Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 14:13, доклад
Досуг или свободное время - время, остающееся за пределами того времени, которое затрачивается на оплачиваемую или неоплачиваемую работу.
Существует классификация проведения свободного времени, введенная С.Г.Струмилиным:
физическое развитие: физкультура и спорт, прогулки, туризм;
культурная самодеятельность: общественные обязанности, учеба, посещение лекций, музеев, чтение книг, газет, художественная самодеятельность;
Федеральное
агентство по образованию
Российской Федерации
Государственное
образовательное
учреждение высшего
профессионального
образования
Такой-то
университет
им.
важного чувака
Институт
безделья
Кафедра
лени
Доклад на тему:
“Социополовые
особенности проведения свободного времени
для удовлетворения культурных потребностей”
Выполнил:
Научный
руководитель:
Москва,
2011
Досуг или свободное время - время, остающееся за пределами того времени, которое затрачивается на оплачиваемую или неоплачиваемую работу.
Существует классификация проведения свободного времени, введенная С.Г.Струмилиным:
Свободное время, как правило, направлено на развитие творческих способностей и задатков, повышение культурного уровня, на эстетическое, нравственное, физическое совершенствование человека.
Свободное время состоит из двух частей. Одна часть — это время, расходуемое на необходимую общественную, творческую и иную деятельность (повышение квалификации, учеба, занятия с детьми и т.п.). Другая часть — это собственно досуг (любительский труд, потребление духовных благ, занятия физической культурой, спортом, встречи с родственниками, друзьями, пассивный отдых и др.).
Можно выделить семь основных групп досуговых потребностей:
1. Информационные - просмотр телепередач, чтение газет, журналов и др.;
2. Развлекательные - посещение зрелищных учреждений и мероприятий, различные игры и т.д.;
3 . Общение - с членами семьи, друзьями, сослуживцами;
4. Физические - занятия физкультурой, спортом, туризмом;
5. Социальные (в узком смысле значения слова) - участие в деятельности общественных и религиозных организаций;
6. Образовательные - учеба, повышение квалификации, т.е. приобретение новых знаний и умений;
7. Простой отдых.
Существует множество способов проведения досуга, но обычно его проводят дома (70% мужчин и 80% женщин) - главным образом за телевизором и компьютером. Тем не менее, среди типов досуга существуют значительные половые и классовые различия, а также различия, связанные с жизненным циклом. В частности, мужчины больше, чем женщины, проводят свободного времени вне дома, при этом последние, вне зависимости от того, имеют они оплачиваемую работу или нет, имеют меньше свободного времени в целом. Представители классов профессионалов и менеджеров в большей степени, нежели представители других слоев, вовлечены во все сферы проведения досуга, что отчасти является отражением уровня их финансовых ресурсов. Молодежь и пожилые имеют больше свободного времени: в известном смысле, жизнь этих двух групп организована вокруг досуга.
Анализ распределения свободного времени между мужчинами и женщинами, между горожанами и селянами показывает, что у женщин остается намного меньше времени для досуга, чем у мужчин, как в рабочие, так и в выходные дни, особенно в сельской местности.
В проведении свободного времени дома или вне дома между супругами имеются существенные расхождения. Уже в начале брака женщина проводит дома гораздо больше свободного времени. Так как первый ребенок примерно в 1/3 семей рождается до брака или в течение первого года совместной жизни, женщины теснее связаны с домом и маленькими детьми, у мужчин же больше свободного времени для деятельности вне дома. В конце брака 8,7\% супружеских пар, по оценкам мужчин, и 5,6\%, по оценкам женщин, проводили свое свободное время вместе вне дома часто. Одни вне дома были более 1/3 мужчин и примерно 1/5 женщин.
Общие затраты времени на ведение домашнего хозяйства среднем на одну работающую женщину составили 3 ч. 13 мин. (рабочий день) и 6 ч. 18 мин. (выходной день). Структура этих за трат такова: работа по дому - 81,8% и 85,9%, в том числе: приготовление пищи - 41,8% и 33,4%; стирка, глажение - 12,6% и 18.8% шитье, вязка, уход за одеждой, обувью - 8,2% и 10,9%; уборка квартиры - 10,2% и 13,3%; ремонт бытовых приборов, мебели, жилы отопление - 1,2% и 1,8%; уход за детьми - 6,0% и 5,6%; прочие виды домашнего труда - 1,8% и 2,0%. К последним относятся затраты на покупку товаров и получение услуг - 18,2% (рабочий день) и 14,1% (выходной день), в том числе: на покупку продуктов - 13,9% и 9,2% на покупку непродовольственных товаров-4,0% и 3,7%; на получение услуг - 0,8% и 0,5%.
Бюджет времени рабочих и служащих по данным обследования 51 тыс. семей в марте 1985г.
Элементы суточного фонда времени | Затраты времени, час и мин | |||||
Мужчин | женщин | |||||
рабочий
день |
выходной
день |
рабочий
день |
выходной
день | |||
Рабочее время и время, связанное с работой | 9-48 | - | 9-35 | - | ||
На ведение домашнего хозяйства | 0-58 | 2-44 | 3-13 | 6-18 | ||
Работа
в личном подсобном
хозяйстве, на садовом, дачном участках |
0-04 |
0-17 |
0-01 |
0-04 | ||
Воспитание детей | 0-23 | 0-36 | 0-17 | 0-30 | ||
Свободное время | 3-42 | 8-38 | 2-07 | 6-02 | ||
Удовлетворение физиологических потребностей | 8-53 | 10-43 | 8-40 | 10-26 | ||
Другие затраты времени | 0-12 | 1-02 | 0-07 | 0-40 | ||
Итого | 24-00 | 24-00 | 24-00 | 24-00 |
Свободное время работающих (март 1985 г.)
Элементы свободного времени |
Свободное время, час и мин | |||
Мужчин | женщин | |||
рабочий
день |
выходной
день |
рабочий
день |
выходной
день | |
Посещение
театров, кино.
концертов, спортивных и других зрелищных мероприятий |
0-07 |
0-36 |
0-07 |
0-37 |
Просмотр телепередач, прослушивание радио | 2-04 | 3-78 | 1-09 | 2-18 |
Чтение газет, журналов, художественной литературы | 0-41 | 2-18 | 0-18 | 0-42 |
Прогулки и занятия спортом | 0-19 | 2-09 | 0-22 | 0-57 |
Другие виды затрат | 0-29 | 2-09 | 0-22 | 1-28 |
В среднем на одного работающего | 3-42 | 8-38 | 2-07 | 6-02 |
Общая закономерность в использовании рабочего времени работающими членами семей сводится к тому, что большая его часть используется пассивно, в основном на просмотр телепередач и прослушивание радио. Так, по рабочим дням у мужчин и женщин на это уходит 60% свободного времени, а на чтение - в среднем 1 0%. В выходные дни свободное время используется более разнообразно. Снижается доля пассивного отдыха в среднем до 40% и увеличиваются затраты времени на встречи, визиты, игры, посещение кафе и т. п.
Наибольшее влияние на этот результат оказали различия у мужчин и женщин в использовании ими свободного времени на просмотр телепередач и прослушивание радио (преимущество здесь у мужчин в 1 ч, или в 1,4 раза), чтение (у мужчин преимущество составило 36 мин, или в 1,9 раза) и особенно прогулки и занятия спортом (существенное преимущество у женщин -40 мин, или в 3,4 раза).