Соотношение природного и социального в человеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:45, реферат

Описание работы

Ещё доисторическим людям на степени их мифологического мировоззрения было известно, что причиной всего этого является что-то, которое находится в самом человеке. Это "что-то" они назвали душой. Платон сделал величайшее научное открытие. Он установил, что душа человека состоит из трёх частей: разума, чувств и воли. Весь духовный мир человека рождается именно его разумом, его чувствами и его волей. Не смотря на неисчислимое разнообразие духовного мира, его неисчерпаемость, в нём, в самом деле, нет ничего другого, кроме проявлений интеллектуальных, эмоциональных и волевых элементов.

Работа содержит 1 файл

социология реферат.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

Введение 

Социальная жизнь – это человек  –  существо  социальное.  Но  в  то  же   время   и   высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое.

       Как  и  всякий  биологический   вид,  Homo   sapiens   характеризуется

определенной  совокупностью видовых признаков. Каждый из этих  признаков у разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах.  На проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные процессы. Так, например,  нормальная  продолжительность  жизни  человека  в настоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того,  что  он  не  страдает наследственными заболеваниями и не будет  подвергаться  пагубному  внешнему воздействию,  такому  как  инфекционные  заболевания,  дорожно-транспортные происшествия и т.п. Такова биологическая константа вида,  которая,  однако, изменяется под воздействием социальных закономерностей.

       Подобно  другим  биологическим   видам,   человек   имеет   устойчивые

разновидности, которые обозначаются, когда речь идет о  человеке,  понятием «расы». Расовая дифференциация людей  связана  адаптацией  различных  групп людей, населяющих различные регионы планеты, и  выражается  в  формировании специфических биологических, анатомических и физиологических признаков. Но, несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель любой расы  относится к единому виду Homo sapiens и обладает свойственными всем людям биологическими параметрами.

       Каждый человек по своей природе   индивидуален  и  неповторим,  каждый имеет  свой  собственный  набор  генов,  наследуемых   им   от   родителей.

Уникальность  человека усиливается  и  в  результате  влияния  социальных  и

биологических факторов в процессе развития,  ибо  каждый  индивид  обладает уникальным жизненным опытом. Следовательно,  род человеческий  бесконечно многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.  Пренебрежительное отношение к биологии  человека  недопустимо.  Тем более что  биологическая  организация  человеческого  существа  есть  нечто самоценное, и никакие социальные цели не могут  оправдать  ни  насилия  над ней, ни евгенических проектов ее переделки.

      Среди великого разнообразия  мира живых существ, обитающих  на планете Земля, лишь один человек обладает высоко развитым разумом, во многом благодаря которому он, собственно говоря, и смог выжить, сохраниться как биологический вид.

      Ещё доисторическим людям на  степени их мифологического мировоззрения было известно, что причиной всего этого является что-то, которое находится в самом человеке. Это "что-то" они назвали душой.  Платон сделал величайшее научное открытие. Он установил, что душа человека состоит из трёх частей: разума, чувств и воли. Весь духовный мир человека рождается именно его разумом, его чувствами и его волей. Не смотря на неисчислимое разнообразие духовного мира, его неисчерпаемость, в нём, в самом деле, нет ничего другого, кроме проявлений интеллектуальных, эмоциональных и волевых элементов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Соотношение природного и социального в человеке 

Фейербах  сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она  есть совокупность всех обусловленных  отношений. Фейербах, который не занимается критикой этой действительной сущности, оказывается поэтому вынужденным:

1) абстрагироваться  от хода истории, рассматривать  религиозное чувство абсолютно  и предположить абстрактного  изолированного — человеческого  индивида;

