Соціологія особистості

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:06, реферат

Описание работы

Человек личностью не рождается, он ею становится. Процесс становления и развития личности называется социализацией. Он начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости. В течение его люди усваивают культурные нормы и осваивают социальные роли, иначе говоря, приобретают свое социальное "Я".
У животных, особенно тех, кто живет стаями, существует в зачаточной форме обучение "правилам жизни", но социализация у них отсутствует. Обучают у животных старшие особи младших. У человека социализация носит двунаправленный характер. Не только старшее поколение передает молодым нормы и ценности, но и молодежь, легко приспосабливаясь к изменившимся социальным условиям, учит старших. Человек становится личностью не потому, что рожден человеком, но только потому, что он обучался и взаимодействовал с себе подобными. Если человеческое дитя попадает в стаю животных, оно становится животным. Таких детей называют феральными (дикими) людьми. В человеческое общество они не могут войти, вписаться, т. к. им не у кого было учиться языку, правилам поведения, обычаям, профессиональным навыкам, абстрактному мышлению и многому другому.

Работа содержит 1 файл

Соціологія особистості.docx

— 79.18 Кб (Скачать)

 
 

Міністерство  освіти і науки України

Сєверодонецький хіміко – механічний технікум

     Східноукраїнського  національного університету імені  Володимира Даля 
 
 
 

    Соціологія
    (Назва  навчальної дисципліни)
     
    Соціологія  особистості
    (Тема  контрольної роботи)
     
    КОНТРОЛЬНА  РОБОТА
     
    Свинцов Дмитро Вікторович
    (Прізвище, ім'я, по батькові)
     
    Шифр 5.07010602 Група ОРА – 09 з
           
    м. Сєверодонецьк, пр. Хіміков 16/42; 0505722509
    (Адреса  та телефон студента)
       
       
       
       
    Перевірив викладач ______Дворнік І. Л.____
    «_______» ___________ 20___р.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Человек личностью не рождается, он ею становится. Процесс становления и развития личности называется социализацией. Он начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости. В течение его люди усваивают культурные нормы и осваивают социальные роли, иначе говоря, приобретают свое социальное "Я".

     У животных, особенно тех, кто живет  стаями, существует в зачаточной форме  обучение "правилам жизни", но социализация у них отсутствует. Обучают у животных старшие особи младших. У человека социализация носит двунаправленный характер. Не только старшее поколение передает молодым нормы и ценности, но и молодежь, легко приспосабливаясь к изменившимся социальным условиям, учит старших. Человек становится личностью не потому, что рожден человеком, но только потому, что он обучался и взаимодействовал с себе подобными. Если человеческое дитя попадает в стаю животных, оно становится животным. Таких детей называют феральными (дикими) людьми. В человеческое общество они не могут войти, вписаться, т. к. им не у кого было учиться языку, правилам поведения, обычаям, профессиональным навыкам, абстрактному мышлению и многому другому.

     Предназначение  процесса становления своего социального "Я" — поиск человеком своего социального места в общественном разделении труда.

     У новорожденного нет личности, нет "Я". Он не может различить границы между собой и не собой. По мере овладения прямохождением, речью, развитием мышления, сознания  ребенок начинает выделять свое "Я" из понятия о других. Н. Смелзер выделил четыре основных механизма социализации детей — имитация, идентификация, стыд и вина. Дети в процессе становления "Я" пробуют различные модели поведения, по реакции окружающих определяя, что делать позволительно, а что нельзя. В дальнейшем почти всю свою жизнь мы считаемся с реакцией на наше поведение других людей, с учетом их мнения и оценок поправляем свои действия. Таким образом, наше "Я" обитает одновременно и в нашем теле и вне его. "Я" в нашем теле — сумма психических процессов. "Я" вне тела — социальные отношения.

     Социализация  — процесс, не поддающийся манипулированию, его нельзя ни ускорить, ни замедлить. Он проходит через две ступени  — первичная охватывает первые два  жизненных цикла — детство  и юность; вторичная — охватывает последние два жизненных цикла — зрелость и старость.

