Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 16:22, доклад
Цивилизация— 1)общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2) историко-философское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 3) стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания); 4) локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.
Понятие
цивилизации.
Цивилизация— 1)общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2) историко-философское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 3) стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания); 4) локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.
Одним из первых
понятие «цивилизация» в
Периодизация, предложенная Фергюсоном, продолжала пользоваться большой популярностью не только в последней трети XVIII в. но и на протяжении почти всего XIX в. Её плодотворно использовали Льюис Морган («Древнее общество»; 1877) и Фридрих Энгельс («Происхождение семьи, частной собственности и государства»; 1884).
Для цивилизации
как стадии общественного развития
характерно выделение социума из
природы и возникновение
Также признаки цивилизованности включают в себя: развитие земледелия и ремёсел, классовое общество, наличие государства, городов, торговли, частной собственности и денег, а также монументальное строительство, «достаточно» развитую религию, письменность и т. п. Академик Б. С. Ерасов выделил следующие критерии, отличающие цивилизацию от стадии варварства :
Критерии
выделения цивилизаций
и их количество.
Впрочем, попытки
введения критериев для выделения
цивилизаций предпринимались
Современные мировые
цивилизации:
Существует 8 типов мировых цивилизаций:
Мировая
цивилизация.
Мировая цивилизация
встретила XXI век в условиях нестабильного
развития экономики, частично вызванного
очередным непредвиденным повышением
цен на первичные энергоносители,
в том числе на наиболее представительные
из них - нефть и природный газ.
Мировой цивилизации инфляция как явление
обесценения денег известна еще со времен
Александра Великого.
Существует ли единая мировая цивилизация.
Современное развитие мировой цивилизации
убедительно доказывает, что подготовка
специалистов со средним специальным
медицинским образованием немыслима без
глубоких гигиенических знаний и формирования
экологического мировоззрения. Умения
и знания в области гигиены и экологии
человека, получаемые сегодняшними студентами,
позволят им впоследствии при выполнении
своих профессиональных обязанностей
успешно достигать должного эффекта в
организации лечебно-диагностических
и медико-профилактических мероприятий,
вносить вклад в формирование основ здорового
образа жизни пациента, способствующих
сохранению, укреплению, развитию и управлению
состоянием его здоровья.
Логика развития мировой цивилизации
показывает, что передовые страны постепенно
( эволюционно) переходят от индивидуальной
собственности к коллективной ( акционерной,
кооперативной), от наемного труда к партнерским
отношениям, к личному участию собственника
в фирме, компании, от несправедливой системы
распределения к справедливой через государственную
систему налогов и социальной защиты граждан,
например, в Швеции.
России в мировую цивилизацию, сопряженное
с соотношением ее интересов с глобальными
интересами.
Аргументы в пользу мировой цивилизации
приводятся веские и их нельзя сбросить
со счетов. Однако говорить о единой цивилизации,
по крайней мере, преждевременно, а может
быть, и невозможно.
С учетом достижений мировой цивилизации
и социального прогресса утверждения
о современном переходе России к капитализму
свидетельствуют о примитивности подхода,
согласно которому рыночная экономика
отождествляется только с капитализмом.
Современный период развития мировой
цивилизации в эпоху научно-технической
революции делает наиболее актуальной
потребность индивидов в социальной информации,
особенно об экономической, общественно-политической
и духовной деятельности современного
общества. Потребность в массовой информации
- состояние, обусловленное недостатком
определенных сведений и знаний, необходимых
для удовлетворения требований индивида
и социальной группы для нормальной жизнедеятельности.
Во-вторых, кризис мировой цивилизации
связан с возросшей экономической мощью
человека, который никогда не взимал с
природы столько дани, как теперь.
Важное место в развитии мировой цивилизации
занимает античная культура, которая своими
истоками связана с религиозными представлениями
древних греков и римлян.
Главным фактором в развитии мировой цивилизации
становится тенденция к единообразию.
