Социометрия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:55, статья

Описание работы

Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Якоб Морено. Реже, социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

Работа содержит 1 файл

cоциометрия.docx

— 20.28 Кб (Скачать)

Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Якоб Морено. Реже, социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

Одной из инноваций  Морено является т.наз. социограмма. Это схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний,внешний круг). Между индивидами прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений.

Модифицированный  вариант социометрии может применяться  и для исследования более крупных  групп, например, организаций или  групп населения.

Социометрия является прикладным методом как в психологии (социальная психология, психотерапия), так и в социологии. 

В 30-е годы нашего столетия на основе широкого использования  психоаналитического метода и гештальт-теории в русле психологической традиции в социологии возникла новая отрасль социологического знания, получившая названия социометрии, или микросоциологии.

 Под социометрией  принято понимать теоретическое  и прикладное направление социологической  науки, изучающее социопсихологические взаимоотношения личностей в малых группах.

 Создателем этой  теории является ученик Зигмунда  Фрейда, эмигрировавший из Румынии  в США, психиатр и социолог  Джекоб Морено (1892-1974).

 Сам Морено  определял созданную им дисциплину  следующим образом: «Математическое  учение психологических свойств  населения, экспериментальная техника  и результат, полученные при  применении количественно-качественного  метода».

 В качестве  трех важнейших базисных понятий  социометрии он называл: «социус» - товарищ; «метрум» - измерение; «драма» - действие. «Вместо анализа социальных классов, состоящих из миллионов людей, мы занимаемся тщательным анализом небольших групп. Это отход от социальной вселенной к ее атомарной структуре», - так Морено сформулировал свою программную концепцию.

 «Социометрия, - говорил  Морено, - изучает индивидуумов именно  в тот момент, когда они спокойно  вступают во взаимные отношения,  ведущие к образованию группы».  Важным моментом теоретических  построений Морено было положение  о том, что через раскрытие  социально-психических механизмов  в психических структурах сообществ  социометрия получает возможность  установления социального контроля  над поведением личностей и  социальных групп.

 Важнейшими инструментами  социометрического анализа являются  социометрические тесты, социоматрицы и различного рода социограммы, на которых во многом и базируется социометрический метод. Познакомимся поближе с используемыми методами в социометрии. Под социометрическим тестом в микросоциологии понимается один из приемов опроса людей, в ходе которого выполняется задание стандартной формы, позволяющее получить как бы «коллективное самовыражение опрашиваемых», т.е. количественно измеримые характеристики межличностных отношений в социальной группе. Вторым таким инструментом социометрии считается социоматрица – таблица, в которую при помощи графических и числовых обозначений заносятся полученные в результате исследований данные, характеризующие систему взаимоотношений людей в изучаемой группе. Третий инструмент социограммы дает соответствующее графическое (схематическое) выражение социальных отношений людей преимущественно в малых группах.

 Наряду с ними  в социометрии широко используются  разнообразные индексы, коэффициенты  и пр., позволяющие дать количественную  характеристику изучаемым явлениям  социального взаимодействия.

 Причиной общественных  изменений, как считал Морено, являются взаимоотношения индивидов,  складывающиеся из особых «микроэлементов», называемых «социальными электронами», или «телеэлементами». С помощью понятия «теле» («социогравитационный фактор») Морено пытался объяснить различные чувства, возникающие в процессе общения людей друг с другом, и определял его как простейшие единицы чувства, излучаемые человеком и направленные от индивида к индивиду. Интенсивное излучение «теле» «со знаком плюс», согласно утверждениям Морено, вызывает симпатию, а излучение «теле» «со знаком минус» - антипатию.

 Микросоциология  уделяет большое внимание анализу  количественной стороне психологических  отношений людей, которые определяются  социометристами в терминах безразличия, симпатии (притяжения) и антипатии (отталкивания).

 По мнению Морено, которое стало одним из фундаментальных  положений социометрии, социальные  процессы, происходящие в группе  и обществе, могут быть правильно  поняты лишь у учетом существования микро- и макроструктур. Под микроструктурой он понимал совокупность психических отношений людей, их желания, чувства, представления и т.д., а под макроструктурой – пространственное взаимоположение и взаимоотношение людей при выполнении ими производственных функций. Соответственно, социальная напряженность и различного рода конфликты могут быть ликвидированы путем реорганизации макроструктуры (перегруппировки людей в пространстве) таким образом, чтобы во всех случаях рядом оказваались люди, симпатизирующие друг другу. Так Морено пришел к одному из утопических выводов своей теории – возможности «улучшения» человеческих отношений в рамках любой общественной системы.

 Среди других  законов, сформулированных Морено, особой популярностью в ряде  школ современной западной социологии  пользуется так называемый «закон  насыщения». Согласно этому закону, подобно тому, как в химических  растворах существует осадок, так  в национальных и межличностных  отношениях также существует  подобная точка, превышение которой  ведет к «перенасыщению», или,  к национальным и расовым конфликтам, розни и войне.

 В числе иных  социометрических законов Морено  можно упомянуть социогенетический и социодинамический законы. Социогенетический закон констатировал, что высшие формы любой коллективной организации развиваются из простейших форм, а социодинамический закон утверждал, что человеческие привязанности внутри любой группы распределяются неравномерно.

