Совершенствование реализации государственной поддержки маломобильных групп населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Осуществление определенной социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями всегда было одним из важнейших показателей, как уровня развития самой этой политики, так и в более общем масштабе - уровня прогрессивности всего общества в целом. Процесс создания необходимых условий и предпосылок для того, чтобы интеграция людей с ограниченными возможностями в систему социальных отношений происходила максимально эффективно и безболезненно, является весьма сложным, разнохарактерным, включающим в себя и материально-техническую обеспеченность этого процесса, и информационно-технологические разработки, и институционально - организационные решения, и формирование соответствующего общественного мнения.

Работа содержит 1 файл

раздел 3.docx

— 27.54 Кб (Скачать)

 

РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  РЕАЛИЗАЦИИ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

 

Осуществление определенной социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями всегда было одним из важнейших показателей, как уровня развития самой этой политики, так и в более общем масштабе - уровня прогрессивности всего общества в целом. Процесс создания необходимых условий и предпосылок для того, чтобы интеграция людей с ограниченными возможностями в систему социальных отношений происходила максимально эффективно и безболезненно, является весьма сложным, разнохарактерным, включающим в себя и материально-техническую обеспеченность этого процесса, и информационно-технологические разработки, и институционально - организационные решения, и формирование соответствующего общественного мнения.

Необходимость принципиально  новых ориентации и подходов в  политике социокультурной реабилитации инвалидов как в общем плане, так и в более узком - ведомственном - пространстве деятельности не вызывает на сегодняшний день сомнений. Такого рода необходимость обусловлена особенностями данной социальной группы, ее количественными и качественными характеристиками, с одной стороны, отсутствием полномасштабной реализации социальной политики в отношении инвалидов, соответствующей сегодняшним реалиям жизни и всего общества, и потребностям людей с ограниченными возможностями, с другой1.

Государственная политика, будучи основным механизмом, вносит вклад  в преодоление зависимого статуса  людей с ограниченными возможностями. Но всех этих мер явно недостаточно, для обеспечения доступной среды жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями. В общегосударственном процессе решения проблем инвалидов их организации должны выполнять специфические функции.

Одним из важнейших направлений данного процесса является формирование корпуса специалистов для работы с инвалидами, готовых и способных реализовывать принципы гуманистически ориентированной социальной политики в своей практической деятельности. Важно отметить, что решение этой проблемы как особого направления в образовательной деятельности стало выделяться относительно недавно. В прежние времена такого рода работа была весьма ограничена как по масштабу, так и по спектру квалификационных характеристик тех специалистов, которые формировались для этой особой во многих отношениях деятельности. В настоящее время образовательная практика, связанная с данной проблемной областью, становится все более широкой и многообразной.

Учитывая структурную  специфику инвалидности в современном  обществе, прежде всего - значительное количество инвалидов с возможностями, ограниченными лишь в каком-то определенном отношении, очевидна значимость сферы культуры, различных видов культурной деятельности как, с одной стороны, возможной, а с другой - необходимой области социализации, самоутверждения и самореализации людей с частично ограниченными возможностями.

Одним из важнейших условий развития данной сферы деятельности является активизация подготовки специализированных кадров для ее обеспечения. При этом необходимо иметь ввиду два направления: 

а) подготовку кадров, обладающих соответствующей  квалификацией для работы с инвалидами;

б) соответствующее профессиональное образование самих лиц с ограниченными  возможностями.

Ряд шагов в этом направлении уже предпринят. Например, в Белгородском государственном университете на социально-теологическом факультете в рамках практико-ориентированного подхода к подготовке специалистов социальной работы осуществляется двухуровневое взаимодействие c:

  • Управлением социальной защиты населения Белгородской области,
  • МУ «Центр помощи семье и детям» администрации г. Белгорода, реабилитационный центр для пожилых,
  • МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» администрации г. Белгорода,
  • Областной социально-реабилитационный центр.

На базе факультета функционируют  проблемные группы:

  • «Организация волонтерской работы с детьми инвалидами»,
  • «Методы визуальных исследований в социальной работе»,
  • «Проблемы социальной экологии» и другие.

Подготовка специалистов осуществляется также в ходе учебных и производственных практик по соответствующим направлениям в учреждениях социальной сферы  региона: на базе детских домов, реабилитационных центров, Управления социальной защиты населения, Управления образования, Пенсионного  Фонда, Центра планирования семьи, Федеральной  миграционной службы и других учреждений2.

Наряду с решением обозначенных проблем при подготовке кадров как  одного из важных условий социально-институционального обеспечения деятельности инвалидов  в области культуры, необходимо обратить внимание на адекватную подготовку для работы с инвалидами членов семьи инвалида, которые являются первичной социализирующей инстанцией и потенциально обладают максимальными возможностями для организации культуротворческой деятельности инвалида, его досугового времяпрепровождения, приобщения к ценностям культуры. Реализация этого потенциала предполагает создание соответствующего социального института работы с членами семьи инвалида. В следствие этого необходимо совершенствование государственной поддержки по направлению обеспечения досуга маломобильных групп населения.

