Современная семья: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 08:53, контрольная работа

Описание работы

Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Историческое направление
в социологии семьи и брака …………………………………………………..9

2. Семья как институт…………………………………………………………13

3. Кризис семьи и ее будущее…………………………………………………16
4.Трансформация института семьи …………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………...25
Список литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Исторический  факультет

 

Социология

 

 

Современная семья: проблемы и перспективы.

 

Выполнила:

Студентка 4 курса  ОЗО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск, 2012

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Историческое направление

в социологии семьи и брака …………………………………………………..9

 

2. Семья как  институт…………………………………………………………13

 

3. Кризис семьи и ее будущее…………………………………………………16

4.Трансформация  института семьи …………………………………………...21

Заключение……………………………………………………………………...25

Список литературы……………………………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее  время семейная проблематика становится все более и более значимой. Невозможно не отметить тот факт, что современное общество постоянно изменяется, движется, развивается. В связи с этим трансформируются и отдельные социальные институты, в том числе и семья.

Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами:

  • Почему люди живут семьями?
  • Семья – это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?
  • Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью?
  • Всегда ли существовала семья?
  • Сохранится ли семья в будущем?
  • Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня?

Институт семьи  является крайне важным для изучения самих основ общества, но она чаще остается либо в стороне от экономического анализа, либо ему уделяется не достаточно внимания особенно среди молодого поколения, которое как раз находится на стадии подготовки к семейной жизни.

Проблемы семьи  изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, – вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.

Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его  изучение не случайно. Именно семья  признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Изучение семьи и  брака является одной из наиболее важных задач, стоящих перед социологией. В обществе любого типа практически каждый его член воспитывается в семье, и в любом обществе подавляющее большинство взрослых состоит, или состояло, в браке. Брак относится к числу социальных институтов, получивших очень широкое распространение, хотя в разных культурах формы брака и семьи (равно как и другие стороны общественной жизни) различаются весьма существенно. Что такое семья, ее отношения с другими родственниками, выбор супругов, связь между браком и сексуальностью — все это различается очень широко.

Социология семьи –  одна из наиболее развитых областей социологического знания. Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи насчитывает  более 3 тысяч названий. Ведущие исследователи этой отрасли социологии – Э.К. Васильев, А.Г. Вишневский, С.И. Голод, И.С. Кон, М.С. Мацковский, Б.С. Павлов, Н. Г. Юркевич, А.Г. Харчев, В. Г. Харчева и многие другие.

Иоган Якоб Бахофен (1815 - 1887). Его классический труд "Материнское  право" (1861) положил начало изучению истории семьи и проблемы матриархата. Он предположил, что моногамному браку предшествовали полигамные отношения между полами, а патриархату - период главенства женщин в жизни первобытного рода.

Независимо  от И. Баховена к открытию материнского права пришел шотландский адвокат Дж. Мак-Леннан (1827 -1881). Рассматривая развитие семейной организации, он ввел в науку такие фундаментальные понятия, как эндогамия и экзогамия. По схеме Мак-Леннана, семья прошла в своем развитии три ступени - от промискуитета через материнское право к отцовскому праву.

Представление о групповых формах брака было свойственно и Дж. Леббоку (1834-1913), который рассматривал "общинный" и "коммунальный" брак как самую  раннюю форму брачных отношений. Из нее через похищение женщины возникла экзогамия.

Теория матриархата  подверглась критике со стороны  приверженцев теории патриархата. Теория патриархата с тех пор стала  господствующей в науке. По мнению Э. Гидденса, большинство антропологических  исследований свидетельствует о том, что все в достаточной степени изученные общества были патриархальными, хотя степень и сущность господства мужчины везде различаются.

Важное значение имел труд Л. Моргана "Древнее общество" (1887. в рус. перев. "Первобытное  общество", 1900). Эта работа оказала существенное влияние на развитие социологии семьи. Работа Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884) целиком была основана на работе Л. Моргана.

Социологическое направление в изучении семьи  представлено главным образом работами Э. Дюркгейма ("Введение в социологию семьи", 1888), М. Вебера ("Супруга и мать в правовом развитии", 1907), Ф. Мюллер-Лиера ("Семья", 1911), У. Гудселла ("История брака и семьи", 1915), С. Циммерман ("Семья и цивилизация", 1917) и Ч. Кули ("Социальная организация"). В них окончательно закрепился отход от европейской и особенно американской социальной науки, от умозрительных схем в сторону конкретно-исторического управления семьей.

