Современное российское государство: основные характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:02, реферат

Описание работы

Приступая к анализу современной формы, российского государства, прежде всего следует иметь ввиду, что российское государство и российское общество, утверждая федеративную структуру страны, должны рассматривать федеративное устройство не как самоцель, а как средство более эффективного государственного управления. Иными словами, не федеративный принцип ради самого федеративного принципа, а федерация ради обеспечения социального и экономического прогресса. Современная история как никогда характеризуется динамизмом, неравномерностью, противоречивостью социальных процессов.
Период с 1993 года до наших дней является, пожалуй, по значению для России, по драматизму произошедших событий, по мировому резонансу одним из важнейших исторических событий. За этот период произошли серьёзнейшие преобразования во всех областях нашей жизни. Да и наше время далеко от стабильности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1.Основыне характеристики государства……………………………………..4-5
2.Этапы становления государства российского………………………..……..5-8
3.Политический режим в России……………………………………………..9-10
4.Практика становления правового государства в современной России…11-12 Заключение…………………………………………………………………….…13
Библиографический список……………………………………………………..14

Работа содержит 1 файл

современное российское государство.docx

— 37.40 Кб (Скачать)

 

3.Политический режим в России

 

Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система России во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность (представительность) власти, ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Аналитики характеризуют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества.

В рамках российской политической системы уживаются как демократические, так и недемократические методы осуществления власти, что позволяет говорить об амбивалентности (двойственности) современного политического режима. Российский политолог Ю.Красин акцентирует внимание на том, что политическая система нынешней России представляет собой «странный антиномичный симбиоз демократии и авторитаризма, ограничивающий возможности демократического развития и затрудняющий политическое самоопределение страны».[4]

Вполне очевидно, что этот режим не может быть описан только с помощью характеристик «авторитаризм» и «демократия». По мнению одного из реформаторов перестроечной волны А.Яковлева, проблема России заключается в том, что она «находится в состоянии давнего противоборства двух основных тенденций – либерализма и авторитаризма, определяющих на самом деле будущее России».[6]

Особенностью современного развития России является возникновение  режима, для которого интересы государства  и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе  не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.

Характерные черты демократического политического режима:

1.Реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.  
2.Избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании.

3.Высокая степень развитости гражданского общества; оно контролирует государство, всю политическую систему.

4.В деятельности государственной власти исключены неполитические методы (физический террор), преобладают методы компромисса. Государство — правовое.

5.Многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции.

6.Легальная оппозиция наделяется всеми политическими правами и свободами, как и правящее большинство. Она — неотъемлемый элемент политического процесса.

7.СМИ свободны от цензуры и могут на законных основаниях критиковать власти, но не вправе призывать к их насильственному свержению.

8.Силовые структуры обеспечивают внутреннюю и внешнюю безопасность, их деятельность регламентируется законами. Они — вне политики. 9.Провозглашенные права и свободы гарантируются всей социальной системой.

10.Широкие возможности и высокая степень участия различных социальных групп и слоев в политической жизни общества.

11.Плюралистическая политическая культура.

12.Идеологический плюрализм, отсутствие какой-либо официальной идеологии.

4.Практика становления правового государства в современной России.

 

В ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации закреплено, что «Российская  Федерация - Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления».[1] Несмотря на то, что в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже есть в России - это пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.

Подлинное правовое демократическое  государство означает, что граждане воспринимают себя хозяевами жизни, активными участниками управления общественными и государственными делами. Правовое государство это  одна из наиболее совершенных форм взаимоотношения гражданина и государства, где последнее должно действовать  в правовых рамках, управляться законом, правами человека. Однако, в постсоветской России взаимоотношения между обществом и государством были неоднозначными. Вот как охарактеризовал их английский политолог, специалист по России Ричард Саква: «Между гражданским обществом и государством возникла относительно автономная властная структура, режим особого типа, независимый от гражданского общества, но паразитирующий на государстве. Режим пользовался возможностями государства, но был свободен от ответственности перед народом».Взаимопониманию до сих пор мешает коррумпированность власти и пассивность общества.

В России большинство населения, понимая необходимость неких общих правил, готовы соблюдать законы, но только при условии соблюдения законов представителями органов власти. Однако, российская практика последних лет свидетельствует о грубейших нарушениях российского законодательства чиновниками различных рангов, проявляющиеся в появлении «оборотней в погонах», коррупционных скандалов, затрагивающих все органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Формированию правовой государственности  в России будет способствовать как  решение социально-экономических  проблем: сокращение разрыва между  богатыми и бедными слоями населения, минимизирование безработицы, выполнение социальных программ, национальных проектов, устранение социальной почвы роста преступности и нарушений законности, а также реализация комплекса мер государственно-правового порядка: решение проблем федерализма и национальных отношений, снижение уровня бюрократизации, повышение профессионализма, демократизация отношений с гражданами.

В правовом обществе личность и государство рассматриваются  как равные партнеры, в современной  же России взаимная ответственность пока только декларируется. «Необязательное» поведение нашего государства порождает цепную реакцию. Российские граждане точно так же начинают относиться и к выполнению своих обязанностей: отказываются от гражданской ответственности, от участия в выборах и референдумах, уклоняются от военной службы, от уплаты налогов, от оплаты за квартиру и за проезд в общественном транспорте и т. д.

Достижение целей правового  государства возможно только при  осознании гражданами необходимости  отстаивать свои интересы, влиять на политическую власть, осуществлять контроль за ее деятельностью. Достаточно убедительно высказался в данном контексте известный экономист Евгений Ясин: «либо мы научимся жить в условиях демократии, то есть станем активными и ответственными гражданами, требовательными к органам государственной власти, станем обществом, способным осуществлять контроль за нею, либо нам заказан путь в мир процветающих наций».[5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В результате проведенного исследования поставленных в данной работе проблем, понимая в то же время, что данные вопросы нуждаются  в дальнейшем углубленном изучении, я пришла к выводу, что нынешняя Россия вновь оказалась на очередном сложном историческом витке. Мировой экономический кризис неизбежно повлечёт за собой много трудностей и испытаний. Однако общественный прогресс в России немыслим без стабильной демократической системы управления государством, базирующейся на разграничении исполнительной и законодательной властей, развитого гражданского общества, социально-ориентированной экономики. Демократия, как свидетельствует исторический опыт цивилизаций, дает более широкий выход энергии и социальному творчеству личности, чем другие типы политических режимов. Она выступает мощным средством преодоления различных видов диктатуры и деспотических правлений. Однако историю творят живые люди и от нас зависит, какой будет наша страна в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

1.Конституция Российской  Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 года).

2.Авакьян СЛ. Практика российской государственности // Вестник Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология. 1997. № 1.

3.Клименко С.В., Чичерин  А.Л. Основы государства и права:  Пособие для поступающих в  юридические вузы. – М., Зерцало, 1997г.

 

4.Красин Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей // Полис. 2004. №6. С.8-15.

 

5. Краснов М.А. Перспективы правового государства в России // Общественные науки и современность. - 2003. - №2. - С.56-66

 

6. Яковлев А.Н. Реформация в России // Общественные науки и современность. 2005. №2. С.8.

 

 


Информация о работе Современное российское государство: основные характеристики