2) поэтому  у него человеческая сущность может рассматриваться только как “род”; как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов природными узами. Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он, с одной стороны, наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений; а с другой стороны, в качестве природного, телесного, чувственного, предметного существа, он, подобно животным и растениям, является страдающим, обусловленным и ограниченным существом, т. е. предметы его влечений существуют вне его, как не зависящие от него предметы; но эти предметы суть предметы его потребностей; это — необходимые, существенные для проявления и утверждения его сущностных сил предметы. То что человек есть телесное, обладающее природными силами, живое, действительное, чувственное, предметное существо, означает, что предметом своей сущности, своего проявления жизни он имеет действительные, чувственные предметы, или что он может проявить свою жизнь только на действительных, чувственных предметах. Быть предметным, природным, чувственным — это все равно, что иметь вне себя предмет, природу, чувство или быть самому предметом, природой, чувством для какого-нибудь третьего существа. Голод — есть естественная потребность; поэтому для своего удовлетворения и утоления он нуждается в природе вне его, в предмете вне его. Голод — это признанная потребность моего тела в некотором предмете, существующем вне моего тела и необходимом для его восполнения и для проявления его сущности. Солнце есть предмет растения, необходимый для него, утверждающий его жизни предмет, подобно тому как растение есть предмет солнца в качестве обнаружения животворной сила солнца, его предметной сущностной силы.

Существо, не имеющее вне себя своей природы, не есть природное существо, оно  не принимает участия в жизни  природы.

Условия, при которых происходит общение  индивидов — представляют собой  условия, относящиеся к их индивидуальности и не являются чем-то внешним для них; это условия, при которых эти определенные, существующие в определенных отношениях индивиды только и могут производить свою материальную жизнь и то, что с ней связано; следовательно, они являются условиями самодеятельности этих индивидов, а создаются они этой самонадеянностью. Веществу природы он сам [человек] противостоит как сила природы. Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки, ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы. В самом акте воспроизводства изменяются не только объективные условия — изменяются и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая и преобразовывая себя благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык. Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается, богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, — короче говоря, такие чувства, которые утверждают себя как человеческие сущностные силы — образование пяти внешних чувств — это работа всей до сих пор протекшей всемирной истории. Нормальное существование животных дано в тех одновременных с ними условиях, в которых они живут и к которым они приспосабливаются; условия же существования человека, лишь только он обособился от животного, в узком смысле слова еще никогда не имелись налицо в готовом виде: они должны быть выработаны впервые только последующим историческим развитием. Человек — единственное животное, которое способно выбраться благодаря труду из чисто животного состояния; его нормальным состоянием является то, которое соответствует его сознанию и должно быть создано им самим. Исходной точкой для индивидов всегда служили они сами, взятые, конечно, в рамках данных исторических условий и отношений, — а не в качестве “чистого” индивида в понимании идеологов. Но в ходе исторического развития, — как раз вследствие того, что при разделении труда общественные отношения неизбежно превращаются в нечто самостоятельное, — появляется различие между жизнью каждого индивида, они подчинены той или другой отрасли труда и связаны с ней условием. (Этого не следует понимать в том случае, будто, например, рантье, капиталист и т. д. перестают быть личностями, а в том смысле, что их личность обусловлена и определена вполне конкретными классовыми отношениями. И данное различие выступает лишь в их противоположности, а для них самих обнаруживается лишь тогда, когда они обанкротились). В сословии (а еще более в племени) это еще прикрыто: так, например, дворянин всегда остается дворянином, разночинец — всегда разночинцем, вне зависимости от прочих условий их жизни; это — не отделимое от их индивидуальности качество. Отличие индивида как личности от классового индивида, случайный характер, который имеют для индивида его жизненные условия, появляется лишь вместе с появлением того класса, который сам есть продукт буржуазии. Только конкуренция и борьба индивидов друг с другом порождает и развивает этот случайный характер как таковой. Поэтому при господстве буржуазии индивиды представляются более свободными, чем они были прежде, ибо их жизненные условия случайны для них, в действительности же они, конечно, менее свободны, ибо более подчинены вещественной силе. Отличие от сословия особенно ярко обнаруживается в противоположности буржуазии пролетариату. 