Э. Дюркгейм сформулировал  закон "контракции" (сжатия) семьи от обширного круга родственников ко все более узкой группе вплоть до так называемой "супружеской семьи". Дюркгейма наряду с Ф. Ле Пле и Э. Энгелем считают первооткрывателем семьи.

Заметный след в социологии семьи оставил французский  методолог, теоретик и исследователь Фредерик Ле Пле (1806-1882). Он подробно изучил особенности жизни семей в разных европейских странах и в разных социальных группах, монографически описывая условия и образ жизни каждого из 300 обследованных семейств. Результатом явилась типология семей.

В первом типе - в патриархальной семье - индивид  подчинен общности, семья действует  как единая и неделимая единица.

Во втором типе - в корневой семье (сегодня ее называют нуклеарной) - все имущество переходит  к одному наследнику, выбранному отцом. Остальные дети мигрируют, возвращаясь в родительское гнездо при жизненных неудачах.

Третий тип - нестабильная семья - характерен в современном  обществе, втянутом в процесс индустриализации и урбанизации. В нестабильной семье  нет материальных средств, которые можно передать потомкам, родители и дети проживают врозь. Предложенная им техника поиска индикатора для измерения и диагностики социальных отношений получила широкое развитие в современной социологии семьи. Согласно наиболее известной классификации Г. Кристенсена (редактора "Антология по браку и семье", 1967), первый период - до середины XIX века - назван периодом "социального дарвинизма".

Третий период - первая половина XX века - назван Г. Кристенсеном периодом "спонтанной науки". В  социологии семьи появляется большое число спекулятивных работ о роли семьи и одновременно накапливаются эмпирические данные о стадиях, формах и типах брачных отношений (выбор супруга, развод и т. д.). Появление спекулятивных работ свидетельствует о том, что конкретные факты не получили толкового теоретического осмысления. Усилия социологов, особенно американских, в первой половине XX века были сосредоточены на социальной инженерии и оказании практической помощи в решении семейных конфликтов. Если взять всю западную литературу по социологии семьи за последние 75 лет, писали Р. Хилл и Дж. Олдэс, то более половины ее появилось после 1955 г.

Четвертый период - с середины XX века до настоящего времени - характеризуется планомерным построением  теории и столь же планомерной организацией эмпирических исследований. Г. Кристенсен назвал его "периодом самосознания".

Впервые в истории  социологии семьи объединились основные центры, занятые в данной области. К этому времени социология семьи  раздробилась на множество самостоятельных направлений и математических областей. Участники проекта выделили 24 сферы изучения семьи: семейная коммуникация, ролевое напряжение и конфликт, структура власти в семье, молодая семья, неполная семья и др. По расчетам специалистов, в США социология семьи включает несколько десятков тысяч работ. Наиболее известными специалистами в области социологии семьи в США являются И. Най, Л. Коттрелл, У. Гуд, К. Девис, У. Берр, Р. Хилл, Г. Кристенсен, И. Ранте, во Франции - А. Жирар, Л. Руссель, М. Бекамбо.

Данная тема вызывает также интерес, прежде всего  попыткой анализа в изменении  положения института семьи в  современных условиях, попыткой сравнения  с предшествующими этапами исторического  развития, попыткой понять этот очень  сложный, хоть и внешне простой, и при этом фундаментальный институт.

Цель данной работы - определить современные формы семьи в России, ее проблемы и перспективы. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1) Изучить историческое направление в социологии семьи и брака.

2) Определить роль семьи как социального и общественного института.

3) Определить сущность трансформации семьи.

4) Рассмотреть классические и современные формы семьи в Российской Федерации.

 

1. Историческое направление в социологии семьи и брака

 

Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили  по-разному.

Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой, поскольку государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова.

Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, критикуя проекты «Идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» – государство.

Английский философ Томас Гоббс, разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья. Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ…»

Философы античности, средневековья  и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель.

Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.

Современные советские социологи  определяют брак как исторически  изменяющуюся социальную форму отношений  между женщиной и мужчиной, посредством  которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой более  сложную систему отношений, чем  брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и  их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями:

Информация о работе Современная семья: проблемы и перспективы