Современная западная социология

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

Рассмотрим кратко некоторые из наиболее влиятельных современных социологических направлений.

Содержание

Введение……..……………………………………………………………...................................3

1. Неопозитивизм………………………...………………………………………………………4

2. Структурно-функциональный анализ Т.Парсона...……........................................................5

3. Социология конфликта….………………………….…………………………………………7

4.Феноменологическая социология………………………………………………………...…..8

5.Символический интеракционизм……………………………………………………………..9

6.Теория действия………………………………………………………………………………11

Заключение………………………………………………..…………………………………….13

Литература …………………………………….………………………………………………..14

Работа содержит 1 файл

правильный ответ.docx

— 45.04 Кб (Скачать)

Теория  действия

       Социологическая теория действия (или теория обмена) обязана своим  возникновением американскому исследователю  Дж. Хомансу (1910—1989). Он видит задачу социальной науки в описании и объяснении связи между явлениями. Первый шаг — это описание. Оно возможно благодаря наблюдению, точнее, благодаря обобщению наблюдаемых связей и отношений. Такие обобщения, указывающие, на предполагаемые закономерности, называют гипотезами Второй шаг — объяснение. Чтобы объяснить эмпирические закономерности, необходима теория. И Хоманс пытается доказать, что в социологии в конечном счете возможен только один тип объяснения, а именно психологический. Поэтому центральной категорией его социологии является категория социального действия. Понять закономерности социального действия значит решить главную задачу социологии.

        Социальное действие, по Хомансу, — это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать свои затраты. Для объяснения механизма социачьного действия Хоманс предлагает использовать пять основных гипотез.

1. Гипотеза  успеха гласит: если при совершении  определенного действия человек  получает награду, он стремится  это действие повторить. Чем  чаще действие вознаграждается,  тем с большей вероятностью  человек воспроизводит это действие. Соответственно, действия, которые  не вознаграждаются, не имеют  тенденции к повторению. Если  ранее вознаграждаемое действие  при повторении не вознаграждается,  то оно больше не воспроизводится. В этом случае говорят, что способ поведения «гасится».

 Гипотезу  успеха Хоманс дополняет введением еще одной переменной — регулярности получения вознаграждения. Если какое-либо действие вознаграждается регулярно, через определенные промежутки времени, то тенденция к повторению этого действия слабее, нежели в том случае, когда вознаграждение нерегулярно.

2. Гипотеза  стимула основывается на том,  что деятельность человека разворачивается  не в пустом пространстве, а  в конкретных ситуациях. Характеристики ситуации: обстановку, время, т.е. «сопутствующие обстоятельства», Хоманс называет стимулами. Гипотезу стимула можно сформулировать иак: если в определенной ситуации определенное действие было успешным, то в будущем в похожей ситуации, в аналогичной обстановке человек будет вести себя сходным образом. Гипотеза стимула основана на способности человека к обобщению (генерализации), что означает: однажды усвоенное поведение применяется в сходных ситуациях.

 Гипотеза  ценности состоит в том, что  не все награды, не все результаты  действия имеют для человека  одинаковое значение. Отсюда чем  ценнее вознаграждение, тем выше  вероятность соответствующего действия. Гипотеза ценности, сформулированная  подобным образом, верна лишь  отчасти, поскольку «измерение  ценности» зависит от степени  вероятности успеха. Люди довольно  часто предпочитают получать  меньшее, но надежное вознаграждение  будет большим, если шансы получить  его кажутся им слишком малыми. Соответственно, чем строже наказание,  тем меньше вероятность действия.

 Гипотеза  голодания — насыщения: человек  нуждается в поощрениях и наградах, однако чем чаще он в недавнем  прошлом получал определенные  вознаграждения, тем быстрее у  него развивается привыкание  к ним (насыщение) и тем менее  ценным будет для него каждое  последующее такое вознаграждение.

 Гипотеза  фрустрации — агрессии пытается как бы сгладить холодную рациональность и расчетливость первых четырех положений и отдает преимущество роли эмоций в человеческом действии. По Хомансу, если личность не получает в результате своего действия ожидаемой награды или неожиданным образом «штрафуется», наказывается, то она возмущается, негодует, и в состоянии негодования наибольшей ценностью для нее становится само агрессивное поведение.

