Содержание и методика социальной работы с инвалидами

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть содержание и методику социальной работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть ключевые понятия (инвалид, инвалидность, нетрудоспособность, реабилитация, группа инвалидности).
2. Изучить правовые основы, содержание и основные формы социальной работы с инвалидами.

Работа содержит 1 файл

КР Содержание и методика социальной работы с инвалидами.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

 

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указано право инвалидов на получение социальной помощи. Однако в нашей стране люди с ограниченными возможностями и их семьи являются одной из наиболее социально уязвимых категорий населения, что создает необходимость постоянного и целенаправленного изучения проблем инвалидов и совершенствования системы их социальной поддержки.

Основной задачей социального  работника при работе с данной группой населения является оказание им медико-социальной, психологической и правовой помощи, а также, по возможности, их социальная интеграция.

Цель работы: рассмотреть содержание и методику социальной работы с людьми с ограниченными возможностями  здоровья.

Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть ключевые понятия  (инвалид, инвалидность, нетрудоспособность, реабилитация, группа инвалидности).

2.  Изучить правовые основы, содержание  и основные формы социальной  работы с инвалидами.

 

1. Основные понятия

1.1. Понятие инвалидность, инвалид, нетрудоспособность, реабилитация

 

В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации" дается более  полное определение инвалидности.

Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью [1].

Социальные изменения, объективно происходящие в современном обществе и отражающиеся в сознании людей, выражаются в стремлении расширить содержание терминов "инвалид", "инвалидность". Так, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты в качестве стандартов для мирового сообщества такие признаки понятия "инвалидность":

— любая потеря или нарушение  психологической, физиологической  или анатомической структуры  или функции;

— ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека;

— затруднение, вытекающее из указанных  выше недостатков, которое полностью  или частично мешает человеку выполнять  какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности) [4, с. 7].

Инвалидность в детском возрасте — состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре".

Лицо с ограниченными возможностями  здоровья — лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Физический недостаток — подтвержденные в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хронические соматическое или инфекционное заболевания.

Психический недостаток — подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, а также нарушение умственного развития, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении;

Нетрудоспособность — ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Медико-социальная экспертиза (МСЭ) — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Степень ограничения жизнедеятельности  — величина отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья.

Реабилитация инвалидов — 1) процесс  и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма; 2) система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Реабилитационный потенциал — комплекс биологических и психофизиологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности.

Реабилитационный прогноз — предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала [5, с. 119-122].

1.2. Группы инвалидности

 

Все инвалиды по разным основаниям делятся  на несколько групп:

— по возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые;

— по происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания;

— по характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным  и неподвижным группам;

— по степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению какой-либо категории жизнедеятельности либо их сочетанию.

Критерием для установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения  здоровья со стойким выраженным расстройством  функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению какой-либо категории жизнедеятельности либо их сочетанию.

Критерием для определения третьей  группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к нерезко или умеренно выраженному ограничению какой-либо категории жизнедеятельности или их сочетанию.

Основными категориями жизнедеятельности, определяющими установление соответствующей  группы инвалидности, являются:

— способность к самообслуживанию — способность самостоятельно удовлетворять  основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены;

— способность к передвижению —  способность самостоятельно перемещать в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности;

— способность к трудовой деятельности — способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к  содержанию, объему и условиям выполнения работы;

— способность к ориентации —  способность определяться во времени и пространстве;

— способность к общению —  способность к установлению контактов  между людьми путем восприятия, переработки  и передачи информации;

— способность контроля за своим  поведением — способность к осознанию  себя к адекватному поведению с учетом социально-правовых норм.

Также выделяют способность к обучению, ограничение которой может быть основанием для установления второй группы инвалидности, при сочетании  с одной или несколькими другими  категориями жизнедеятельности. Способность к обучению — это способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и других), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).

В зависимости от того, как сильно нарушены функции организма и насколько существенными являются ограничения жизнедеятельности, может быть установлена инвалидность I, II или III группы [4, с. 8-10].

 

2. Особенности социальной работы с инвалидами

2.1. Правовые основы социальной работы с инвалидами

 

Комплекс социальных вмешательств в нашей стране определен законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Цель государственной политики в области социальной защиты инвалидов - обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Закон юридически устанавливает меры социальной защиты инвалидов, которые являются расходными обязательствами РФ, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ.

К ведению федеральных органов  государственной власти в области  социальной защиты инвалидов относятся:

1) определение государственной политики в отношении инвалидов;

2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты);

3) контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов [5, с. 128-129].

В «Основах Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.) прописаны права инвалидов  в области охраны здоровья. В статье 27 «Права инвалидов» указывается, что инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку.

Нетрудоспособные инвалиды имеют  право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной  или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности — на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения [2, с. 6].

Установлены общие принципы организации и осуществление медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, критерии, условия для признания лица инвалидом; стандарты на технические средства реабилитации, средства связи и информатики, нормы и правила, обеспечивающие доступность для инвалидов среды жизнедеятельности; определены соответствующие сертификационные требования.

Определен порядок аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов. Установлена единая системы учета инвалидов в Российской Федерации, в том числе детей-инвалидов, и организация на основе этой системы статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом.

В РФ предусмотрена административная, гражданская, правовая, и уголовная  ответственность за причинение вреда  здоровью, приведшего к инвалидности.

Глава IV закона «О социальной защите инвалидов в РФ» подробно регламентирует обеспечение жизнедеятельности инвалидов, которое включает:

1) медицинскую  помощь инвалидам (ст. 13);

2) обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации (ст. 14);

3) обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (ст. 15), статья предусматривает ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

4) обеспечение инвалидов жилой площадью (ст. 17);

5) воспитание и обучение детей-инвалидов (ст. 18);

6) образование инвалидов (ст. 19);

7) обеспечение занятости инвалидов (ст. 20), введение квот для приема на работу инвалидов (ст. 21), выделение специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов (ст. 22);

8) условия труда инвалидов (ст. 23) и др.

Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

Инвалиды, как нетрудоспособные граждане, в  соответствии со статьей 4 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации», имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению (пенсия по инвалидности). В соответствии со статьей 11 этого закона право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в РФ инвалиды [1; 5, с. 129-131].

Информация о работе Содержание и методика социальной работы с инвалидами