Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:31, контрольная работа
Социальная стратификация и мобильность – центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий
Актуальность темы заключается в том, что социальная мобильность служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Все люди начинают процесс проникновения в общество в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни.
Содержание
Введение
1. Социальная мобильность: понятия, типы, виды, основные каналы
2. Основные показатели социальной мобильности
3. Ответ на приведенное суждение
Заключение
Список использованной литературы
Список терминов
Список имен известных социологов
Степень мобильности в обществе определяется двумя факторами:
1. диапазоном мобильности в обществе.
Диапазон мобильности, характеризующий данное общество, зависит от того, какое количество различных статусов в нем существует. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности переместиться из одного статуса в другой.
Для феодального общества характерно очень малое количество вакансий на высокие должности для тех, кто обладал низким статусом. Некоторые социологи считают, что, вероятнее всего, здесь не было восходящей мобильности.
Индустриальное общество расширило диапазон мобильности. Для него характерно гораздо большее количество различных статусов.
Основная тенденция развития индустриального общества заключается в том, что в нем одновременно увеличиваются богатства и число высокостатусных позиций, что в свою очередь ведет к росту численности среднего класса, ряды которого пополняют выходцы из низших страт.
2. условиями, которые позволяют людям перемещаться или исторический тип стратификации.
Кастовое и сословное общества ограничивают социальную мобильность, накладывая серьезные ограничения на любое изменение статуса. Такие общества называются закрытыми.
В индустриальном обществе, которое социологи относят к типу открытых обществ, прежде всего, ценятся индивидуальные достоинства и достигаемый статус. В таком обществе уровень социальной мобильности довольно высок.
3. Приведено суждение: «Социальные барьеры – это социальные фильтры, отбраковывающие засоренную воду и пропускающие на верх общества, где принимаются жизненно важные для него решения, чистую воду. Так должно быть в идеале. Но фильтры часто ломаются: титулы и должности покупают, аттестаты об образовании подделывают, капиталы воруют, семейное положение не учитывают».
Как вы думаете, в каком обществе – открытом или закрытом – чаще ломаются фильтры.
Ответ обоснуйте.
«Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в её трёх основных ипостасях – экономической, политической и профессиональной». (П.А. Сорокин)
В открытом обществе положение индивида, по крайней мере, теоретически, не определяется происхождением; все они открыты каждому, кто хочет занять их; в них нет юридических и религиозных препятствий к подъему или спуску по социальной лестнице. Все это способствует вертикальной мобильности в таких обществах. Социальный слой в демократических группах более открыт, в нем больше отверстий и «лифтов» для спуска и подъема. Естественно, все это производит впечатление отсутствия слоев, хотя они, конечно же, существуют.
Следовательно, можно сделать вывод, что социальные фильтры чаще ломаются в открытом обществе, нежели наоборот. Для того чтобы преодолеть социальные барьеры в закрытом обществе индивид должен обладать выдающимися качествами и уметь использовать их на благо данного общества. Тем не менее, фильтры ломаются и в закрытом обществе.
Заключение
В результате изучения процесса мобильности можно сделать следующие выводы: люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии. Социологи изучали социальную мобильность, опираясь главным образом на историю человечества. Конечно, социальные перемещения не происходят гладко, а подвержены преодолению более или менее существенных барьеров.
Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. С другой стороны, общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально – классовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто не способен применить свои таланты.
Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым прибегают индивиды в процессе социальной мобильности это есть изменение образа жизни, развитие типичного статусного поведения, изменение социального окружения и брак с представителями более высокого статусного слоя.
Таким образом, процесс мобильности в целом принимает самые различные формы – от простого перехода из семьи в семью до хитроумных и сложных действий, направленных на достижение высокого статуса.
Значимость проведенного анализа заключается в том, что социальная мобильность полезна и необходима и служит неотъемлемой частью в развитии любого общества.
Список использованной литературы
1. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. Учебник. - М.: Просвещение, 2009. – 320 с.
2. Волков Ю. Г., Добреньков В. Н. Социология. Учебник / Под ред. Проф. Ю. Г. Волкова. – Изд. 2-е, испр. И доп. – М.: Гардарики, 2002. – 512 с.
3. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2002.– 640 с.
4. Лавриненко В.Н., Нартов Н.А., Шабанова О.А., Лукашова Г.С.; Под ред.проф. Лавриненко В.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 407с.
