться на подработки, в результате чего не могут хорошо усвоить школьную программу. Родители, как правило, малообразованные, не в состоянии помочь им в учебе. Если в семье наблюдается хроническое недоедание или малокалорийное питание, усугубленное алкоголизмом, то на свет появляется неполноценное потомство.

  В этих условиях формируется особый образ  жизни и система ценностей. Им свойственны замкнутость и сознательный изоляционизм. Совместными усилиями социологи выработали список черт, определяющих бедность:

  - экономическая и социальная зависимость;

  - отсутствие четких моделей ролевого поведения;

  -девиантное  поведение: наркомания, алкоголизм, проституция;

  - отчуждение и политическая пассивность;

  - отсутствие жизненных планов и уверенности в себе;

  - повышенная конфликтность внутрисемейных отношений (грубость, ссоры родителей и детей, частые разводы) ;

  - доминирующее положение женщины в семье;

  -ранний  секс;

  - преклонение перед физической силой.

  Социологи пришли также к заключению, что  эти черты могут быть присущи  не всему низшему классу, а лишь его части - тем, кто хронически беден. Это та часть бедных, к которым применимо понятие «андеркласс». Он описывает категорию людей, которые попали на «социальное дно», опустились, спились, потеряли связи с родными и семьей (бездомные, хронические алкоголики).

  Политическое  и социальное неравенство зародились в глубокой древности - в период вождеств. Вождества были ранжированными, но не стратифицированными устройствами (вспомните, что это такое). Вождества, сохранившиеся в Полинезии, Новой Гвинее и Тропической Африке, представляют иерархически организованный строй людей, в котором отсутствует разветвленный управленческий аппарат, но возникло уже достаточное количество властных ступеней - от 2 до 10.

  С переходом человечества к высшему  государственному устройству социальное, экономическое и политическое неравенство усилилось, приобрело законную силу и получило институциональную форму.

  Социальное  неравенство означает присутствие классов и сословий, деление людей на бедных и богатых.

  Экономическое неравенство означает разное отношение к средствам производства (орудиям труда и земле) и продукту труда (пище), разные доходы и богатство.

  Политическое  неравенство означает деление общества на управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных, обладающих властью и безвластных.

  Таким образом, ключевым моментом политического  неравенства выступает понятие власти, которая важна потому, что установив глубинную природу власти можно обнаружить источники и механизм политического неравенства, его возникновения и воспроизводства. 

  Когда говорят о власти, чаще всего думают о политике. Тем не менее власть касается каждого из нас в повседневной жизни. Если приходится кому-то подчиниться, то делают это потому, что кто-то обладает большей властью. Родители, школьные учителя, милиционер, тренер иногда заставляют делать то, что они считают нужным, не спрашивая, хочет ли кто того же или нет. И мы подчиняемся, поскольку каждый из них имеет власть.

  Но  там, где есть власть одних, там существует безвластие других, а все вместе называется социальным и политическим неравенством. Власть открывает путь к богатству, безвластие - к бедности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках  новых подходов М., 1988г.
  2. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования, 1994г.
  3. Кравченко А.И. Социология и политология М., 2000г.
  4. Hess В., Markson Е., Stein P. Sociology. - N. Y., 1991.-Р.192.

Информация о работе Современные теории социальной стратификации