Современная молодежь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:42, реферат

Описание работы

Молодежь – важный субъект социальных перемен, огромная инновационная сила. И необходимо разумно использовать эту силу. Но не следует забывать, что представители различных социальных групп и регионов имеют неодинаковую направленность на образование и воспитание, отличаются разным уровнем образовательной и культурной подготовки. А требования к ним чаще всего предъявляются одинаковые. И не все выдерживают.

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

   Ценностные  ориентации очень тесно связаны  с идеалом. Мы вправе сказать, что  ценностное отношение возникает при сравнении, сопоставлении объекта с идеалом.

   Изменение социальных условий, смена общественных ценностных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам. Динамику этого процесса можно проследить через анализ индивидуальной ценностной системы личности:

     - сохранение прежней ценностной  системы субъекта, несмотря на  происходящие общественные перемены. Сформированная в процессе прошлого  опыта индивидуальная система ценностных ориентаций служит своеобразным фильтром для поступающей извне ценностной информации;

     - расстройство индивидуальной ценностной  системы. Состояние, которое означает  индивидуальный ценностный вакуум, состояние отчуждения;

     - развитие – такое изменение в ценностно – ориентационной системе личности, когда обогащается внутренне содержание ценностных ориентаций с помощью механизма адаптации к изменившейся социокультурной сфере.

     В социальном портрете современной молодежи можно выделить следующие противоречивые характеристики:

     - возросший уровень  образованности и  недостаточную согласованность  социального и  личностного смысла  образования;

     - признание молодежи  социальной значимости  участия в общественной  жизни и стремление  самоутвердиться  в непроизводственной сфере, главным образом, в сфере досуга;

     - стремление к активному  участию в социальных  преобразованиях  и фактическое  отстранение, особенно  учащейся молодежи, от многообразных  видов социальной  деятельности;

     - желание что-то  изменить к лучшему в окружающей действительности и пассивность в поиске и реализации возможностей для самостоятельного улучшения жизни.

   Такое положение дел  явилось следствием ряда причин:

     1) отношение к подрастающему  поколению как  к объекту воспитания, что подкреплялось  авторитарной методикой,  рассчитанной на  получение результатов,  в которых проявляются  прежде всего исполнительские,  конформистские наклонности  человека;

     2) отстраненность молодежи от власти и от решения задач, стоящих перед обществом (социальное отчуждение);

     3) продолжительное  пребывание молодых  людей в заниженном  социальном статусе;

     4) отсутствие социальных  программ, рассчитанных  на воспитание  самодеятельности  подрастающего поколения, развитие таких качеств личности, как самостоятельность, творчество, деловитость;

     5) неготовность, а порой  и нежелание педагогов  работать над развитием  самодеятельности  подрастающего поколения.

     Молодое поколение  оказывается более  категоричным в  суждениях и, что на первый взгляд парадоксально, более сплоченным, чем их родители. Например, анализ смысло-жизненных ценностей показывает, что имеются некоторые существенные различия в распределении альтернатив, по сравнению с родительской структурой ценностей. Смысложизненные ценности молодого поколения распределились следующим образом (в порядке убывания значимости): 1. “Свобода человека то, без чего жизнь теряет смысл. 2. “Вера в бога – это только обряды, имеющие какой-то не совсем понятный смысл”. 3. “Бывают условия, что никакая красота не сделает человека лучше”. 4. “Человеку свойственно разное, но все-таки по природе он добр”. 5. “Смысл жизни не в том, чтобы улучшить свою собственную жизнь, а в том, чтобы обеспечить достойное продолжение своего рода .” 6. “Не всегда нужно стремиться к правде, иногда нужна ложь во спасение”. 7. “Только содержательная работа заслуживает того, чтобы заниматься ею значительную часть своей жизни”. 8. “Жизнь человека – высшая ценность, только закон может посягнуть не нее”.

   Ценности добра, свободы и достойного продолжения своего рода не подвержены влиянию перемен в обществе.