Совершенствованию и развитию должно быть подвергнуто организационно-институциональное  обеспечение рассматриваемой сферы  деятельности. Уже проводимая в этом отношении деятельность представлена такими формами, как создание социально-досуговых  центров в ряде регионов; клубов и кружков по интересам; секций для  занятий отдельными видами спорта. Значимым фактом в организации творческой активности инвалидов является создание многопрофильных Центров творческой реабилитации.

Создание нового уровня организационного обеспечения культурно-творческой, спортивной деятельности инвалидов предполагает создание устойчивых структур, которые бы обеспечили систематичность такого рода деятельности, ее социально-адаптивный и креативный характер:

  • формирование центров художественно-творческой, досугово-развлекательной, спортивно-рекреативной деятельности со структурой, отражающей дифференциацию групп инвалидов по основным характеристикам;
  • создание объединений, предполагающих совместную деятельность родителей и детей, а также обучающих родителей навыкам самостоятельной (домашней) работы такого рода с детьми;
  • проведение систематических спортивных соревнований по различным видам инвалидного спорта с существенным расширением их спектра;
  • развитие устойчивых комплексных форм соревновательной, художественно-творческой и развлекательной деятельности инвалидов;
  • создание консультационно-адаптационных центров по развитию творческих способностей инвалидов как средства их реабилитации и самореализации (с учетом их индивидуальных особенностей и запросов).

Особое место в системе досуговой  деятельности инвалидов должно принадлежать спорту - как массово-оздоровительному, так и соревновательному, что связано еще с одной структурной особенностью инвалидности в современном обществе - значительным количеством инвалидов молодых возрастов. Выделяя данную форму времяпрепровождения, акцентируем внимание именно на последнем, соревновательном аспекте ее развития, поскольку очевидна особая роль данной формы деятельности в формировании позитивной мотивации, в выработке установки на преодоление самого себя в сопоставлении с другим. Соревновательность стимулирует личность превзойти саму себя, стремясь превзойти своего соперника, что создает мощный социально-психологический фон самоутверждения личности, ее приобщения к сетям социального взаимодействия.

Развитие инфраструктуры досуга должно быть ориентировано на удовлетворение потребностей различных групп инвалидов  в различных видах досуговой  деятельности - как в смысле возможностей посещения культурно-зрелищных и спортивных сооружений и приобщения к культурным ценностям через их потребление, так и в смысле создания условий для активных занятий досуговыми видами деятельности самими инвалидами. Ориентируясь на данные цели, необходимо осуществить следующие шаги:

  • изучить существующие культурно-зрелищные учреждения и спортивные сооружения с точки зрения их доступности и возможности полноценного использования для каждой группы инвалидов (частично данная работа проведена, но требует существенного дополнения по охвату просмотренных объектов);
  • изучить потребности и запросы соответствующих групп лиц с ограниченными возможностями относительно пассивно-зрелищных и активно-творческих форм досуговой деятельности;
  • с учетом данных такого исследования и прогнозируемой динамики распространенности инвалидности по соответствующим группам разработать приоритетные направления развития инфраструктуры досуговой деятельности инвалидов (с учетом невозможности одномоментного решения данной проблемы);
  • провести маркетинг социально-культурных услуг инвалидам;
  • разработать и апробировать новые оздоровительные технологии в системе досуговой деятельности;
  • разработать и апробировать новые формы и технологии развлекательной деятельности инвалидов;
  • разработать и апробировать новые формы спортивных соревнований среди различных групп инвалидов;
  • создать современную индустрию досуговых средств деятельности для инвалидов (технического оснащения, приспособлений, оборудования и т.п.)

Важным условием эффективности  осуществления такого рода работы должна стать научная проработанность  системы организации культурной деятельности инвалидов, а также исследование их интересов и запросов в соответствующих сферах.

Подводя итоги раздела, можно  сделать следующие выводы:

Во-первых, следует отметить, что обозначенные меры во многом известны, однако на практике трудно выполнимы.

Во-вторых, анализ проводимой работы по решению социальных проблем маломобильных групп населения показывает, что обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышения их уровня социально-экономического положения, обеспечения условий для полноценной жизни в обществе ввиду высоких показателей заболеваемости, инвалидности по-прежнему остаются весьма актуальными и сложными. Все еще существуют препятствия, которые не позволяют инвалидам в полной мере осуществлять свои права и свободы и осложняют их всестороннее участие в общественной жизни.

В-третьих, государству нужно совершенствовать государственную  поддержку  данной категории населения, чтобы в последствии предпринятые меры способствовали улучшению качества жизни людей, которые составляют  маломобильные группы населения и сокращению их численности.

1 Чесноков Н.Н. Подготовка специалистов для работы с инвалидами как фактор реализации гуманистически ориентированной социальной политики. М., 1997. С. 190.

2 Социально-теологический факультет НИУ «БелГУ»: социальная работа. URL: http://stf.bsu.edu.ru/kaf/soc_rabota.htm


Информация о работе Совершенствование реализации государственной поддержки маломобильных групп населения