Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:29, контрольная работа
Современная западная социология — чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Они отличаются друг от друга по своей теоретической направленности, по политической ориентации, по времени возникновения, по исторической судьбе.
1. Особенности развития современной западной социологии ………….. 3
2. Современные социологические направления: функционализм,
марксизм, структурализм, символический интеракционизм …………. 5
3. Список литературы ……………………………………………………….10
Споры о воле и структуре в социологии имеют фундаментальное значение для дисциплины и вряд ли когда-либо будут решены. Дебатируется вопрос о том, являются или нет основополагающими причины и непредвиденные последствия (социальных действий), и если являются, то каким образом социологи могут их исследовать. Какими бы ни были оговорки относительно структурализма, ясно, что все его значения поднимают основополагающие вопросы в социологическом анализе, имеющие ценность в борьбе против одностороннего индивидуализма. Значения терминов 3, 4 и 5 были особенно модными в период 1960-70-х гг., давая новый стимул теоретической социологии в ряде областей (например, см. Семиотика). В равной мере, однако, структурализм сам часто рассматривается как неоправданно односторонний (см. Структура и воля) даже некоторыми из его прежних приверженцев (см. Постструктурализм).
Символический интеракционизм – как широкая теория, символический интеракционизм возник в 20-е годы XX века, в Чикагской школе. Основателем его является американский социолог Джордж Мид. Термин «символический» обозначает, что здесь делается акцент на смысле, который вкладывают действующие индивиды, когда они вступают во взаимодействие, интеракцию друг с другом, в этой теории общество рассматривается с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных во взаимодействие. Другими словами, общество можно объяснить только путем рассмотрения принципов поведения людей, ибо только здесь обнаруживает себя значимый символ, определяющий акт поведения. Определение значимого символа происходит в сознание человека, которое наполняется смыслами, исходящими из внешнего мира. Символический интеракционизм сосредотачивается на анализе символических аспектов социальных взаимодействий. Основной принцип интеракционизма тот, что индивид воспринимает (оценивает) себя в соответствии с оценками других, то есть личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет, из себя для других в социальном мире. Символических интеракционистов объединяет не строгая теория, а общность видения социального процесса, трактуемого как процесс выработки и изменения социальных значений, постоянного определения и переопределения ситуаций взаимодействия их участниками. В ходе этого переопределения меняется и объективная (с точки зрения взаимодействующих индивидов) среда социальной деятельности, ибо мир, по представлениям интеракционистов, имеет полностью социальное происхождение. Различные группы вырабатывают различные миры, которые меняются в процессе изменения значений в ходе социального взаимодействия.
В первые десятилетия нашего века изучение Я - концепции временно переместилось из традиционного русла психологии в область социологии. Я - концепция (лат. conceptus - понятие) -- система представлений человека о самом себе. Формирование Я- концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Основными источниками Я- концепции выступают:
1. Сравнение себя с другими
2. Свидетельства восприятия другими
3. Оценка результатов деятельности
4. Переживание внутренних состояний
5. Восприятие своего внешнего облика
Главными теоретиками здесь стали Кули и Мид - представители символического интеракционизма. Ими был предложен новый взгляд на индивида - рассмотрение его в рамках социального взаимодействия.
Символический интеракционизм опирается на три основные посылки:
· Во-первых, люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений - символов, которыми они наделяют элементы своего окружения.
· Во-вторых, эти
значения (способ связи явления и
символа) выступают продуктом
· И, наконец, в-третьих,
эти социокультурные значения подвержены
изменениям в результате индивидуального
восприятия в рамках такого взаимодействия.
"Я" и "другие" образуют единое
целое, поскольку общество, представляющее
собой сумму поведений составляющих его
членов, накладывает социальные ограничения
на поведение индивида. Хотя чисто теоретически
и возможно отделить Я от общества, интеракционизм
исходит из того, что глубокое понимание
первого неразрывно связано со столь же
глубоким пониманием второго - в том, что
касается их взаимозависимого отношения.
Список
литературы
образование, 2005.
16 января 2012г.