   Необходимо  отметить существенное противоречие в  формировании ценностного сознания молодого поколения: при установке  “иногда нужна ложь во спасение”  оно попытается достичь “спокойной совести и душевного покоя”. Данная установка достаточно интересна и может служить темой отдельного научного поиска в анализе молодого поколения. Конечно, им трудно будет сочетать стремление к душевному покою вместе с “ложью во спасение”, однако это не означает, что ребята неискренны. Скорее, это проявление общей закономерности противоречивости общественного сознания эпохи как общей закономерности трансформации, когда один и тот же социальный субъект искренне убежден в ценности альтернативных подходов. Система ценностей молодого поколения – в стадии становления, причем четко видна ориентация на дифференцирующие или интегрирующие системы.

   Особая  роль в жизни каждого  человека принадлежит  правильному выбору профессии. Выявить  дарование, помочь человеку определить призвание – важная задача школы и вуза.

   Профессиональные  планы у молодежи возникают, как правило, под влиянием различных  причин: мнения родителей, учителей, друзей, книг, телепередач, собственных  размышлений и  проб.

   Высшее  образование стремятся получить многие люди. И это очень отрадное явление. Но вузы не могут принять всех желающих. Многие поступают на платные формы обучения, но  в нынешней ситуации это очень дорого. Отсюда масса разочарований и огорчений.

   Многие  молодые люди осознанно связывают свое будущее с интересной и хорошо оплачиваемой работой. Хотя в условиях рыночной экономики появилось немало возможностей иметь хороший заработок, не имея высокой квалификации.

   Молодежь  является большой  социальной группой  населения России. В силу возрастных и социально-психологических особенностей молодежь тяготеет к новым видам деятельности, сравнительно легко овладевает сложными профессиями.

   Профессиональные  предпочтения отражают реальное социальное положение разных профессиональных групп, а также косвенную профориентационную деятельность средств массовой информации. Многие подростки хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу, но какая профессия обеспечит это – не знают. Им явно не хватает информации – и о том, как тот или иной вид занятости может быть связан с их долговременными ориентациями и жизненными целями. От правильного выбора профессии зависит судьба молодого человека и ничто, кроме нормальной жизни общества и научно – обоснованной профориентации, не может реально помочь молодым людям.

   Одна  из важных для будущего общества проблем  – соотношение предпочтений, отдаваемых коллективистскому или индивидуалистическому  типу общественного устройства. Оказалось, что несмотря на возросший прагматизм жизни, жесткие условия социальной действительности индивидуализм преобладает. Молодые люди в большей степени согласились бы работать в хорошем коллективе, чем в одиночку.

   70% молодых людей  считают, что человек  должен жить в  той стране, где  ему больше нравится. “Заграница” них  более привлекательна, этим можно объяснить стремление молодых людей получить образование за рубежом или в престижных вузах нашей страны, имеющих связи с иностранными учебными заведениями. Такое образование становится для них залогом, первой ступенью к достижению своей цели – возможности состояться профессионально. Молодые люди часто не только не отождествляют себя с Родиной, “которая у человека одна”, но и со своим поколением. Личную жизнь соотносят с жизнью своего поколения только 31%; остальные считают, что “дл человека важна оценка своей личной жизни по собственным индивидуальным критериям”.

   Структуру предпочтений молодежи можно разделить  на три подгруппы:

     - сферы жизни, значимые  в высокой степени  – работа, досуг,  общение со сверстниками, отношения с родителями;

     - сферы жизни, значимые  на среднем уровне  – учеба, здоровье, семья, брак, любовь, секс;

     - сферы жизни, значимые  в низкой степени  – религия, общество, страна, город, среда  обитания.

    Обнаруживаются  существенные различия у молодежи и взрослого  населения в отношении значимости различных сфер жизни. Для молодежи более важны досуг, работа, общение; для взрослых – город, среда обитания, страна, общество.

   Большинство молодых людей  удовлетворяет жизнь  в целом  и отдельные  ее стороны. Неудовлетворенность  молодые ощущают в отношении общества, страны и работы (настоящей или перспектив ее получения).

