Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:06, реферат
Человек личностью не рождается, он ею становится. Процесс становления и развития личности называется социализацией. Он начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости. В течение его люди усваивают культурные нормы и осваивают социальные роли, иначе говоря, приобретают свое социальное "Я".
У животных, особенно тех, кто живет стаями, существует в зачаточной форме обучение "правилам жизни", но социализация у них отсутствует. Обучают у животных старшие особи младших. У человека социализация носит двунаправленный характер. Не только старшее поколение передает молодым нормы и ценности, но и молодежь, легко приспосабливаясь к изменившимся социальным условиям, учит старших. Человек становится личностью не потому, что рожден человеком, но только потому, что он обучался и взаимодействовал с себе подобными. Если человеческое дитя попадает в стаю животных, оно становится животным. Таких детей называют феральными (дикими) людьми. В человеческое общество они не могут войти, вписаться, т. к. им не у кого было учиться языку, правилам поведения, обычаям, профессиональным навыкам, абстрактному мышлению и многому другому.
Міністерство освіти і науки України
Сєверодонецький хіміко – механічний технікум
Східноукраїнського
національного університету імені
Володимира Даля
Соціологія | ||||||
(Назва навчальної дисципліни) | ||||||
Соціологія особистості | ||||||
(Тема контрольної роботи) | ||||||
КОНТРОЛЬНА РОБОТА | ||||||
Свинцов Дмитро Вікторович | ||||||
(Прізвище, ім'я, по батькові) | ||||||
Шифр | 5.07010602 | Група | ОРА – 09 з | |||
м. Сєверодонецьк, пр. Хіміков 16/42; 0505722509 | ||||||
(Адреса та телефон студента) | ||||||
Перевірив викладач | ______Дворнік І. Л.____ | |||||
«_______» ___________ 20___р. |
Человек личностью не рождается, он ею становится. Процесс становления и развития личности называется социализацией. Он начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости. В течение его люди усваивают культурные нормы и осваивают социальные роли, иначе говоря, приобретают свое социальное "Я".
У животных, особенно тех, кто живет стаями, существует в зачаточной форме обучение "правилам жизни", но социализация у них отсутствует. Обучают у животных старшие особи младших. У человека социализация носит двунаправленный характер. Не только старшее поколение передает молодым нормы и ценности, но и молодежь, легко приспосабливаясь к изменившимся социальным условиям, учит старших. Человек становится личностью не потому, что рожден человеком, но только потому, что он обучался и взаимодействовал с себе подобными. Если человеческое дитя попадает в стаю животных, оно становится животным. Таких детей называют феральными (дикими) людьми. В человеческое общество они не могут войти, вписаться, т. к. им не у кого было учиться языку, правилам поведения, обычаям, профессиональным навыкам, абстрактному мышлению и многому другому.
Предназначение процесса становления своего социального "Я" — поиск человеком своего социального места в общественном разделении труда.
У новорожденного нет личности, нет "Я". Он не может различить границы между собой и не собой. По мере овладения прямохождением, речью, развитием мышления, сознания ребенок начинает выделять свое "Я" из понятия о других. Н. Смелзер выделил четыре основных механизма социализации детей — имитация, идентификация, стыд и вина. Дети в процессе становления "Я" пробуют различные модели поведения, по реакции окружающих определяя, что делать позволительно, а что нельзя. В дальнейшем почти всю свою жизнь мы считаемся с реакцией на наше поведение других людей, с учетом их мнения и оценок поправляем свои действия. Таким образом, наше "Я" обитает одновременно и в нашем теле и вне его. "Я" в нашем теле — сумма психических процессов. "Я" вне тела — социальные отношения.
Социализация — процесс, не поддающийся манипулированию, его нельзя ни ускорить, ни замедлить. Он проходит через две ступени — первичная охватывает первые два жизненных цикла — детство и юность; вторичная — охватывает последние два жизненных цикла — зрелость и старость.
Детство длится первые тринадцать лет жизни человека. Ни одно живое существо не имеет такого долгого этапа созревания. Человеческий ребенок рождается более беспомощным по сравнению с детенышами животных, кроме того, жить ему приходится в крайне сложной и меняющейся среде — обществе, отсюда и такой длительный срок развития. В детстве примерно до 5 лет личность формируется на 70%. Стоит запоздать с социализацией, как начнутся необратимые процессы.
Юность начинается с 13 лет. В этот период происходят важные физиологические изменения и психические сдвиги — склонность к противоположному полу, усиление агрессивности, склонности к риску, стремление к независимости, самостоятельности. Если дети послушны, оценивают мир глазами родителей, учителей, то подростки стремятся к созданию собственной системы ценностей. В юности завершается создание социального "Я", формируется мировоззрение. Главная трудность — ролевой конфликт. В правовом отношении, подростки рассматриваются как дети, в психологическом — уже созрели для принятия важных решений. Ролевое бесправие и отсутствие опыта толкают юных к экстремальным формам поведения: преступности, наркомании, половой свободе и т. д.