Средства массовой информации ( СМИ) превращают
нашу планету в большую деревню. Миллионы
людей становятся свидетелями событий,
произошедших в разных местах, миллионы
приобщаются к одному и тому же культурному
опыту ( олимпиады, рок-концерты), что унифицирует
их вкусы.
Наши современники считают локомотивом
мировой цивилизации Японию.
Русский язык стал языком мировой цивилизации
прежде всего потому, что человечество
все более обогащается результатами великой
культурной революции в России.
Социально-экономический и научно-технический
прогресс мировой цивилизации сопровождается
неуклонным ростом использования минерально-сырьевых
ресурсов, хотя и неравномерным в различных
странах по масштабу и во времени. Состояние
экономики сильного государства, уровень
жизни населения и темпы развития определяются
количеством и эффективностью использования
энергетических, рудных и других видов
минерального сырья. Группой индустриально
развитых стран, суммарно потребляется
добываемых различных видов полезных
ископаемых от 50 % до 80 - 90 %, а численность
их населения составляет 16 - 17 % от общей
на планете.
Таким образом, концепция единой мировой
цивилизации отрицает многовариантность
развития в человеческом сообществе. При
этом обратите внимание: под флагом концепции
единой мировой цивилизации вновь предлагается
идея унифицированного развития, только
вместо формационного коридора присутствует
цивилизационный.
Рубан, М. В. История России и мировые цивилизации.
Важнейшие в наше время завоевания мировой
цивилизации, связанные с развитием науки
и совершенствованием техники, исключительно
наглядно доказывают правильность положения
марксистского учения, заключающегося,
по выражению Ленина, и том, что техника
капитализма с каждым днем все более и
более перерастает те общественные условия,
которые осуждают трудящихся на наемное
рабство ( Соч. В наше время, как это справедливо
подчеркивается в отчетном докладе, основное
противоречие капитализма - противоречие
между современными производительными
силами и капиталистическими производственными
отношениями - обострилось еще больше.
История России ( Россия в мировой цивилизации)
/ сост.
Страна находится на стыке трех важнейших
мировых цивилизаций: христианской, исламской
и конфуцианской.
Греция якобы сбилась с единого пути мировой
цивилизации, интересной является гипотеза
Э. С. Кульпина, который связывает возникновение
буфиркации с резким похолоданием в железном
веке.
Часто встречающийся в публицистике призыв
войти в мировую цивилизацию подразумевает
наличие лишь одной цивилизации - европейско-американской.
Между тем, как мы видели, несмотря на преобладание
западной культуры в мировых культурных
процессах сохраняются и устойчивые структуры
других мировых цивилизаций. Россия имеет
свои цивилизационные характеристики,
и хотя эти характеристики отличаются
противоречивостью, общество не может
допустить отрыва от своего культурного
достояния. Слепое копирование образцов
иноземной культуры, без должной адаптации
к своему достоянию, оборачивается не
только духовным, но и социальным разладом,
порождающим реакцию отторжения. При этом
следует иметь в виду, что принято различать
по крайней мере два Запада: католический
или протестантский или, как предпочитают
говорить политологи, континентально-европейский
и атлантический.
Наметившиеся в предшествующий период
истории тенденции к усилению единства
в развитии мировой цивилизации приобрели
во второй половине нашего века новое
качество.
Список литературы.
1. Голубева Г.А., Дмитриев А.В. Учебное пособие.
Социология. -М.: «Собрание»,2008.
2. Голубева Г.А., Дмитриев А.В. Учебное пособие.
Социология. -М.: «Экзамен»,
2008.
3. Горелов А.А. Социология. –М., 2009.
4. Радугин А. А., Радугин К. А. Учебник. Социология.
-М.: «Проспект», 1996.
5. Социология. Учебник для ВУЗов / Под.
ред. Лавриненко В.Н. –М.: «Юнити», 2010.
6. Социология. Учебник.
/ Под ред. В.Н. Лавриненко. –М., 2009.
7. С. С. Фролов. Социология. Учебник. -М.:
«Юнити», 2006 г.