Современные социально-политические проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:47, реферат

Описание работы

В последнюю четверть XX века человечество вступило в новую стадию своего развития - стадию построения постиндустриального общества, которое является результатом происходящей в современном мире социально-экономической революции. Известно, что в основе каждой социально-экономической революции лежат свои специфические технологии, производственно-технологические системы и производственные отношения.

Содержание

Вступление 3
Экономический рост: от восстановительных закономерностей к структурным реформам 3
Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в 21 веке 5

Социальная политика в современной России. 10

Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 51.91 Кб (Скачать)

Из вышеизложенного мы заключаем, что под инновационной деятельностью  следует понимать деятельность коллектива людей, направленную на реализацию в  общественной практике “под ключ”  производственно-технических достижений - инноваций, применения существующих прогрессивных технологий, систем, машин и оборудования на базе использования  и внедрения научно-технических  достижений отечественной и мировой  науки и техники. Она должна обеспечить устранение разрыва между имеющимся объемом и уровнем уже полученных и проверенных научно-технических достижений и их применения на развиваемых (создаваемых) предприятиях.

Отсюда следует, что насыщение  инновационной активности - важнейшее  условие формирования эффективной  инновационной экономики.

Эффективность инновационной деятельности во многом определяется инновационной  инфраструктурой. Поэтому инновационная  инфраструктура является базовой составляющей инновационной экономики, инновационного потенциала общества. Что же представляет собой инновационная инфраструктура, почему же она является базовой составляющей, фундаментом инновационной экономики?

Инновационная инфраструктура является основным инструментарием и механизмом инновационной экономики, она, как  “архимедовы рычаг и точка  опоры”, способна поднять экономику  страны на очень высокий уровень. Исходя из такого понимания, мы видим  инновационную инфраструктуру как  совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих  производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих  организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций. Инновационная инфраструктура предопределяет темпы (скорость) развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности. Поэтому для эффективного функционирования инновационной экономики страны инновационная инфраструктура должна быть функционально полной.

Что это значит? А это значит, что она должна обладать набором  та-ких свойств, которые должны способствовать в полной мере реализации инжиниринговых технологий по созданию и реализации инноваций в масштабах регионов и страны в целом. По нашему глубокому убеждению, упомянутая совокупность должна содержать набор следующих свойств:

  • распределенность по всем регионам в виде инновационно-технологических центров или инжиниринговых фирм, которые на местах могут решать задачи функционально полного инновационного цикла со сдачей объекта инновационной деятельности “под ключ”;
  • универсальность, которая позволяет конкурентоспособно обеспечить реализацию инновационного проекта “под ключ” в любой области производственного или обслуживающего секторов экономики;
  • профессионализм, который базируется на добросовестном и качественном обслуживании заказчика или потребителя;
  • конструктивность, которая обеспечивается ориентацией на конечный результат. Развитие инновационного проекта должно сопровождаться непрерывным анализом конечных результатов. Наличие достоверной обратной информации по достигаемым конечным результатам позволяет выработать конструктивные приоритеты непосредственно в процессе раз-вития инновационной деятельности и тем самым обеспечить замкнутую систему управления инновациями по схеме: инновации - инвестиции - мониторинг конечных результатов - инвестиции и т.п.;
  • высокий уровень научно-технического потенциала;
  • кадровая обеспеченность, в первую очередь, руководителями ин-новационных проектов и возможность постоянного обновления и со-вершенствования персонала инновационной инфраструктуры;
  • финансовая обеспеченность (наличие оборотного капитала);
  • высокий уровень инструментальных средств, ускоряющих получе-ние конечного результата;
  • гибкость, обеспечивающая приспособление инновационной инфраструктуры к изменениям требований рынка и внешней конъюнктуры.

Как показывают результаты выполненных  нами исследований, а также опыт развитых стран мира, основным ядром  инновационной инфраструктуры, наиболее адекватным механизмом реализации научно-технических  нововведений - инноваций, является инфраструктура инновационных инжиниринговых центров (фирм, предприятий), которые должны аккумулировать лучшие отечественные  и зарубежные знания и технологии и выступать для заказчика  системным интегратором и гарантом успешной реализации инновационного проекта  и обеспечить охват полного инновационного цикла: от изучения конъюнктуры рынка конечной инновационной продукции, технико-экономического обоснования инновационного проекта и его разработки до комплектной поставки оборудования, его системной интеграции, сдачи “под ключ” с кадровым обеспечением и последующим сервисным обслуживанием.