     Детство длится первые тринадцать лет жизни  человека. Ни одно живое существо не имеет такого долгого этапа созревания. Человеческий ребенок рождается  более  беспомощным по сравнению  с детенышами животных, кроме того, жить ему приходится в крайне сложной и меняющейся среде — обществе, отсюда и такой длительный срок  развития. В детстве примерно до 5 лет личность формируется на 70%. Стоит запоздать с социализацией, как начнутся необратимые процессы.

     Юность  начинается с 13 лет. В этот период происходят важные физиологические изменения  и психические сдвиги — склонность к противоположному полу, усиление агрессивности, склонности к риску, стремление к независимости, самостоятельности. Если дети послушны, оценивают мир глазами родителей, учителей, то подростки стремятся к созданию собственной системы ценностей. В юности завершается создание социального "Я", формируется мировоззрение. Главная трудность — ролевой конфликт. В правовом отношении, подростки рассматриваются как дети, в психологическом — уже созрели для принятия важных решений. Ролевое бесправие и отсутствие опыта толкают юных к экстремальным формам поведения: преступности, наркомании, половой свободе и т. д.

     Признаками  наступления зрелости служат экономическая, политическая и социальная самостоятельность человека. Очень важным показателем является вступление в брак, потому что впервые молодой человек из объекта социализации превращается в ее агента — сначала по отношению к супруге (супругу), затем — к ребенку.

     Приспособление  к старости не обязательно представляет собой процесс роста. Развитие личности может прекратиться или даже повернуться вспять из-за ослабления физических и психологических возможностей человека, что часто происходит в старости. С уходом на пенсию меняется статус — от работника и кормильца к потребителю. В современном обществе даже роли пожилых людей четко не определены. Вдова уже больше не жена, чиновник, ушедший на пенсию уже не вице-президент. Если в традиционном обществе старики выступают в роли советников, мудрецов, наставников, то в современном обществе они не пользуются особым престижем или почетом. У них растет чувство изолированности, зависимости от других, исчезают жизненные планы. Годам к семидесяти человек, как правило, начинает социализацию к смерти — подготовку моральную и материальную -  к окончанию жизни.

     Поскольку социализация делится на два вида — первичную и вторичную, постольку  ее агенты  делятся на первичных и вторичных.

     Агенты  первичной социализации — родители, сверстники, родственники, любимые учителя, личные тренеры, семейные врачи, лидеры молодежных группировок.

     Агенты  вторичной социализации — администрация  школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации (СМИ), лидеры партий и т. д. Их называют еще институтами социализации.

     Агенты  первичной социализации наиболее сильно влияют на человека в первой половине жизни, хотя по убывающей их воздействие  сохраняется и во второй. Институты  социализации преобладают во второй половине жизни человека. Первые выполняют  каждый множество функций (мать-опекун, администратор, воспитательница, учительница, подруга и т. д.), вторые — одну, две (СМИ — информация, идеологическая обработка).

     Среди агентов первичной социализации в превосходящей позиции находятся родители и сверстники - друзья. Родители желают, чтобы их ребенок стремился походить на взрослых, а у ровесников он учится быть ребенком. Родители наказывают его за ошибочные решения, за двойки, за нарушение нравственных принципов, норм; ровесники к его ошибкам либо равнодушны, либо их одобряют. Ровесники выполняют важную функцию — облегчают переход от состояния детской зависимости к взрослости, учат быть лидером, добиваться господства над другими — чему родители явно научить не могут. Поэтому родители часто смотрят на сверстников детей как на конкурентов в борьбе за влияние.

     Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы. Объясняется это  тем, что первые универсальны, а вторые — нет. Так, взаимозаменяемы функции  родителей и родственников, но директор школы не сможет заменить премьер-министра. Кроме того, социализаторская деятельность первичных агентов не оплачивается в отличие от вторых.

