Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:35, реферат
Под социологией организаций, как правило, понимают специальную социолого-управленческую дисциплину, которая входит в состав общей теории организации и управления и соотносится с ней как частное с целым. По отношению к другим управленческим дисциплинам, не входящим в состав общей социологической теории (кибернетика, экономика и психология организаций, административное право и др.), ее специфика определяется предметным фокусом и ракурсом рассмотрения организации: здесь она выступает как социальное образование, при этом сама организация описывается как объект, имеющий культурную природу.
Государственное
общеобразовательное учреждение высшего
профессионального образования.
“Российская
академия народного хозяйства и государственной
службы при Президенте Российской Федерации”
Советская школа «социальной организации»
(Д.М. Гвишиани,
Н.И.
Лапин, А.И.Пригожин).
студентка
Группы №4301
Факультета: социальных технологий
Специальности: управление персоналом
4 курса дневного отделения
Селёдкина Т.В
Проверила:
Старший преподаватель, КЭН
Усачева Е.А
Оценка:____________________
Подпись
руководителя:_________________
Санкт-Петербург
2011 год.
Советская школа «социальной организации»
(Д.М. Гвишиани,
Н.И.
Лапин, А.И.Пригожин).
Под социологией
организаций, как правило, понимают специальную
социолого-управленческую дисциплину,
которая входит в состав общей теории
организации и управления и соотносится
с ней как частное с целым. По отношению
к другим управленческим дисциплинам,
не входящим в состав общей социологической
теории (кибернетика, экономика и психология
организаций, административное право
и др.), ее специфика определяется предметным
фокусом и ракурсом рассмотрения организации:
здесь она выступает как социальное образование,
при этом сама организация описывается
как объект, имеющий культурную природу.
В ряду социолого-управленческих
дисциплин социология организаций
может быть охарактеризована как
специальная теоретическая
Социология организаций
- достаточно молодая наука. За рубежом
ее оформление в разновидность специальной
теории состоялось в середине 50-х гг., а
в СССР -только в конце 70-х гг. История отечественной
социологии организаций во многом воспроизводит
историю западной, но некоторые этапы
последней в нашей стране пропущены либо
хронологически запаздывают. Можно выделить
четыре основных этапа: 1) первые годы советской
власти (20-30-е гг.), когда проблематика этой
дисциплины прорабатывалась главным образом
в рамках концепции НОТ; 2) вторая половина
60-х - середина 70-х гг., когда социология
организаций еще не выделилась, но отдельные
ее проблемы уже прорабатывались в рамках
других направлений, в частности, исторического
материализма, научного коммунизма, общей
теории систем, кибернетики, экономики,
социологии труда, социологии профессий,
теории социального управления; 3) вторая
половина 70-х - середина 80-х гг., когда в
общих чертах определились проблематика
и название этой науки; 4) постперестроечный
этап - с конца 80-х гг. и до настоящего времени.
Д.М.Гвишиани
Конкретный опыт
управления, пригодный в социалистической
практике, преподносился как критика "буржуазных"
концепций организации Среди многочисленных
публикаций, оформленных именно таким
образом, можно выделить книги Д.М.Гвишиани,
О.Н.Жеманова, Н.М.Кейзерова, А И Пригожина,
С.И.Эпштейна, пытавшихся донести до читателя
наиболее популярные в те годы западные
идеи. Ни один из них не мог еще рассматриваться
как представитель социологии организаций.
Безусловно, наиболее значимыми работами данного периода (по масштабу, широте охвата, содержательности и серьезности анализа) являлись книги Д.М.Гвишиани "Социология бизнеса" и "Организация и управление" . Последняя служила своеобразной энциклопедией западной управленческой мысли по крайней мере для трех поколений социологов. И по сей день она представляет большой интерес для специалистов. В ней изложены история возникновения, основные персоналии и положения научных школ менеджмента, таких, как классическая модель организации, школа человеческих отношений, школа социальных систем, социотехнический подход, эмпирическая школа.
Синтезируя множество направлений научного поиска, Д.М.Гвишиани выделил в эволюции управленческой мысли пять школ управления:
Классическая (традиционная) школа. Ее родоначальником считается Ф.Тейлор, а последователями - Г.Форд, А.Файоль, М.Вебер, Г.Эмерсон, Л.Гьюдик, Дж.Муни и др. Школа рассматривает организацию как закрытую систему, которая никак не связана с внешней средой.
Школа "человеческих отношений". Наиболее яркими представителями этой школы являются Э.Мэйо, М.Фоллет, А.Маслоу, Ф.Герцберг, Р.Лайкерт, К.Арджирис, Д.Макгрегор и др. Основное внимание школа уделяла мотивам поведения людей, роли неформальных организаций, изучению природы конфликтов и сотрудничества, анализу групповой динамики и лидерства.
"Эмпирическая" школа. Представители этой школы - П.Друкер, А.Чандлер, Р.Дэвис, Э.Дейл и другие - в своих научных и практических изысканиях объединяли концепции классической школы и школы "человеческих отношений".
Школа "социальных систем". Видными представителями этой школы являются Ч.Барнард, Г.Саймонс, И.Ансофф и др. Школа рассматривает организацию как единую, целостную систему, что подразумевает системный подход к ее изучению. Основные элементы, составляющие систему, и воздействующие на них постоянные и переменные факторы рассматриваются как оказывающие влияние друг на друга и на систему в целом, включая возможность изменения целевых установок, адаптационные преобразования, обеспечения динамического равновесия, приспособления и интеграции.