Признаками наступления зрелости служат экономическая, политическая и социальная самостоятельность человека. Очень важным показателем является вступление в брак, потому что впервые молодой человек из объекта социализации превращается в ее агента — сначала по отношению к супруге (супругу), затем — к ребенку.
Приспособление к старости не обязательно представляет собой процесс роста. Развитие личности может прекратиться или даже повернуться вспять из-за ослабления физических и психологических возможностей человека, что часто происходит в старости. С уходом на пенсию меняется статус — от работника и кормильца к потребителю. В современном обществе даже роли пожилых людей четко не определены. Вдова уже больше не жена, чиновник, ушедший на пенсию уже не вице-президент. Если в традиционном обществе старики выступают в роли советников, мудрецов, наставников, то в современном обществе они не пользуются особым престижем или почетом. У них растет чувство изолированности, зависимости от других, исчезают жизненные планы. Годам к семидесяти человек, как правило, начинает социализацию к смерти — подготовку моральную и материальную - к окончанию жизни.
Поскольку социализация делится на два вида — первичную и вторичную, постольку ее агенты делятся на первичных и вторичных.
Агенты первичной социализации — родители, сверстники, родственники, любимые учителя, личные тренеры, семейные врачи, лидеры молодежных группировок.
Агенты вторичной социализации — администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации (СМИ), лидеры партий и т. д. Их называют еще институтами социализации.
Агенты первичной социализации наиболее сильно влияют на человека в первой половине жизни, хотя по убывающей их воздействие сохраняется и во второй. Институты социализации преобладают во второй половине жизни человека. Первые выполняют каждый множество функций (мать-опекун, администратор, воспитательница, учительница, подруга и т. д.), вторые — одну, две (СМИ — информация, идеологическая обработка).
Среди
агентов первичной социализации
в превосходящей позиции
Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые — нет. Так, взаимозаменяемы функции родителей и родственников, но директор школы не сможет заменить премьер-министра. Кроме того, социализаторская деятельность первичных агентов не оплачивается в отличие от вторых.
Начальная (первичная) социализация — область межличностных отношений и предписанных статусов - является базисной в процессе становления, обучения и адаптации социального "Я". Вторичная продолженная социализация — область формальных социальных отношений и достигаемых статусов.
Социализация личности протекает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они не только обучают индивида, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения, выступая, таким образом, агентами социального контроля.
Социальный контроль — суть особого механизма социальной регуляции поведения.
Он состоит из двух элементов — норм и санкций.
Нормы
— предписания правильного
Социальные нормы выполняют важные функции:
Как же нормы помогают сохранению общества? Нужно запомнить, что нормы оформляют обязанности одного лица по отношению к другим. Запрещая индивидам присваивать чужие вещи, убивать людей, клеветать и завидовать, нормы ставят их в определенные отношения с членами групп, с правящим классом, соседями. Нормы - это еще и ожидания. Если человек соблюдает нормы, он должен вести себя в соответствии с ожиданиями других. При нарушении этого правила возникает хаос. Если пешеходы переходят улицу, не обращая внимания на светофор, уличное движение становится беспорядочным.
Нормы — стражники ценностей. Например, с древнейших времен высоко ценились честь и достоинство семьи потому, что семья — основная ячейка общества и заботиться о ней общество обязано в первую очередь. Если мужчина может защитить честь и жизнь своих домочадцев, его статус повышается. Если не может — он теряет свой статус. В традиционном обществе мужчина, способный охранять семью, автоматически становится ее главой. Жена, дети играют вторые, третьи роли. Не возникает споров о том, кто главнее, умнее, изобретательнее, поэтому семьи - крепкие, единые в социально-психологическом отношении. В современном обществе мужчина в семье не имеет возможности продемонстрировать свои лидирующие функции. Вот почему семьи в настоящее время так нестабильны и конфликтны.
Санкции
— охранники норм. Социальные санкции
— разветвленная система
Различаются четыре типа санкций:
Нормы и санкции соединены в одно целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она теряет свою регулирующую функцию. Скажем, в XIX в. в странах Западной Европы нормой считалось рождение детей в законном браке. Незаконнорожденные исключались из наследования имущества родителей, они не могли заключить достойные браки, ими пренебрегали в повседневном общении. Постепенно общество по мере осовременивания исключало санкции за нарушение данной нормы, смягчалось общественное мнение. В итоге норма перестала существовать.