Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:19, контрольная работа
Рассмотрим кратко некоторые из наиболее влиятельных современных социологических направлений.
Введение……..……………………………………………………………...................................3
1. Неопозитивизм………………………...………………………………………………………4
2. Структурно-функциональный анализ Т.Парсона...……........................................................5
3. Социология конфликта….………………………….…………………………………………7
4.Феноменологическая социология………………………………………………………...…..8
5.Символический интеракционизм……………………………………………………………..9
6.Теория действия………………………………………………………………………………11
Заключение………………………………………………..…………………………………….13
Литература …………………………………….………………………………………………..14
Теория действия
Социологическая теория
Социальное действие, по Хомансу, — это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать свои затраты. Для объяснения механизма социачьного действия Хоманс предлагает использовать пять основных гипотез.
1. Гипотеза
успеха гласит: если при совершении
определенного действия
Гипотезу успеха Хоманс дополняет введением еще одной переменной — регулярности получения вознаграждения. Если какое-либо действие вознаграждается регулярно, через определенные промежутки времени, то тенденция к повторению этого действия слабее, нежели в том случае, когда вознаграждение нерегулярно.
2. Гипотеза
стимула основывается на том,
что деятельность человека
Гипотеза
ценности состоит в том, что
не все награды, не все
Гипотеза
голодания — насыщения:
Гипотеза фрустрации — агрессии пытается как бы сгладить холодную рациональность и расчетливость первых четырех положений и отдает преимущество роли эмоций в человеческом действии. По Хомансу, если личность не получает в результате своего действия ожидаемой награды или неожиданным образом «штрафуется», наказывается, то она возмущается, негодует, и в состоянии негодования наибольшей ценностью для нее становится само агрессивное поведение.
С
помощью этих пяти правил
Общее место всей западной
социологической мысли 80-х —
90-х годов — идея переломного
характера современной эпохи
и формулировка задачи
Если
попытаться в целом
отсутствие господствующей теории;
поиск
новой синтетической
неоконсервативная ориентация большинства течений;
непосредственная
связь с политикой.
Заключение
Наличие демаркационной линии между теоретической и прикладной социологией ведет к тому, что, их различие принимает характер процесса дивергенции, который в принципе противоречит построению социологии как единой науки. Данная ситуация вызывала чувство неуверенности, которое испытывали многие её ведущие представители. Оно исходило из понимания того, что находясь в подобной ситуации, социология неспособна быть на уровне новых проблем. Эмпирические исследования аккумулируют социологические данные, дают толчок к поиску новых теорий, заставляя пересматривать их основания.
Но «классические» положения теоретической социологии оказались неспособными понять и предвидеть состояния, требования социальной реальности, когда последние явно противоречат первым. Структурный функционализм говорил о стабильности системы и т. п., но только не о тех дисфункциях и конфликтах, которые в 60-е годы имели место в действительности и свидетельствовали о кризисе социальной системы.
Образовался
очевидный разрыв между тем, что
может дать и дает социология на
её нынешнем этапе. Это - яркое свидетельство
кризиса, проявлением которого стал
тупик социологии. Несмотря на широкое
распространение классической социологии,
она оказалась бессильной, неспособной
отвечать на проблемы современности. По
отношению к ней социальная реальность
как бы «хитрила». Отсюда возникала
настоятельная потребность
Литература
1.Добреньков, В.И. Социология: учебник / В. И. Добреньков, А.И. Кравченко; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: ИНФРА-М, 2007.
2.История социологии: учебник в 3-х кн. / ред. В.И. Добреньков; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: ИНФРА-М. Кн. 1 : История социологии (XIX-первая половина XX в.). - М.: ИНФРА-М, 2004.
3.Козер, Л.А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте / Л.А. Козер ; пер. Т.И. Шумилина, ред. И. Б. Орлова. - М.: Норма, 2006. - XIV.
4.Кравченко,
А.И. История зарубежной
5.Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов /А.И. Кравченко; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Велби, Проспект, 2008.
6.Кравчнеко, С.А. Социологическая теория: дискурс будущего / С.А. Кравчнеко // Социс: Социологические исследования. - 2007. - №3. - С. 3-12
7.Кравченко, С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник для вузов / С.А. Кравченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2004.
8.Куликов,
Л.М. Основы социологии и
9.Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
10.Социология: учебник / ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Маркетинг, 2005. - 1036 с.
11.Социология : учеб. пособие / Л.В. Балтовский [и др.] ; ред.: П.С. Емшин, Д.З. Мутагиров, Н.Г. Скворцов. - СПб.: Питер, 2004.
12.Социология. Основы общей теории: учебник для вузов /ред.: Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - М. : Норма, 2003.
13.Социология: история и современность : учеб. пособие / Ю.Г. Волков [и др.] ; ред. Ю.Г. Волков. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.