 С  помощью этих пяти правил Хоманс пытается объяснить все социальные процессы: социальную стратификацию, политическую борьбу и пр. Однако психологическое объяснение оказывается явно недостаточным при рассмотрении явлений макроуровня, и с этими трудностями сталкивается сам Хоманс.

       Общее место всей западной  социологической мысли 80-х —  90-х годов — идея переломного  характера современной эпохи  и формулировка задачи создания  новой социологической теории, которая  была бы способна объяснить  происходящие глобальные перемены  в мире и спрогнозировать их  течение.

 Если  попытаться в целом охарактеризовать  состояние западной социологии 90-х  годов, то можно выделить несколько  черт:

отсутствие  господствующей теории;

поиск новой синтетической социологической  парадигмы;

неоконсервативная ориентация большинства течений;

непосредственная  связь с политикой. 

Заключение

Наличие демаркационной линии между теоретической  и прикладной социологией ведет  к тому, что, их различие принимает  характер процесса дивергенции, который  в принципе противоречит построению социологии как единой науки. Данная ситуация вызывала чувство неуверенности, которое испытывали многие её ведущие представители. Оно исходило из понимания того, что находясь в подобной ситуации, социология неспособна быть на уровне новых проблем. Эмпирические исследования аккумулируют социологические данные, дают толчок к поиску новых теорий, заставляя пересматривать их основания.

Но «классические» положения теоретической социологии оказались неспособными понять и предвидеть состояния, требования социальной реальности, когда последние явно противоречат первым. Структурный функционализм говорил о стабильности системы и т. п., но только не о тех дисфункциях и конфликтах, которые в 60-е годы имели место в действительности и свидетельствовали о кризисе социальной системы.

Образовался очевидный разрыв между тем, что  может дать и дает социология на её нынешнем этапе. Это - яркое свидетельство  кризиса, проявлением которого стал тупик социологии. Несмотря на широкое  распространение классической социологии, она оказалась бессильной, неспособной  отвечать на проблемы современности. По отношению к ней социальная реальность как бы «хитрила». Отсюда возникала  настоятельная потребность поиска выхода социологии из данного состояния. Необходимо приблизить ее к реальности, то есть преодолеть разрыв между эмпирическим и теоретическим уровнями социологии, эмпирическими исследованиями и теоретическими обобщениями на пути создания единой автономной науки. Таким образом, кризис социологии выступал как соответствующая прелюдия к возникновению новых теорий, способных совершить поворот в социологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

1.Добреньков, В.И. Социология: учебник / В. И.  Добреньков, А.И. Кравченко; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: ИНФРА-М, 2007.

2.История  социологии: учебник в 3-х кн. / ред. В.И. Добреньков; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: ИНФРА-М. Кн. 1 : История социологии (XIX-первая половина XX в.). - М.: ИНФРА-М, 2004.

3.Козер,  Л.А. Мастера социологической  мысли. Идеи в историческом  и социальном контексте / Л.А.  Козер ; пер. Т.И. Шумилина, ред. И. Б. Орлова. - М.: Норма, 2006. - XIV.

4.Кравченко,  А.И. История зарубежной социологии : учеб. пособие для вузов / А.И. Кравченко. - М.: Культура : Академический Проект, 2005.

5.Кравченко,  А.И. Социология: учебник для вузов  /А.И. Кравченко; МГУ им. М.В.  Ломоносова. - М.: Велби, Проспект, 2008.

6.Кравчнеко,  С.А. Социологическая теория: дискурс  будущего / С.А. Кравчнеко // Социс: Социологические исследования. - 2007. - №3. - С. 3-12

7.Кравченко, С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник для вузов / С.А. Кравченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2004.

8.Куликов,  Л.М. Основы социологии и политологии  : учеб. пособие / Л.М. Куликов. - М.: Финансы и статистика, 2003.

9.Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

10.Социология: учебник / ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Маркетинг, 2005. - 1036 с.

11.Социология : учеб. пособие / Л.В. Балтовский [и др.] ; ред.: П.С. Емшин, Д.З. Мутагиров, Н.Г. Скворцов. - СПб.: Питер, 2004.

12.Социология. Основы общей теории: учебник  для вузов /ред.: Г.В. Осипов, Л.Н.  Москвичев. - М. : Норма, 2003.

13.Социология: история и современность : учеб. пособие / Ю.Г. Волков [и др.] ; ред. Ю.Г. Волков. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

Информация о работе Современная западная социология