Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 10:50, курсовая работа
Социология - относительно молодая наука, но за короткий период она добилась признания на Западе и начинает пробивать дорогу на Востоке. Действительно ни одна социальная наука не может сравниться с ней по оперативности исследования, различных сфер жизни людей, развития и формирования общества, общественных отношений, требующих всестороннего и глубокого изучения. Ответы на вопросы о насущном бытии, о глобальных проблемах, об обществе и его будущем люди ищут в той сфере знаний, которая может компетентно помочь разобраться, и такой сферой знаний и есть социология.
Введение
1. Современная социология: основные понятия
1.1 Сущность современной социологии
1.2 Объект и предмет социологической науки
1.3 Функции современной социологии
2. Условия развития социологии
2.1 Перспективы развития социологии
2.2 Развитие социологии в России
2.3 Роль социологических знаний в деятельности инженера
3. Основные направления развития социологии
4. Социологическая перспектива
Заключение
Список используемых источников
К следующим предпосылкам
развития социологии относятся идейные,
культурные, собственно научные, духовные
факторы. Сфера духовных отношений
наиболее заметно влияет на социальное
знание, на выработку парадигмы
Проблема выживания общества, в частности российского, упирается в способность людей достаточно оперативно перестроить систему нравственных мотивов и ценностей, норм отношения к природе и друг к другу.
2.1 Перспективы развития социологии
Как отмечает А.О.Бороноев, уже начинают складываться новые направления, школы в социологии, появляются новые лидеры. Этому способствуют несколько факторов: 1) социология стала университетской наукой, Т.е. ею начала заниматься молодежь; 2) идет интенсивный обмен идеями с зарубежными странами; 3) углубляется институционализация социологии как науки.
Но при этом не надо забывать, что в обществе, где много традиционности и где долго инициатива была под запретом, изменения происходят трудно и для этого необходимо длительное время.
Критерием признания, самоутверждения
и самоопределения любой науки,
в том числе и социологии, выступает
как формирование своего особого
отношения к изучаемому объекту,
выделение в нем своего предмета
или предметной области, разработка
своих познавательных средств и
методов, так и разработка своего
собственного категориального аппарата,
чем в настоящее время
Глобализация всех сфер человеческой
жизни, Интернет, информационные технологии,
генная инженерия - эти и другие достижения
современной цивилизации
Острую необходимость разработки новой базисной социологической теории в свое время осознал А. Зиновьев. “Без такой теории, - писал он, - исследования эмпирической социологии, конкретные измерения и вычисления превращаются в мошенничество, в орудия идеологии и пропаганды, а формальные построения оказались пустыми умственными (знаковыми) конструкциями.
Социология тесно связана
с философией. В основе связи - изначальная
целостность социальной мысли человечества.
Важнейшей задачей в разработке
современной философской мысли
выступает обоснование модели формирующейся
информационно-технологической
Развитие и изменение социальной жизни приводят к развитию и изменению методов ее исследования. Учитывая особенности современного этапа развития социологии, хотелось бы отметить три важных момента, характеризующих метод социологического познания:
во-первых, это введение временного параметра в саму методологию мышления, в гипотезы и концепции, что мы раньше называли принципом историзма; от изучения состояний на конкретный момент времени важно сейчас переходить к изучению процессов социального развития;
во-вторых, учет изменений
структуры социального
в-третьих, все более активное
участие социологии как науки
в реальной жизни, в социальном процессе,
а отсюда - ориентация социологии на
нахождение путей решения социальных
проблем, на выявление конфликта
интересов (“социология конфликта”),
на прогнозирование и
2.2 Развитие социологии в России
Социологическая мысль в
России развивается как часть
общемировой социологической
Первый этап — с середины XIX века до 1918 года XX века;
Второй — с начала 20-х годов до конца 50-х годов;
Третий — с начала 60-х до наших дней.
Первый этап, прежде всего, связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михай¬ловский (1822 -1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П. Л. Лаврова (1870). Как и у других класси¬ков теоретической социологии — О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями. Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль реально появляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.
Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М.М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями: ортодоксаль¬ным марксизмом, во главе с В. Плехановым и В. И. Лениным, и так называемым легальным марксизмом, представителями которого являются П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев.
Второй период развития социологической мысли в России ха-рактеризуется нарастанием процесса институционализации, при-обретением социологической наукой статуса социального института. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук бы¬ло создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) — крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П.А. Сорокин один из родоначальников теории социальной стратификации и социаль¬ной мобильности. В сталинские времена социология подвергается идеалогизации и как солидный институт полностью прекращает свое существование.
Возрождение социологии как
науки начинается в конце 50-х-начале-60-х
годов, на волне «хрущевской оттепели».
Это время принято считать
началом третьего этапа развития
социологии в России. В 60-х годах
социология вновь восстанавливает
статус социального института. С 1974
года начал выходить специализированный
журнал «Социологические исследования».
В настоящее время существует
ряд коммерческих, вузовских и
независимых социологических
2.3 Роль социологических знаний в деятельности инженера
В существующей системе образования в последние годы обострились социальные проблемы. Предкризисное состояние экономики в стране сказалось и на системе образования.