5. Левитин К.М. История социологии. – М.: Наука 2003. – 340 с.
6. Михаилов С.В. Социологические школы Европы и Америки. – М.: ЭСКО, 2009 – 440 С.
7. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность. // Питирим Сорокин. «Человек. Цивилизация. Общество» М., 1992. С. 302-373.
Список терминов
1. Авторитет – установленное и узаконенное право руководить действиями и поведением других людей.
2. Агрессия – враждебная внутренняя установка или враждебный тип действий индивида или группы по отношению к другому индивиду или группе. Агрессия выражается в поведении, направленном на нанесение вреда или ущерба другому как физически, так и морально.
3. Амальгамизация – биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.
4. Аномия – ситуация, когда одна или более личностей не могут интегрироваться со стабильными основными институтами общества, что приводит к отрицанию наиболее значимых норм доминирующей культуры и социальным отклонениям.
5. Власть – любая закрепленная социальными отношениями возможность настаивать на своем даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возможность выражается.
6. Группа социальная – совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
7. Зеркальное «Я» – человеческое «Я», открывающееся через реакцию других людей.
8. Изоляция социальная – социальное явление, при котором происходит отстранение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимодействий.
9. Ингруппа – группа или социальная категория, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности.
10. Лидерство – проявление индивидом его способности, качеств в поведении, соответствующем роли группового лидера.
11. Институционализация – процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.
12. Инфильтрация – проникновение индивида в более высокий по статусу социальный слой (страту) в процессе вертикальной восходящей мобильности.
13. Категория социальная – социальная общность, объединяющая индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками.
14. Квазигруппа – появляющаяся непреднамеренно социальная группа, в которой отсутствуют устойчивые ожидания, а взаимодействия между членами, как правило, односторонний.
15. Контркультура – совокупность принятых в группе культурных образцов, которые противоположны образцам доминирующей культуры и бросают ей вызов.
16. Контроль социальный – совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям.
17. Конформизм – поведение, контролируемое посредством группового давления. Группа с помощью вводимых ею норм поведения заставляет индивида следовать им для поддержания интеграции членов группы.
18. Кооперация – процесс, в ходе которого представители одной или нескольких социальных групп действуют совместно и скоординировано ради достижения единой цели. Основой кооперации является взаимная выгода.
19. Круг социальный – социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами.
20. Культура – некоторое сложное целое, включающее в себя духовные и материальные продукты, которые произведены, социально усвоены и разделяемы членами общества и могут передаваться другим людям или последующим поколениям.
21. Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общений.
22. Мобильность социальная – любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря человеческой деятельности, от одной социальной позиции к другой.
23. Поведение девиантное (отклоняющееся) – поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.
24. Разделение ролей – один из неосознанных способов, используемых личностью для снижения ролевой напряженности путем временного изъятия из жизни одной из ролей, выключения ее из сознания, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли.
25. Релятивизм культурный – подход к другим культурам, согласно которому члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете собственной культуры.
26. Роль социальная – поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Ограничивается совокупностью прав и обязанностей, соответствующих этому статусу.
27. Система кастовая – одна из форм социальной стратификации, которая представляет собой некоторое число иерархически ранжированных, закрытых эндогамных страт с системой предписанных ролей, где запрещены браки и резко ограничены контакты между представителями различных каст.
28. Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности.
29. Социология – наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах.
30. Статус социальный – ранг или позиция индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами.
31. Стереотип социальный – разделяемый членами группы образ другой группы или категории людей.
32. Структура социальная – внутреннее устройство общества или социальной группы, состоящее из определенным образом расположенных, упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в определенных рамках.
33. Субкультура – совокупность культурных образцов, тесно связанных с доминирующей культурой и в то же время отличающихся от нее.
34. Толпа – временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов.
35. Управление – функция специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей.
36. Фрустрация – психическое состояние человека, выражающееся в характерных переживаниях и поведении и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми как непреодолимые) трудностями на пути к достижению цели.
37. Функции латентные – часть функций социального института, которые трудно распознаются, осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными, а если признаны, то считаются побочными.
38. Экзогамия – ограничение в выборе партнера в браке, когда член группы должен выбирать партнера вне этой группы.
39. Эндогамия – ограничение в выборе партнера в браке, когда член группы обязан выбирать партнера только внутри своей группы.