Роль  природных факторов в формировании социальной жизни 

Изучение  человеческих обществ начинается с  изучения основных  условий,

которые определяют их  функционирование,  их  "жизнь".  Понятие  "социальная жизнь" употребляется для обозначения комплекса явлений, которые возникают  в ходе взаимодействия человека и социальных  общностей,  а  также  совместного использования   природных   ресурсов,   необходимых    для    удовлетворения потребностей. Различаются биологические, географические, демографические и экономические основы общественной жизни.

      При  анализе  основ  социальной  жизни  следует  подвергнуть   анализу

особенности  биологии   человека   как   социального   субъекта,   создающих

биологические   возможности   человеческого   труда,   общения,    овладения

социальным  опытом, накопленным предыдущими  поколениями. К ним можно  отнести такую анатомическую особенность человека, как прямая походка.

      Она  позволяет  лучше   охватить  взглядом  окружающую   обстановку   и

использовать руки в процессе труда. Большую роль в функционировании  социальной  жизни  играют  почвы.  Их плодородие  в  сочетании  с  благоприятным  климатом  создает  условия   для прогресса  проживающего  на  них  народа.  Это  влияет  на  темпы   развития экономики и общества в целом. Скудные почвы сдерживают  достижение  высокого уровня жизни, требуют значительных затрат прилагаемых человеком усилий. 
 

Социальная  жизнь 

Социальная жизнь – это человек  –  существо  социальное.  Но  в  то  же   время   и   высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое.

       Как  и  всякий  биологический   вид,  Homo   sapiens   характеризуется

определенной  совокупностью видовых признаков. Каждый из этих  признаков у разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах.  На проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные процессы. Так, например,  нормальная  продолжительность  жизни  человека  в настоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того,  что  он  не  страдает наследственными заболеваниями и не будет  подвергаться  пагубному  внешнему воздействию,  такому  как  инфекционные  заболевания,  дорожно-транспортные происшествия и т.п. Такова биологическая константа вида,  которая,  однако, изменяется под воздействием социальных закономерностей.

       Подобно  другим  биологическим   видам,   человек   имеет   устойчивые

разновидности, которые обозначаются, когда речь идет о  человеке,  понятием «расы». Расовая дифференциация людей  связана  адаптацией  различных  групп людей, населяющих различные регионы планеты, и  выражается  в  формировании специфических биологических, анатомических и физиологических признаков. Но, несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель любой расы  относится к единому виду Homo sapiens и обладает свойственными всем людям биологическими параметрами.

       Каждый человек по своей природе   индивидуален  и  неповторим,  каждый имеет  свой  собственный  набор  генов,  наследуемых   им   от   родителей.

Уникальность  человека усиливается и в результате  влияния социальных  и

биологических факторов в процессе развития,  ибо  каждый  индивид  обладает уникальным жизненным опытом.  Следовательно,  род  человеческий  бесконечно многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.  Пренебрежительное отношение к биологии  человека  недопустимо.  Тем более что  биологическая  организация  человеческого  существа  есть  нечто самоценное, и никакие социальные цели не могут  оправдать  ни  насилия  над ней, ни евгенических проектов ее переделки.

      Среди великого разнообразия  мира живых существ, обитающих  на планете Земля, лишь один человек обладает высоко развитым разумом, во многом благодаря которому он, собственно говоря, и смог выжить, сохраниться как биологический вид.

      Ещё доисторическим людям на  степени их мифологического мировоззрения было известно, что причиной всего этого является что-то, которое находится в самом человеке. Это "что-то" они назвали душой.  Платон сделал величайшее научное открытие. Он установил, что душа человека состоит из трёх частей: разума, чувств и воли. Весь духовный мир человека рождается именно его разумом, его чувствами и его волей. Не смотря на неисчислимое разнообразие духовного мира, его неисчерпаемость, в нём, в самом деле, нет ничего другого, кроме проявлений интеллектуальных, эмоциональных и волевых элементов. 
 

Культура  и её влияние на общественное развитие

Информация о работе Соотношение природного и социального в человеке