Состояние и перспектива развития социальных служб

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:10, доклад

Описание работы

Современная социальная работа в России до сих пор находится в состоянии развития, являясь при этом одним из самых перспективных видов деятельности ввиду того, что в настоящее время она востребована нашим обществом. Сложная экономическая ситуация является причиной того, что существует большое число нуждающихся в разнообразной квалифицированной помощи. Это обстоятельство, с точки зрения функционалистской социологии, можно считать не только одной из причин появления в России новой профессии, но и одним из факторов, стимулирующих развитие профессиональной социальной работы. Только высококачественная специализированная профессия может успешно бороться как с последствиями,

Работа содержит 1 файл

Состояние и перспектива развития социальных служб.docx

— 25.88 Кб (Скачать)

Состояние и  перспектива развития социальных служб

Бетурлакин В. В. Профессиональная социальная работа: состояние и перспективы // Вопросы научной теории и социальной практики: сб. науч. статей. - Вып. 3. - БИТТУ СГТУ - Саратов: Наука, 2007. - С. 63-69. - ISBN 978-5-91272-216-5. - 0,4 п.л.

Современная социальная работа в России до сих пор находится в состоянии  развития, являясь при этом одним  из самых перспективных видов  деятельности ввиду того, что в  настоящее время она востребована нашим обществом. Сложная экономическая  ситуация является причиной того, что  существует большое число нуждающихся в разнообразной квалифицированной помощи. Это обстоятельство, с точки зрения функционалистской социологии, можно считать не только одной из причин появления в России новой профессии, но и одним из факторов, стимулирующих развитие профессиональной социальной работы. Только высококачественная специализированная профессия может успешно бороться как с последствиями, так и с причинами существующих проблем, в связи с чем общество напрямую заинтересовано в скорейшей институциализации социальной работы и окончательном становлении ее как полноценной профессии с высоким статусом и положительным имиджем в обществе.  
Если рассматривать социальную работу как можно более строго, следует подчеркнуть, что в своем реальном состоянии – как профессиональная помощь людям она еще не состоялась, и процесс ее профессионализации еще не закончился. Профессионализация в широком социальном смысле понимается как создание и развитие общественных институтов, а также правил и норм, связанных с формированием профессиональной структуры общества. В узком смысле процесс профессионализации означает формирование профессиональных групп, имеющих специфические интересы и ценности, а также профессиональных позиций и ролей. Только пройдя через профессионализацию, деятельность может называться профессией с точки зрения социологии.  
Согласно интерпретативному подходу к пониманию профессий, каждая профессия озабочена тем, чтобы удержать или захватить выгодное положение в стратификационной системе. Вследствие этого профессионализация оказывается процессом создания и контроля рынка определенных услуг, предоставляемых данной профессией, а в конечном итоге стремлением к высокому статусу и восходящей социальной мобильности самих профессионалов. Этот подход, называемый еще профессиональным контролем, протекает из теорий конфликта и действия, рассматривающих общество как борьбу различных групп за соблюдение собственных интересов. Любая профессия пытается очертить круг вопросов, относящихся к сфере ее компетентности, ограничивая профессиональный взгляд на мир и монополизируя профессиональное знание как собственность. При этом специалисты, относящиеся к той или иной профессии, получают право выполнять определенные действия, недоступные тем, кто не входит в их круг, и пытаются моделировать собственное видение той или иной сферы общественной жизнедеятельности.  
А. Гроссман в числе характеристик, которые описывают «идеальную модель» профессии упоминает, в частности, «авторитетный совет, которому клиенты следуют, не зная, почему это – хороший совет ». Подразумевается, что профессионал выступает как формальный носитель определенного знания, недоступного непосвященным. Даже если кто-то из неспециалистов попытается, например, выполнить профессиональные функции врача или юриста, его действия будут априори подвергнуты сомнению, поскольку у человека отсутствует формальное право выполнять их.  
Требование юридически подкрепляемого права на уникальную компетентность (в частности, наличие соответствующего диплома или лицензии на право ведения какой-либо деятельности) есть базовая стратегия профессионализма, а существенной его частью выступает профессиональный отбор. Профессиональный статус гарантирует высокое материальное вознаграждение, что чревато серьезными конфликтами между профессионалами и теми, кто посягает на монополию их экспертных заключений – таким образом, профессиональный статус предполагает элементы престижности, чего в случае с социальной работой не происходит. Учитывая, что А. Флекснер предложил как признак профессии профессиональное самосознание, можно определить и такую существенную проблему в развитии социальной работы как неясность профессиональной идентичности. История этой проблемы восходит к появлению законодательной базы, утверждающей возникновение социальной работы в России, когда в обиход вошли такие схожие на первый взгляд понятия как «социальный работник» и «специалист по социальной работе». Смешение этих понятий в общественном сознании (опирающемся, в частности, на невежественные представления по данному вопросу средств массовой информации) спровоцировало размытость критериев профессиональной принадлежности и профессиональных достижений представителей социальной работы. Понятие «социальный работник» до сих пор понимается двояко: им обозначается и должность в социальной службе и вообще любой сотрудник организации социального обслуживания. При этом, освещая социальную работу, СМИ обычно демонстрирует деятельность социальных работников , а не специалистов по социальной работе, что приводит к формированию у некомпетентного населения устойчивого представления о социальной работе как о грязном неквалифицированном труде.  
