Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:35, реферат
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем. В свете социально-политических преобразований, направленных на построение правового, демократического общества, впервые государство создает возможности для процветания каждого проживающего в нем человека.
1. Введение 3
2. Современная семья 5
3. Семейное воспитание 7
4. Социализирующие функции семьи 8
5. Репродуктивная функция 10
6. Хозяйственно-потребительская функция 11
7. Восстановительная функция 12
8. Роль семьи в нравственном воспитании 12
9. Заключение 15
Список литературы: 17
Введение
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем. В свете социально-политических преобразований, направленных на построение правового, демократического общества, впервые государство создает возможности для процветания каждого проживающего в нем человека.
Увы,
граждане России оказались не готовы
жить в новых социально-
На протяжении десятилетий наблюдалось нравственно-духовное истощение граждан России. Черный след тянется из прошлого и разрастается, затрагивая самое дорогое для каждой семьи, - детей. Два миллиона беспризорников, триста тысяч сирот в детских домах, сотни тысяч наркоманов. Проблемы семьи и ребенка требуют большого внимания, поскольку проблемы ребенка - это прежде всего проблемы семьи, а затем уже государства, при этом они неразрывно связаны между собой и никакое государство не может, да и не должно в большинстве случаев заменять семью. Нравственно-психическая деградация человека и отсутствие законодательной базы, обеспечивающей защиту интересов семьи и ребенка, влекут за собой весьма грустные последствия для общества в целом.
Проблемы семьи и детей - это проблемы общества. Прогрессивная общественность должна объединить свои усилия в решении столь серьезной задачи и шаг за шагом помогать семье воспитывать своего ребенка.
Поскольку роль семьи в обществе можно свести к разъяснению функций семьи, то в своем реферате я рассмотрю основные из, а также укажу значение каждой для современного общества.
Классическим примером простого социального института является институт семьи.
Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывается отпечаток на все его развитие.
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:
Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).
Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и что для нас еще важнее - коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Назовем лишь некоторые из них.
Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями - сестрами), тетками, дядьями и др.
Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.
В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.
В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.
Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по взращиватю ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.
Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.
Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи (наличие обоих родителей или одного из них, сиблингов -братьев и(или) сестер, близких родственников, включенных в семейную жизнь, - бабушек, дедушек, теток, дядей и пр.), а с другой (и главным образом) - такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и пр.
Одна из важнейших характеристик - отношение старших к младшим и к их воспитанию как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании. Имеющиеся в семье личностные ресурсы могут дополняться в определенные периоды привлечением к воспитанию няни, репетиторов и домашних учителей, гувернеров.
Личностные ресурсы, в частности уровень образования старших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний и т. п., влияют на цели и стиль семейного воспитания.
Цели воспитания в семье могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру.
Так, спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.
По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-ценностными составляющими. Характер целей семейного воспитания не обязательно соответствует общественно одобряемым установкам (в семье, например, могут сознательно культивировать индивидуализм, жесткость, нетерпимость и т. п.).
Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли. всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.
Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.
Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок -усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.
В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.
В-пятых,
в семье формируются
В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.
Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты. Так, социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и результаты. По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% - формируют правонарушителей.
Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но и в полной эмоциональной выхолощенное, иначе в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации. Так, в XVIII в. в Северной Америке от брака пьяницы рыбака и проститутки образовалась семья Джюков. К 30-м гг. XX в. среди более чем двух тысяч их потомков насчитывалось 55% бродяг, воров, проституток и слабоумных. Статистика подобных семей в России отсутствует, но их наличие и рост их числа - эмпирический факт. И наконец, сегодня распространилось стремление сбывать детей с рук. В редких случаях - родственникам, чаще - на попечение государства, порой детей просто выгоняют из дому, много случаев убийства нежелательного младенца. Все это проявления дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и государстве.
Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.
Что же касается воспитания в семье как относительно социально контролируемой социализации, то его в состоянии осуществлять относительно небольшой процент российских семей (по различным данным разброс очень велик - от 20 до 60%).
Включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из двухдетных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона.
Охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда...
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.
Лучший пример-это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.
Состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.
Организация досуга играет
Сознание человека формируют культурные ценности, которые молодое поколение черпает из общения с членами общества, частично эти ценности популяризуются и телевидением.
Однако с экрана телевизора мы чаще всего видим низкопробные фильмы, цель которых - деньги. Разъясняют, каким образом эти деньги можно добыть, а затем использовать их для праздного времяпрепровождения. Пропаганда силы, алкоголя, наркотиков стала тем звеном, на основе которого на сегодняшний день наше общество превращается, если можно так выразиться, в колонию, и прежде всего духовную.
Примером является тот факт, что в одном из городов России группа молодых парней ворвалась в дом престарелых жителей города, стали избивать стариков, а затем бросили в погреб, перевернули все в квартире и похитили несколько мелких предметов.
Человек, который оказался в погребе, скончался. Преступникам от роду 14 - 16 лет, а они уже стали на путь праздной жизни, знают, что такое наркотики, алкоголь, жестокость. Надеяться на то, что они станут нормальными людьми после отбытия наказания - абсурд.