 В связи с  формулировкой социодинамического закона Морено указывал, что большая часть эмоциональных влечений («предпочтений») приходится на немногих членов группы («звезд»), в то время как большинство участников оказываются как бы «эмоционально обездоленными» (такие зачислялись Морено в разряд «социометрического пролетариата»).

 Одним из важнейших  методов социометрии Морено считал  вовлечение исследуемых лиц в  активный терапевтический процесс,  который он именовал «психодрамой», целью которой как терапевтического приема выступает предоставление личности свободы самовыражения от напряженности современной реальной жизни. Создание социометрии явилось одним из наиболее значимых достижений социологии как науки за весь период ее существования. 
 

Выборка или выборочная совокупность — множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры  выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании.

Характеристики выборки:

Качественная характеристика выборки – кого именно мы выбираем и какие способы построения выборки мы для этого используем.

Количественная характеристика выборки – сколько случаев  выбираем, другими словами объём  выборки.

Необходимость выборки

Объект исследования очень обширный. Например, потребители  продукции глобальной компании –  огромное количество, территориально разбросанных рынков.

Существует необходимость  в сборе первичной информации. 

Зависимые и независимые  выборки

При сравнении двух (и более) выборок важным параметром является их зависимость. Если можно  установить гомоморфную пару (то есть, когда одному случаю из выборки X соответствует  один и только один случай из выборки Y и наоборот) для каждого случая в двух выборках (и это основание взаимосвязи является важным для измеряемого на выборках признака), такие выборки называются зависимыми. Примеры зависимых выборок:

пары близнецов, два  измерения какого-либо признака до и после экспериментального воздействия, мужья и жёны и т. п.

В случае, если такая взаимосвязь между выборками отсутствует, то эти выборки считаются независимыми, например: мужчины и женщины, психологи и математики. 

Выборки делятся  на два типа:. Вероятностные, невероятностные

Вероятностные выборки

Простая вероятностная  выборка:

Простая повторная  выборка. Использование такой выборки  основывается на предположении, что  каждый респондент с равной долей  вероятности может попасть в  выборку. На основе списка генеральной  совокупности составляются карточки с  номерами респондентов. Они помещаются в колоду, перемешиваются и из них  наугад вынимается карточка, записывается номер, потом возвращается обратно. Далее процедура повторяется  столько раз, какой объём выборки  нам необходим. Минус: повторение единиц отбора.

Процедура построения простой случайной выборки включает в себя следующие шаги:

1. необходимо получить  полный список членов генеральной  совокупности и пронумеровать  этот список. Такой список, напомним, называется основой выборки;

2. определить предполагаемый  объем выборки, то есть ожидаемое  число опрошенных;

3. извлечь из таблицы  случайных чисел столько чисел,  сколько нам требуется выборочных  единиц. Если в выборке должно  оказаться 100 человек, из таблицы  берут 100 случайных чисел. Эти  случайные числа могут генерироваться  компьютерной программой.

4. выбрать из списка-основы  те наблюдения, номера которых  соответствуют выписанным случайным  числам

Простая случайная  выборка имеет очевидные преимущества. Этот метод крайне прост для понимания. Результаты исследования можно распространять на изучаемую совокупность. Большинство  подходов к получению статистических выводов предусматривают сбор информации с помощью простой случайной  выборки.  

Невероятностные выборки

Отбор в такой  выборке осуществляется не по принципам  случайности, а по субъективным критериям  – доступности, типичности, равного  представительства и т.д.

Квотная выборка  – выборка строится как модель, которая воспроизводит структуру  генеральной совокупности в виде квот (пропорций) изучаемых признаков. Число элементов выборки с  различным сочетанием изучаемых  признаков определяется с таким  расчётом, чтобы оно соответствовало  их доле (пропорции) в генеральной  совокупности. Так, например, если генеральная  совокупность у нас представлена 5000 человек, из них 2000 женщин и 3000 мужчин, тогда в квотной выборке у  нас будут 20 женщин и 30 мужчин, либо 200 женщин и 300 мужчин. Квотированные  выборки чаще всего основываются на демографических критериях: пол, возраст, регион, доход, образование  и прочих. Минусы: обычно такие выборки  нерепрезентативны, т.к. нельзя учесть сразу несколько социальных параметров. Плюсы: легкодоступный материал.

Метод снежного кома. Выборка строится следующим образом. У каждого респондента, начиная  с первого, просятся контакты его  друзей, коллег, знакомых, которые подходили  бы под условия отбора и могли  бы принять участие в исследовании. Таким образом, за исключением первого  шага, выборка формируется с участием самих объектов исследования. Метод  часто применяется, когда необходимо найти и опросить труднодоступные  группы респондентов (например, респондентов, имеющих высокий доход, респондентов, принадлежащих к одной профессиональной группе, респондентов, имеющих какие-либо схожие хобби/увлечения и т.д.)

Стихийная выборка  – выборка так называемого  «первого встречного». Часто используется в теле- и радиоопросах. Размер и состав стихийных выборок заранее не известен, и определяется только одним параметром – активностью респондентов. Минусы: невозможно установить какую генеральную совокупность представляют опрошенные, и как следствие – невозможность определить репрезентативность.

Информация о работе Социометрия