Профессионализация нуждается в осознании того, что составляет профессию – самоидентификация социального работника должна быть связана с определенным набором функциональных признаков, по которым человек и социум опознают профессию , и с чувством принадлежности к чётко ограниченной профессиональной группе . Сам факт неопределенности в характеристике деятельности социального работника указывает на слабую символическую выраженность института социальной работы в современном российском обществе – в связи с этим социальные работники не могут конкурировать с новыми профессиями, появившимися в нашей стране также сравнительно недавно. Данная ситуация, включая отсутствие должного рекрутинга в социальных службах, вредит не только самим специалистам, теряющим адекватную самооценку своего профессионального статуса, отличающегося непрестижностью, но и обществу в целом, которому оказываются некачественные услуги вследствие наличия в сфере социальной работы некомпетентных кадров. Дилетанты и неспециалисты не только не могут в силу своей слабой теоретической подготовки полноценно оказывать необходимую помощь (помощь здесь понимается в широком смысле слова), но и наносят ущерб восприятию социальной работы в обществе, которая и сейчас представляется многим довольно расплывчато в силу своей междисциплинарности .  
Профессионализация представляет собой длительный процесс и осуществляется с помощью особых институтов, важнейшими из которых в современном обществе будут выступать социетальные службы и образовательные учреждения, готовящие социальных работников и специалистов по социальной работе. Специальное образование дает индивиду определенный набор знаний и навыков, необходимых в профессии, знакомит с латентными нормами и профессиональными практиками, способствует усвоению профессионального этоса, предоставляет формальное подтверждение профессионального статуса в виде диплома и, следовательно, легитимизирует претензии профессионала на экспертное знание . От того, как в настоящее время готовятся специалисты и как они осуществляют свою деятельность, будет зависеть лицо новой профессии. Становление работника-профессионала должно опираться как на базовые знания, так и на практику, которая не должна противоречить современным принципам и методам социальной работы. Пройдя полноценный курс обучения, выпускник вуза должен суметь применить и развить полученные навыки для того, чтобы выполнять работу более качественно – от этого будет зависеть как его личный профессионализм, так и профессионализация всей социальной работы в целом.  
Следует отметить, что профессионализация представляет собой многомерное понятие, включающее в себя как формирование специфических профессиональных групп в частности, так и создание и развитие общественных институтов, организацию профессиональной структуры в целом. Этот процесс не является жестко нормированным, но он требует разработки конкретных профессиональных стандартов – критериев деятельности, которые должны быть определены для различных направлений работы. При этом профессионал в условиях становления нового вида деятельности будет являться носителем предметности этой деятельности, внося свой индивидуальный вклад в развитие профессии. В результате профессионализация будет представлять собой комплекс внешних и внутренних процессов, за счет соответствия и регулирования которых зависит скорость процесса институциализации новой деятельности.  
Исходя из того, что профессионализм в социальной работе – это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, особое внимание должно быть уделено специфике высшего образования в сфере социальной работы. Поскольку для протекания процесса профессионализации социальной работы требуется качественная подготовка кадров, способных к полноценной реализации современных методов и технологий на практике, высшие учебные заведения и социальные службы должны представлять собой комплекс учреждений, формирующих профессиональных специалистов. При этом обучение социальной работе должно проходить с учетом специфики данной профессии, и необходим принципиально новый подход к сочетанию теории и практики студентов: в частности, следует отметить внедрение в образовательный процесс заимствованных за границей инновационных методик, успешно проходящих апробацию в условиях российских вузов . Необходимо подчеркнуть, что реформирование образовательной сферы неизбежно скажется как на социальной работе , так и на обществе в целом, поскольку все эти элементы взаимосвязаны и обусловливают модернизацию и трансформацию друг друга.  
Помимо образовательного компонента, особое внимание должно уделяться правильному представлению о социальной работе в обществе, так как в настоящее время ее имидж формируется не совсем корректно как средствами массовой информации, о чем уже упоминалось выше, так и некоторыми учебными пособиями. Выработка и распространение правильной терминологии, четкие понятия ролей социальной работы и миссий социальных служб должны инициировать новые взгляды на эту профессию, разумно отделяющие ее от смежных областей: при всей междисциплинарности социальной работы должна подчеркиваться ее специфика и уникальность.  