Примером того, что общество находится в духовно-нравственном кризисе, является тот факт, что за последнее время стали появляться преступления такого рода, которых мы и не знали ранее. Женщина, мать дает спиртные напитки своим 14-15-летним детям, после чего толкает их на совершение убийства. Или другой случай - в семье происходит скандал, дочь берет нож и наносит смертельную рану отцу.
Природа семьи ставит вопрос о его морально-духовной ответственности перед обществом. Даже львица не только кормит своего детеныша, но и защищает его, и учит, пока он не будет в состоянии сам о себе позаботиться.
Что можно сказать о тех родителях, которые дав жизнь ребенку, обрекли его на физическое и моральное страдание? Они ниже зверя. А таких фактов предостаточно. Только в нашем городе на учете состоит более сотни подростков, которые занимаются бродяжничеством и попрошайничеством. Кто их родители? Как правило, это - опустившиеся члены общества, злоупотребляющие спиртными напитками, ведущие аморальный образ жизни, утратившие даже природный инстинкт воспитания детей. Из года в год таких “родителей” становится все больше и больше. Дети рождаются с надломленной психикой, и будучи лишены элементарного воспитания, впоследствии порождают себе подобных. Идет генетическое вымирание нации, и поэтому на мой взгляд, настало время, когда необходимо эту категорию членов общества в какой-то мере ограничить в вопросах деторождения, пока они не изменят своего образа жизни, и компетентная комиссия не даст заключения им о возможности продолжения рода. Может быть это и не совсем гуманно, но необходимо ради спасения нации.
Константин Дмитриевич Ушинский, основоположник педагогики в России, отмечал особую роль семьи в воспитании детей. Природные русские педагоги - бабушка, мать, дед, - понимали инстинктивно и знали по опыту, что моральные сентенции приносят детям больше вреда, чем пользы, и что мораль заключается не в словах, а в самой жизни семьи, ежеминутно проникающей в душу ребенка. Поэтому в дореволюционной России истинные христиане-родители ограждали детей ото всего, что могло возбудить в них нецеломудренные мысли и желания. Так, детям ни под каким предлогом не позволяли присутствовать на свадебных пиршествах, скрывали от них соблазнительные сочинения, удаляли их от общения с людьми зазорного поведения. Это было в дореволюционной России.
Теперь давайте посмотрим, что же происходит с нашей молодежью. Сегодня употребляют спиртные напитки уже в возрасте 13 - 14 лет. В 14 - 15 лет некоторые идут на панель. О каком духовном воспитании можно говорить?
Духовное воспитание должно начинаться с момента рождения. И не завтра, а сегодня, потому что завтра будет уже поздно. Внешняя среда оказывает на воспитание детей существенное влияние. И цензуру (или назовем это формированием программ телевидения) необходимо ввести. Телевидение должно показывать фильмы, которые пропагандируют добро, любовь, благородные поступки, для того чтобы наша молодежь это впитывала.
Другой важный на сегодняшний день вопрос: что делать с теми детьми, которые потеряли родителей или брошены ими? Школы-интернаты, детские дома не дают этим детям родительской любви и ласки, часто формируя черствые, озлобленные личности. Здесь, на мой взгляд, немалую роль должна сыграть церковь.
Также нужно поставить перед законодателями вопрос о том, как поступать с родителями, которые обрекают детей на такую жизнь. Кроме административной ответственности, которая на сегодняшний день предусмотрена, необходимо, видимо, поставить вопрос и об уголовной ответственности родителей, не заботящихся о физическом и духовном воспитании детей. Пусть они работают на государство. А заработанные ими деньги должны идти на воспитание детей, которых они оставили без присмотра.
Функции семьи в ходе истории изменяются, как изменяется и сама семья. Так, например, в период, когда семья отличалась примитивной организацией, ее функции не обособлялись резко от общественных, ибо слабо вооруженный технически и слабо защищенный человек не мог жить и трудиться лишь в рамках семьи. Позже семья становится «малым обществом» и в значительной мере освобождает человека от зависимости от общества в целом (патриархальная семья). В конце концов опять происходит значительное переплетение функций семьи и общества, и последнее берет на себя значительную часть функции семьи.
Социолог А.Г. Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человекам продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли «биологической» фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости. В настоящее время демографы отмечают снижение рождаемости в России. Так, в 1995 году новорожденные составили 9,3 на одну тысячу населения, в 1996 - 9,0; в 1997 - 8 новорожденных.
Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно, семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение-ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.
Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни.
Социологами проведен социологический опрос «Семья в жизни человека», результаты которого приведены в Приложении 1. Почему я взял именно результаты социологического опроса «Семья в жизни человека», а не «Семья в жизни общества»? Ответ прост: Люди, которые образуют общество имеют свое отношение к семье, и посмотрев на отношение к семье каждого человека (хотя это невозможно) можно сказать о роли семьи для общества.