Уравниловка в оплате труда оказывало разрушительное воздействие не только на экономику, но и на мораль и на поступки людей. Человек лишался добросовестного и творческого труда, дисциплины, терял интерес к квалификации.
Порождение теневой экономики, нарушение принципов социальной справедливости разрушали трудовые и нравственные основы общества.
Поскольку современный специалист должен быть подготовлен так, чтобы всегда быть готовым идти нога в ногу с прогрессом науки и технологии, его образование должно воспитывать в нем способность как к интеллектуальному творчеству, так и к интеллектуально активному восприятию сделанного другими. По прямому смыслу слова, наука - это то, чему можно научить или научиться, т. е. передать (и получить) знание и умение или же добыть это знание и умение самому. Образовательный процесс - это процесс передачи и получения знания и умения, подкрепленный добычей оного. А добыча знания, создание нового знания и умения - это процесс фундаментального исследования, причем безотносительно к тому - прикладного или абстрактного. Для того чтобы этот процесс шел, необходима соответствующая атмосфера, атмосфера интеллектуального личного общения и не только в цепочке ученик - учитель, но и во взаимодействии учитель - учитель, ученик - ученик. Для этого нужен университет.
Развивая информационные технологии, мир, по крайней мере, мир обработки и передачи знания уходит от идеи кампус - центрированного университета. К сожалению, все большую притягательность приобретает идея виртуального университета. Но надо понять, что образование не может быть реальным в виртуальном мире виртуальных реальностей.
А для чего же нужно реальное образование? Для того чтобы соответствовать известной максиме Вольтера, что "только человек образованный, человек просвещенный свободен"? Или потом, что, по Бэкону, - "знание - сила"? Или, возвращаясь на землю, потому, что человеческому обществу нужна хорошо выполненная сложная работа, требующая, в свою очередь, хорошо образованных работников?
Хорошо образованные работники
могут быть получены только с помощью
системы настоящего высшего образования.
Давать высшее образование, - значит готовить
молодых людей к будущей
Работа идет успешно, и все стороны взаимодействия испытывают чувство удовлетворения, если молодые работники проявляют творческое отношение к делу и самоотдачу, если они честолюбивы и притом демонстрируют командный дух. Эти качества очень важны. Ими должен обладать любой человек. Но они не могут быть по заказу или приказу вложены в молодого человека. Они должны быть развиты в процессе обучения, должно быть развито то доброе, что в зародышевой форме существует в каждом человеке. По существу это - вопрос не образования, а воспитания, вопрос формирования целостной личности.
Но этого мало. Для успешности
работы и удовлетворенности
Задача формулируется предельно ясно: научить молодых людей применять весь арсенал современных научных методов для достижения требуемых результатов в конкретной области, легко адаптируясь при этом к меняющимся условиям.
Решена эта задача может быть только на базе прочного фундаментального образования. Лазерные технологии, биотехнологии, информационные технологии, технологии современных материалов показывают, - что для того чтобы в наше время стать, скажем, хорошим инженером, необходимо получить хорошее фундаментальное образование. Обучение фундаментальным наукам должно тесно соседствовать с собственными фундаментальными исследованиями.
Здесь встает закономерный вопрос: а зачем тому же инженеру фундаментальное знание? Разве не достаточно конкретного, рецептурного знания, знания - умения делать вещи, исходя из практики дела? Особенно, если в процессе образования изучить тщательно и концентрированно, даже обобщенно всю предыдущую практику, до сути дела относящуюся. Хочется надеяться, что ответ на этот вопрос представляется самоочевидным.
К сожалению, это не всегда
так. Ведь путь постепенного приобретения
фундаментальной наукой прикладного
качества долог и тернист. Общество,
живущее сиюминутными интересами, не
склонно поддерживать именно фундаментальную
компоненту образования. Оно, общество,
со скрипом готово обсуждать вопрос
о кадровом обеспечении научно-
Фундаментальная наука внутренне способна к кадровому самовоспроизводству. Для того чтобы эта репродуктивная способность науки не была подавлена, необходимы как институты элитарного фундаментального образования, подобные московскому физтеху, так и соответствующий уровень математической естественнонаучной и гуманитарной фундаментальности во всей широкой сети высших учебных заведений страны.
3. Основные направления развития социологии
В современной социологической науке, которая, в основном, сложилась в ХХ в., можно выделить главные направления:
Философия истории
Философия истории, или социальная философия, ориентирована на поиск общих, универсальных, законов общественного развития.
В этом направлении социологической мысли работали видные ученые: Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби, Николай Данилевский, Питирим Сорокин.
Она поделена на 8 основных типов:
египетская,
индийская,
вавилонская,
китайская,
греко-римская,
византийско-арабская,
культура майя,
русско-сибирская
К рассматриваемому направлению социологической мысли можно отнести и разработку концепции устойчивого развития современного мира. Она была впервые сформулирована на Бразильском конгрессе по экологии и активно развивается во всех странах, в том числе и России.
Марксизм
В противовес функционалистским подходам, отстаивающим эволюционные, стабилизационные моменты в социальном развитии, марксизм (конфликтологические теории) особенно выделяет борьбу различных групп и направлений.
Информация о работе Современное состояние и перспектива развития социологии как науки в РФ