"Новая школа
науки управления". В школу вошли
несколько направлений, в частности, исследование
операций, общая теория систем, эконометрика,
опирающиеся на математические методы
и использование компьютерных технологий
для повышения обоснованности принятия
управленческих решений. Наиболее яркими
представителями этой школы являются
Л.Берталанфи, В.Леонтьев, К.Боулдинг, А.Рапопорт,
Р.Аккоф.
На современном
этапе развития управленческой мысли
идет поиск более совершенной
модели управления, направленной на повышение
адаптивных возможностей организации
и приспособление к быстро меняющимся
условиям внешней среды. Одним из перспективных
направлений трансформации является гуманизация
и усиление социальной составляющей менеджмента,
что предусматривает решительное смещение
акцентов в управлении с технологических
и технократических подходов на развитие
интеллектуального потенциала работника,
на управление поведением человека в организации
и формирование эффективной мотивационной
среды. Общая тенденция в развитии управления
такова, что автократическая и экономическая
модели управления, применяемые в чистом
виде, всё чаще дают сбои, а то и просто
не "работают". Эти модели поэлементно
и системно насыщаются и вытесняются более
прогрессивными моделями управления,
основанными на человекоцентристской
идеологиии. Концепцию перехода от жесткой
модели к более эффективной мягкой модели
предложена У.Оучи и описана в его книге,
которая в оригинале называется "Теория
Z".
Н.И.Лапин
Н.И.Лапин в
своих статьях, а также в книге
"Теория и практика социального
планирования" (1975) достаточно четко
обозначил предметную сферу социологии
организаций - социальную организацию
предприятия, выделил процессы и
отношения в производственной организации,
попытался проследить и обозначить социальные
функции, выполняемые организацией . Для
Н.И.Лапина характерно рассмотрение организации
в рамках концепции естественной модели
социальных систем и социотехнического
подхода. Он описывает организацию как
гетерогенную систему, состоящую из вещных
и человеческих компонент. Такие системы
в соответствии с западной традицией он
определяет как социотехнические. Совокупность
машин и технологии обозначается как техническая
подсистема. Социальные же отношения между
работниками - социальная организация
- и есть предмет изучения социологии организаций.
Автор определяет ее в широком смысле
как коллектив (организационно оформленное
множество работников, объединенных производством
необходимой обществу продукции) и в узком
- как систему социальных групп и отношений
между ними. Ставя во главу угла проблему
регламентации поведения индивидов, Н.И.Лапин
выделяет два типа требований, предъявляемых
работнику: 1) ценностные (обоснование
цели организации) и 2) нормативные (регулирующие
поведение индивида) .
Организацию по
функции он определяет как способ
объединения множества
Описывая организацию как естественную систему, Н.И.Лапин модифицирует четырехчленную систему функций Т.Парсонса в соответствии с логикой системы, действующей в условиях стабильной внешней среды (закрытые системы), и выделяет три функции организации: 1) целевую (продуктивную); 2) интегративную (объединение членов организации); 3) изменяюще-поддерживающую (поддержание социального статуса членов организации). Соответственно выделяет три типа социальных процессов функционирования организации: 1) базовые трудовые; 2) интегративные; 3) изменяюще-поддерживающие . Именно в этот период Н.И.Лапин организует проблемный семинар по социологии инноваций - направлению, которое приобрело особую популярность во второй половине 80-х гг.
А.И. Пригожин
Наиболее полное
представление организации с
системных позиций дал в тот
период А.И.Пригожий . Именно с ним связаны
выделение и легализация социологии организаций
как особой социолого-управленческой
дисциплины. Заслугой автора можно считать
формирование адекватного языка дисциплины,
уточнение ее предмета, достаточно точное
определение основных направлений и фаз
ее развития, адаптацию ряда западных
организационных моделей к советской
реальности, наконец, достаточно оригинальные
разработки по отдельным направлениям.
А.И.Пригожину
принадлежит современное
Полемизируя с
Н.И.Лапиным, он указывает на то, что
организация не может рассматриваться
только как коллектив (совокупность
индивидов и групп), поскольку включает
также и формальную структуру, состоящую
из обезличенных связей и норм. Он выделяет
две фундаментальные проблемы социологии
организаций: первая - отношение между
личным и безличным, индивидуальным и
общим; вторая - объединение целей и интересов
членов организации на всех уровнях. В
отличие от Н.И.Лапина он настаивает на
междисциплинарном характере социологии
организаций. Другой особенностью позиции
А.И.Пригожина является то, что он относит
социологию организаций к числу понимающих
(в противовес объясняющим) наук, рассматривает
ее как науку, в которой развитие происходит
через рефлексию и осознание. Предвосхищая
позицию проблемного подхода в консультировании,
он настаивает на том, что исследователь,
работая в области социологии организаций,
должен одновременно выполнять инженерную
(проектировочную) функцию . Важное место
в работах А.И.Пригожина занимает проблема
содержания управленческих отношений.
Он определяет руководство как совокупность
отношений между статусами (место в иерархии),
функциями (профессиональные позиции),
живыми людьми. В его книгах анализируются
проблемы управления и самоуправления,
формализации отношений, неформальной
организации, функционирования и развития
организации, описываются механизмы власти
и типы подготовки решений, помехи в процессе
передачи информации.