     Начальная (первичная) социализация — область  межличностных отношений и предписанных статусов - является базисной в процессе становления, обучения и адаптации социального "Я". Вторичная продолженная социализация — область формальных социальных отношений и достигаемых статусов.

     Социализация  личности протекает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они не только обучают индивида, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения, выступая, таким образом, агентами социального контроля.

     Социальный  контроль — суть особого механизма  социальной регуляции поведения.

     Он  состоит из двух элементов — норм и санкций.

     

     Нормы — предписания правильного поведения  в обществе. К ним относятся  групповые привычки ("не задирай  нос перед своими", "не общайся  с начальством чаще, чем со своими"), обычаи (например, гостеприимства), традиции (например, подчинение детей родителям), нравы (манеры, мораль, этикет), законы, табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство, кровосмешение и т. д.). Обычаи, традиции, нравы, законы, табу называются иногда общими правилами. Нормы делятся также на ожидания и требования (см. рис.).

     Социальные  нормы выполняют важные функции:

  • регулирование общего хода социализации;
  • интеграция индивидов в группы, а групп в общество;
  • контроль отклоняющегося (девиантного) поведения;
  • образец поведения.

     Как же нормы помогают сохранению общества? Нужно запомнить, что нормы оформляют  обязанности одного лица по отношению  к другим. Запрещая индивидам присваивать  чужие вещи, убивать людей, клеветать  и завидовать, нормы ставят их в  определенные отношения с членами  групп, с правящим классом, соседями. Нормы  - это еще и ожидания. Если человек соблюдает нормы, он должен вести себя в соответствии с ожиданиями других. При нарушении этого правила возникает хаос. Если пешеходы переходят улицу, не обращая внимания на светофор, уличное движение становится беспорядочным.

     Нормы — стражники ценностей. Например, с древнейших времен высоко ценились честь и достоинство семьи  потому, что семья — основная ячейка общества и заботиться о ней  общество обязано в первую очередь. Если мужчина может защитить честь и жизнь своих домочадцев, его статус повышается. Если не может — он  теряет свой статус. В традиционном обществе мужчина, способный охранять семью, автоматически становится ее главой. Жена, дети играют вторые, третьи роли. Не возникает споров о том, кто главнее, умнее, изобретательнее, поэтому семьи -  крепкие, единые в социально-психологическом отношении. В современном обществе мужчина в семье не имеет возможности продемонстрировать свои лидирующие функции. Вот почему семьи в настоящее время так нестабильны и конфликтны.

     Санкции — охранники норм. Социальные санкции  — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм (конформность), и  наказаний  за отклонение от них (т. е. девиантность). Необходимо отметить, что конформность — представляет собой лишь внешнее согласие с общепринятым. Внутренне индивид может таить в себе несогласие с нормами, но никому не говорить о том. Конформность есть цель социального контроля.

     Различаются четыре типа санкций:

  1. Формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных организаций, оформленное документами с подписями и печатями. К ним относятся, например, награждение орденами, званиями, премиями, допуск к высоким должностям и т. п.
  2. Неформальные позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: комплимент, улыбка, слава, аплодисменты и т. д.
  3. Формальные негативные санкции: наказания, предусмотренные законами, инструкциями, указами и прочее. Это арест, заключение в тюрьме, отлучение от церкви, штраф и т. д.
  4. Неформальные негативные санкции — наказания, не предусмотренные законами — издевка, порицание, нотация, пренебрежение, распускание слухов, фельетон в газете, клевета и т. п.

     Нормы и санкции соединены в одно целое. Если у какой-то нормы отсутствует  сопровождающая ее санкция, то она теряет свою регулирующую функцию. Скажем, в XIX в. в странах Западной Европы нормой считалось рождение детей в законном браке. Незаконнорожденные исключались из наследования имущества родителей, они не могли заключить достойные браки, ими пренебрегали в повседневном общении. Постепенно общество по мере  осовременивания исключало санкции за нарушение данной нормы, смягчалось общественное мнение. В итоге норма перестала существовать.

Информация о работе Соціологія особистості