Профессия специалиста по социальной работе должна ассоциироваться с востребованными инновационными направлениями деятельности, направленной на благо общества, а не с малооплачиваемым непрестижным занятием. Если же под социальной работой подразумевается (не обязательно формально) неквалифицированный труд, то это негативно влияет на статус профессионала и на отношение к его знаниям и возможностям. По большому счету, в настоящее время большинство обывателей по-прежнему не имеют адекватного представления о социальной работе как профессии и воспринимают ее согласно сложившимся ранее стереотипам. Образ социальной работы как малопривлекательной «маргинальной» деятельности провоцирует стагнацию ее негативного имиджа и вызывает вопросы типа: «зачем нужно образование по социальной работе?», «чему там учиться?» и т. д.  
Данная ситуация не может не влиять и на отношение к специальности «социальная работа» в высшей школе. Кроме того, студент, не обладающий достаточной информацией о будущей профессии, обучаясь ей в дальнейшем, может подвергнуть образ профессии так называемой деромантизации. По данным опросов, проведенных Е. Р. Ярской-Смирновой и П. В. Романовым среди студентов специальности «социальная работа», «...чем ближе к выпускному курсу, тем лучше студенты знают, что собой представляет их профессия, и тем меньше уверенности в трудоустройстве по специальности» . В таком случае у студентов можно ожидать снижения профессиональной направленности и, как одного из ее критериев, профессионального самовоспитания (которое выражается в «стремлении сформировать у себя профессионально важные качества, а также в овладении необходимыми для этого знаниями и навыками» ). Все это приводит к снижению эффективности подготовки специалистов и ухудшению качества образования, тогда как именно от выпускников вузов ожидается большой вклад в профессионализацию социальной работы.  
Исследования, проведенные автором в 2005-2006 г.г. показали, что современные социальные службы располагают определенными организационными ресурсами, которыми можно воспользоваться для разработки стратегий профессионализации. При этом в разных учреждениях руководство пользуется своими возможностями неодинаково и не всегда эффективно, по-разному используя имеющийся у них кадровый потенциал . Между тем, можно отметить, что наравне с выявленными достоинствами и недостатками различных организаций, их объединяет то, что они до сих пор лишены контроля рекрутирования, имеющего большое значение для профессионализации. В результате этого складывается ситуация, когда на работу вместо специалистов принимаются неподготовленные люди, а потом учреждением затрачиваются средства на их переподготовку или повышение квалификации, тогда как логичнее было бы сразу набирать выпускников соответствующей специальности. Тем не менее, это не происходит отчасти потому, что в настоящее время социальные службы не могут привлечь к себе потенциальных работников (особенно с высшим образованием) из-за низкого статуса профессии в обществе и небольшой заработной платы. Впрочем, выход из проблемной ситуации не заключается исключительно в решении денежных вопросов: финансовая поддержка со стороны государства – лишь один из ожидаемых шагов на пути развития социальной сферы в целом и социальной работы в частности.  
Обязательно надо обратить внимание на роль социального партнерства, которое в данном случае можно рассматривать как совместную взаимовыгодную деятельность различных государственных структур и общественных организаций, направленной на эффективное развитие и совершенствование профессиональной сферы социальной работы. В качестве участников социального партнерства будут выступать высшие учебные заведения, готовящие бакалавров, специалистов и магистров социальной работы, социетальные службы и население, заинтересованное в развитии института социальной работы. Проведенное в сентябре-октябре 2006 года исследование эффективности и качества социального обслуживания показало, что сотрудники социальных служб отмечают потенциально значимую роль клиентов, которым присваивалась активная позиция в дальнейшей работе.  
Основная цель социального партнерства – совместные действия всех социальных партнеров для решения первоочередных задач профессионального образования. На современном этапе именно от взаимодействия социальных партнеров будет зависеть, в первую очередь, решение основных задач профессионализации – подготовка высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда, внедрение новых методов и принципов работы, кардинальное повышение качества труда.  
Профессионализация должна формироваться изнутри организаций, чтобы каждый работник чувствовал свою принадлежность к группе специалистов и укреплял коллективную идентичность. От деятельности институтов профессионализации будет зависеть создание и исполнение услуг социальной работы, определение сферы влияния компетентного знания, формирование профессионального взгляда на существующие проблемы и повышение статуса профессионалов в обществе. Профессионализация социальной работы также может быть достигнута за счет грамотной политики управления и постепенного кадрового реформирования. Важно обеспечить условия для непрерывного кадрового роста персонала социальных служб, повышения квалификации их работников, и параллельно этому стараться привлечь в данную сферу молодых специалистов. Осуществление комплекса этих мер должно окончательно сформировать социальную работу как профессию, максимально соответствующую своим целям и задачам, и способную оказывать заметное влияние на решение социальных проблем.

