Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:38, доклад
Целью данной работы является изучение семьи как объекта исследования с определением на теоретическом уровне ее основных проблем. Для этого необходимо: рассмотреть основные понятия семьи и изучить особо значимые проблемы современного брака.
Введение 3
Глава I. Основные понятия и аспекты семьи
1.1 Семья как социальный институт
1.2 Функции семьи
1.3 Семья как малая группа. Психологический климат семьи
Глава II. Современная семья и ее проблемы
2.1 Молодая семья
2.2 Студенческая семья
2.3 Основные проблемы современного брака
Заключение
Список используемой литературы
Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются:
1) вступление в брак - образование семьи;
2) начало деторождения - рождение первого ребенка;
3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка;
4) «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
5) прекращение
существования семьи - смерть
одного из супругов.
На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.
Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Например, ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальные стандартами поведения, нормы, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.
На первых
этапах развития общества отношения
между мужчиной и женщиной, старшими
и младшими поколениями регулировались
племенными и родовыми обычаями, представлявшими
собой синкретические нормы и образцы
поведения, базировавшиеся на религиозных
и нравственных представлениях. С возникновением
государства регулирование семейной жизни
приобрело правовой характер. Юридическое
оформление брака налагало определенные
обязанности не только на супругов, но
и на государство, санкционирующее их
союз. Отныне социальные контроль и санкции
осуществляло не только общественное
мнение, но и государственные органы.
1.2 Функции семьи
Семья всегда выполняет целый ряд социальных функций, среди которых прежде всего выделяют репродуктивную и воспитательную.
Репродуктивная функция (от лат. productio - производить) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Чтобы через 30 лет население страны не уменьшилось, детей в каждой семье должно быть не меньше, чем родителей. К сожалению, в настоящее время население России ежегодно сокращается примерно на 750 тыс. человек.
Экономический спад повлиял на рождаемость. В большинстве городских семей всего один ребенок. Сегодня в России не осуществляется даже простое воспроизводство населения.
По статистике,
включающей бездетные семьи и
несемейных людей, для поддержания
воспроизводства населения
Общественная ценность семьи состоит, прежде всего, в духовном воспроизводстве жизни, т.е. в воспитании детей (воспитательная функция). Воспитание детей в семье - большой ежедневный труд, и физический (например, уход за малышами), и умственный (например, духовное развитие детей). Благодаря семье ребенок получает первые трудовые и нравственные навыки: помощь по дому, определенные правила поведения, забота о родителях.
Важнейшее средство воспитания ребенка - личный пример родителей. Воспитательное влияние семьи на растущего в ней ребенка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами. Жизнь каждой семьи определяет развитие привычек и нравственных качеств ребенка, как положительных, так и отрицательных. Они составляют «социальное наследство», которое родители передают детям: стиль поведения и общения с людьми, моральные нормы и жизненные ценности. Здоровье нового поколения, как духовное, так и физическое, тем крепче, чем больше в семье супружеской и родительской любви.
К другим функциям семьи относятся:
1) хозяйственно-бытовая
- поддержание физического
2) экономическая
- получение материальных
3) сфера
первичного социального
4) духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
5) социально-статусная
- предоставление определенного
социального статуса членам
6) досуговая
- организация рационального
7) эмоциональная
- получение психологической
В разные
периоды жизни семьи
Для понимания
семьи как социального
Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.
Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:
1) конфликт
ролевых образцов, что связано
с неправильным их
2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;
3) внутриролевой
конфликт, при котором одна роль
включает в себя
Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.д.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности.
Социальные роли и нормы, включенные в социальный институт, определяют соответствующее и ожидаемое поведение, которое ориентировано на удовлетворение специфических социальных потребностей.
Семья
анализируется как институт тогда,
когда особенно важно выяснить соответствие
(или несоответствие) образа жизни
семьи, ее функций современным
Каждая семья - это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, определенных ценностях, чувствах и эмоциях.
Семья
играет огромную роль в общественном
прогрессе. Благодаря ей осуществляется
непосредственная преемственность
поколений. Из девочки семья готовит будущую
жену и мать, из мальчика - мужа и отца.
1.3 Семья как малая группа. Психологический климат семьи
Семья в современном обществе является особой малой группой, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Во-первых, это родственный союз, в основе которого лежит эмоциональное чувство - любовь (сначала супружеская, затем родительская). Основанные на эмоциональной близости семейные отношения способствуют заботе о самых незащищенных членах общества. Недаром говорят, что гуманизм общества определяется положением в нем самых слабых - детей и стариков.
Во-вторых,
в семье осуществляется важнейшая
функция биологического и социального
воспроизводства населения. Английскими
учеными-генетиками было установлено,
что однофамильцы произошли от общего
предка. Из этого следует, что все
люди на Земле - родственники в каком-то
поколении.
В-третьих, в семье осуществляется воспитание, т.е. передача новым поколениям опыта, определенных устоев, ценностей. Добрые семейные традиции - источник стабильности и гуманности общества.
Прежде
всего психологический климат определяет
самочувствие человека в семье (настроение,
психологический комфорт). Это отношение
зависит от отношений между членами семьи.
Именно отношения заботы, внимания делают
семейный климат теплым и приятным. Напротив,
неуважение, безразличие делают климат
резким и тяжелым для существования в
нем. Благоприятная семейная атмосфера
несовместима с «законом джунглей», где
властвует физическая сила и вражда.