Остановимся на раскрытии содержания некоторых из перечисленных выше свойств инновационной инфраструктуры. Исследования и мониторинг потребностей рынка, необходимость постоянного  и оперативного обновления выпускаемой  инновационной продукции требуют  придания первостепенного значения в инновационной экономике внедрению  гибкой автоматизации. Комплексная  гибкая автоматизация с широким  применением информационных технологий и компьютеризированных систем является сердцевиной инновационной экономики. Поэтому в фундамент всех структурных  преобразований экономики региона, в основу региональной инновационной  инфраструктуры должны быть положены автоматизированные высокие технологии и компьютеризированные системы  со сквозным “безбумажным” циклом: “проектирование - производство - контроль – реализация”. Отсюда следует, что важнейшей региональной проблемой формирования и развития инновационной экономики является решение научно-методических и организационно-технологических вопросов, связанных с разработкой, созданием и освоением автоматизированных интегрированных проектно-производственных систем, осуществляющих в автоматизированном режиме сквозной “безбумажный” цикл и объединяющих в одной системе инновационно направленные научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, процессы технологической подготовки и планирования производства, направленные, в конечном итоге, на создание инновационной продукции. Более того, в таких системах должны быть автоматизированы в сквозной цепи три основных этапа, характерных для создания новой наукоемкой системы: проектирование инноваций; изготовление и комплектация головного образца новой наукоемкой системы; пуско-наладочные работы и испытание новой наукоемкой системы.

Важной проблемой, требующей своего актуального решения в условиях инновационной экономики, является опережающее создание в регионах эффективного механизма информационного  обеспечения инновационной деятельности. Результативность этого механизма  в значительной мере зависит от качества непрерывного социально-экономического мониторинга регионов. Подобный мониторинг, по нашему мнению, должен охватить наблюдение, анализ, оценку и прогноз экономической, социальной, экологической, научной  и инновационной обстановки в  регионе с целью подготовки управленческих решений и рекомендаций, направленных на улучшение и развитие инновационной  деятельности. Мониторинг как инновационных процессов, так и более общих процессов структурных преобразований экономики в регионе нацеливает регионы на эффективное управление этими процессами. Поэтому одной из основных функций в области информационного обеспечения инновационной экономики должна стать функция автоматизированного мониторинга структурных преобразований в регионе. В связи с этим представляется целесообразным создание в регионах автоматизированных центров инновационно-информационного обеспечения (АРЦИ) для постоянного поддержания обновления и эксплуатации инновационных банков данных и знаний. При этом надо исходить из следующего положения: субъектам инновационной деятельности нужна, в первую очередь, информация, которая содержала бы упорядоченную соответствующим образом технико-экономическую, конъюнктурно-коммерческую, статистическую информацию, сведения о характеристиках промышленной продукции, технологий, машин и оборудования, материалов, типов услуг и т.п. И здесь важная роль принадлежит маркетингу инноваций и инновационной деятельности на предприятиях региона как составной части информационного обеспечения инновационной эргономики. Инновационный маркетинг, представляя собой комплекс мероприятий по исследованию всех вопросов, связанных с процессом реализации инновационной продукции предприятий, а именно: изучением потребителя и исследованием мотивов его поведения на рынке; исследованием инновационного продукта и каналов его реализации; изучением конкурентов и определением конкурентоспособности их инновационного продукта; изучением "ниши" рынка, в которой предприятие имеет наилучшие возможности по реализации своих преимуществ - должен стать одной из ведущих структур АРЦИ.

Создание на уровне регионов отраслей и предприятий подобной принципиально  новой информационной структуры - автоматизированной интегрированной информационной системы, ориентированной на комплексное  информационное обеспечение инновационной  экономики, будет способствовать успешному  решению важнейшей задачи инновационной  экономики государства: обеспечению  конкурентоспособности предприятий, отраслей, регионов и страны в целом.

Становление инновационной экономики  в значительной мере зависит от создания эффективного механизма управления практической реализацией в регионах сложных инновационных проектов. И здесь без государственной  поддержки инновационных процессов  не обойтись. Необходимость финансовой и правовой поддержки науки и инноваций, активизации инновационной деятельности, перехода на новые формы решения экономических, экологических и социальных проблем регионов, характерных для инновационной экономики, настоятельно требуют от региональных органов управления вырабатывать ответственную политику по отношению к управлению и развитию инновационной деятельности в регионе, активизировать взаимодействие по данной проблеме региональных органов управления с федеральными. Главной формой такого взаимодействия, на наш взгляд, должны стать научно-технические программы: государственные, финансируемые из федерального бюджета, когда приоритетные народнохозяйственные проблемы решаются на базе научно-инновационного потенциала регионов и региональные – с долевым финансированием государства и региона.