Социальные службы

Социальные службы - государственные, муниципальные и  негосударственные органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу [9, с. 429]. 
К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации, к компетенции которых относится социальная помощь населению. 
К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления 
К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами. 
Для осуществления специализированных форм социального обслуживания в России функционируют следующие социальные службы: 
пенсионного обеспечения, включая соответствующие структурные подразделения в федеральных и региональных службах социальной защиты, а также государственные и негосударственные пенсионные фонды; 
социально-бытового обслуживания; 
материальной помощи; социального обслуживания на дому; 
специализированного стационарного социального обслуживания; 
протезирования, ортезирования и протезостроения; 
технических средств реабилитации; 
специального транспортного обслуживания; 
медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; 
медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических услуг различным группам населения; 
детские специализированные медицинские, дошкольные и школьные учреждения; 
специальные профессиональные образовательные учреждения; 
поддержки семьи, женщин и детей; 
реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением; 
по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей, беженцев и мигрантов, безработных, кризисные центры (для лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, подвергшихся сексуальному и физическому насилию), регулирующие гуманитарную и техническую помощь России и ее отдельным регионам; 
по взаимодействию с негосударственными организациями инвалидов, ветеранов, семей с детьми, и т.п.; 
другие. 
Социальные службы функционируют как в системе самостоятельной социальной отрасли - социальной защиты населения, подведомственной Министерству труда и социальной защиты населения РФ, так и в структуре отраслей здравоохранения, образования, культуры, юстиции, силовых структур и др., а также на различных предприятиях и в организациях. 
В течение последних лет в России социальная работа как институт, ее технологии, организационные формы претерпевают существенные изменения. Несмотря на всевозможные, прежде всего, экономические трудности растет число социальных учреждений. Ниже приведены результаты изучения обеспеченности населения социальными услугами, а также инновационных подходов в социальном обслуживании населения, представленные в марте 2001 г. на Всероссийской конференции "Реальная социальная политика в период модернизации в России" д.и.н., профессором Е.И. Холостовой [12]. 
По данным этого автора, за последние шесть лет в России численность учреждений социального обслуживания семьи и детей возросла в 21 раз и составляет в настоящее время около 2300 учреждений, предоставляющих более 23 млн. различных видов социальных услуг. 
Быстрыми темпами развиваются социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (рост составил более чем в 5 раз за 6 лет), реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, их численность выросла в 2 раза. 
Появились новые типы учреждений: кризисные центры для женщин, центры для мужчин, центры для несовершеннолетних мам. Однако нормативы обеспеченности населения социальными услугами остаются низкими. Так, обеспеченность населения социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних детей в среднем по России составляет - 6,7%. В 24 регионах учреждения данного типа отсутствует. 
Обеспеченность социальными приютами составляет 10,4%, центрами помощи семье и детям - 6,4 %, домами-интернатами для пожилых людей и инвалидов - 60%. 
Уровень удовлетворенности населения различными видами социальных услуг имеет существенную дифференциацию по субъектам Российской Федерации. В столице и регионах постоянно ведутся поиски наиболее приемлемых для конкретных условий форм и методов социальной работы. В Москве, к примеру, ведется интересный проект по восстановительной юстиции, задачей которой является не наказание подростков совершивших правонарушение, а примирение его с жертвой и возмещение ущерба.


Информация о работе Состояние и перспектива развития социальных служб