   Что касается социализационных ценностей, то здесь  не выявлены существенные отклонения от созданного в литературе образа молодого поколения  как поколения, стремящегося проявить свою индивидуальность, не приемлющего традиционных ценностей – норм, что сказывается даже в отсутствии ориентации на ценности своей социальной общности. Так, при анализе социализационной системы была выявлена склонность к расслоению внутри поколения. В процессе социализации молодежь усвоила основной принцип рыночных отношений, какую бы сферу он не затрагивал: экономическую, политическую либо духовную: “главное – инициатива, предприимчивость и поиск нового”. Уже  по этим двум выборам можно сделать вывод, что перед нами обновленное поколение, освободившееся от контроля обычаев и норм, принятых большинством. Оно пойдет по пути поиска нового, приобретая при этом, возможно, не только положительный опыт.

   Глава 3. Исследование предпочтений и ценностных ориентаций городской молодежи

   В данном исследовании принимали участие  молодые люди и  девушки в возрасте от 17 до 21 года. Всего  было опрошено 22 человека, в том числе 10 юношей и 12 девушек. Опрос  проводился с помощью  анонимного анкетирования (анкету см. в Приложении 1), результаты которого представлены ниже.

   Ценностные  ориентации. При оценке этого параметра  было выявлено, что  наиболее ценными  в жизни для  молодых людей  являются семья (31,8%),общение  с друзьями(27,2%), работа и здоровье (по 22,7%). Также назывались такие ответы как родные, близкие и независимость (по 13,6%), деньги (9%). Единичными оказались варианты: развлечения, учеба, благополучие и удача, жизнь, секс.

   Из  достоинств, которые  наиболее ценны в  людях, особенно часто  упоминались доброжелательность и честность (по 37,4%). На втором месте отзывчивость – 22,7%. Для некоторых немаловажное значение имеет культура общения, воспитанность – 18,2%.

   На  вопрос “Что Вам  прежде всего нужно  для счастья?” 36,4% опрошенных ответили “друзья”. 31,8% предпочли  любовь. Лишь 13,2% считают, что для счастья им не хватает денег.

   Анализ  способов проведения досуга дал следующие  результаты. Дома большинство  молодежи свободное  время посвящает  просмотру телевизионных  программ (32%) и чтению различных изданий (18,2%). Среди других вариантов были выпечка, вязание, рисование, разговоры по телефону. У двух респондентов выбор занятий зависит от настроения.

   Увлечения, интересы  достаточно разнообразны. Наибольшей популярностью пользуется спорт – 40,9% всех опрошенных. Чтение книг и посещение кинотеатров, клубов и т.п. предпочитают 9% молодых людей. Приведем и другие ответы, которые не набрали большое количество голосов: отдых, шоппинг, компьютеры, сетевой маркетинг.

   Отношение к религии. Неверующих людей среди опрошенных не оказалось совсем. Оценить свое отношение затруднились 31,8%. Остальные 68,2% верят в Бога, что несомненно радует.

     Мнение о работе  у большинства  респондентов оказалось  схожим: 54,5% считают,  что “заработок  – главное, но  надо думать и  о смысле работы, о ее общественной полезности, творческом характере и собственной заинтересованности”;18,2% склоняются к тому, что “важен смысл работы, но нельзя забывать и о заработке”. Варианты “хороша для меня та работа, где я могу принести больше пользы” и “хороша работа, которую я люблю, которая дает возможность реализовать мои личные интересы и планы” получили одинаковое количество голосов - по 9%. Причем все молодые люди хотели бы работать в коллективе, а не одни, рассчитывая только на себя.

   Как этого и стоило ожидать, у всех, без  исключения, опрошенных имеется цель в жизни. Сейчас трудно найти тех, кто не знает, чего бы хотел добиться, каких вершин желал бы достичь. Чаще всего встречаются такие ответы, как иметь семью, детей (59%), получить хорошую профессию, иметь много денег, много друзей, стать сильным и независимым. Также несколько человек хотели бы добиться своих целей.

     Вопрос “С каким  чувством Вы смотрите  в будущее?” особых  разногласий на  вызвал. Большинство  участников исследования  смотрят в будущее  с чувством надежды  и оптимизма (72,7%). Остальные 27,3% относятся к будущему спокойно, хотя  значительных перемен для себя не ждут. Пассивного настроя ни у кого выявлено не было. Остается надеяться, что со временем нынешняя молодежь не растеряет имеющийся у нее оптимизм.

Информация о работе Современная молодежь