Инновационная практика (производство наукоемких инновационных услуг  в широком смысле) требует оборотного капитала. Получить этот оборотный  капитал (например, кредит) в современных  условиях без специальных мер  поддержки практически невозможно. Поэтому в настоящее время  лишенное оборотного капитала отечественное  производство инновационных услуг  проигрывает лучшие (наукоемкие) проекты  в стране зарубежным фирмам, использующим сбалансированный зарубежный рынок  для получения требуемого оборотного капитала. Выполненные нами исследования, а также провезенный анализ передового отечественного и зарубежного опыта  показывают, что в инновационной  экономике с целью устранения упомянутого недостатка необходимо объединить под единым управлением  инновационную и инвестиционную функции. Такое объединение будет  способствовать повышению заинтересованности исполнителей в успешном осуществлении  всех этапов единого инновационно-инвестиционного  цикла, которая может быть достигнута при ориентации всех исполнителей на конечный результат: ответственную  сдачу инновационной продукции  “под ключ” и участие в реализации и сопровождении созданных инновационных  товаров и услуг.

Эффективным механизмом реализации единого  инновационно-инвестиционного цикла  являются инновационно-инжинирингово-инвестиционные центры (фирмы, предприятия). Такие ИИИ-центры будут способны обеспечить эффективное производство наукоемких инновационно-инвестиционных услуг уже за счет собственного оборотного капитала с последующими (на основании полученных результатов) инве-стициями в новые проекты и т. д. Из изложенного следует, что активизация формирования инновационной экономики связаны с форсированным созданием отечественной инновацинно-инжинирингово-инвестициой сетевой инфраструктуры, распределенной по всем регионам.

 

Социальная политика в современной  России.

 

В статье 9 Конституции  России говорится, что  «Российская  Федерация  – социальное государство, политика которого  направлена  на  создание  русловий обеспечивающих  достойную  жизнь  и  свободное  развитие  человека».   Целью данного доклада является анализ социальной политики в современной России. У социального государства (СГ) выделяют несколько признаков,  поэтапное рассмотрение  которых  вместе  с  правами,  данными   Конституцией   России, необходимо для выполнения поставленной задачи.

 

Высокий уровень экономического развития.

 

На сегодняшний  день Россия находится на 124  месте  в  мире  по  уроню экономического развития в мире. Таким образом, говорить о сильной  экономике не приходится, а с учётом того, что ускоряется  рост  старения  материальной базы промышленности, то  перспективы  на  будущее  в  данной  сфере  кажутся весьма туманными. Интересно, однако, заметить, что наша страна  в  ежегодном отчёте ООН в 2004 г. по уровню развития человеческого потенциала заняла  57- е место между Болгарией и Ливией (лидерами  рейтинга  являются  Норвегия,   Швеция,   Австралия,   Канада   и Нидерланды. США занимают восьмое место). Тем не менее, необходимо учитывать тот факт, что за пореформенные  годы бюджет России рос, в начале 1990-х его объём составлял ~ 20 млр. долл.  (что примерно 1:1 равняется расходно-доходной  суммы  Нью-Йорка),  бюджет  же  на 2005 год превышает 100 млр. долл.  Таким образом, менее чем за  десятилетие наши доходы в долларовом эквиваленте возросли в 5 раз.

 

Демократическая политическая система.

 

Статья 1 Конституции  России говорит, что «Российская  Федерация – Россия есть демократическое федеративное  правовое  государство  с  республиканской формой  правления».  Таким  образом,  Конституция  РФ  провозглашает  Россию демократическим государством. Безусловно, с одной  стороны,  трудно  назвать Россию таковой, но,  с  другой  стороны,  рассуждая  от  противного,  нельзя утверждать, что основные элементы демократии  в  нашей  стране  отсутствуют. Так, реально осуществляется свобода слова (ст. 29 Конституции РФ),  гра ждане могут  избирать  и  быть  избранными  (ст.  32),  существует  идеологическое многообразие (ст. 13) и т. д. Всё это несомненно  существует,  вопрос  же  о качественном  развитии   институтов   демократии   часто   встаёт   даже   в государствах, где её корни уходят далеко в глубь их истории. С  другой  стороны,  в  последнее  время  наметились,   мягко   говоря, неоднозначные тенденции, например, в системе  выборов.  Так,  если  избрание глав  регионов  с  помощью,  фактически,  выборщиков  может  быть  объяснено исторической необходимостью, то скорая невозможность граждан избирать  своих представителей в ГД РФ от своего региона  и  всеобщий  переход  к  партийным спискам явно отстраняет граждан от участия в управлении  делами  государства как  непосредственно,  так  и   через   своих   представителей   (ст.   32). Необоснованным также приходится признать и повышение с 5  до  7%  проходного балла для политических партий в ГД РФ, хотя в нижней палате и не может  быть менее четырёх партий.

Информация о работе Современные социально-политические проблемы