Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 07:09, контрольная работа
Значительное место в практике социологических исследований занимают тесты на определение межличностных отношений в организации. Поставленная задача реализуется в ходе проведения социометрического опроса, данные которого распределяются в плоскости социоматрицы, в которую вносятся характеристики положительного или отрицательного выбора членами организации друг друга.
Введение 2
1. Социометрический опрос как инструмент формирования социальных групп 3
2. Процесс социометрии 6
3. Процедура проведения социометрического опроса 9
4. Обработка и представление социометрических данных 12
Заключение 17
Список литературы 19
Содержание
Значительное место в практике социологических исследований занимают тесты на определение межличностных отношений в организации. Поставленная задача реализуется в ходе проведения социометрического опроса, данные которого распределяются в плоскости социоматрицы, в которую вносятся характеристики положительного или отрицательного выбора членами организации друг друга.
Социометрический метод — это метод опроса, направленный на выявление состояния и динамики межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатий и антипатий среди членов группы.
Широкую популярность социометрический метод опроса завоевал после опубликования результатов хоторнских экспериментов, проведенных Э. Мэйо, когда выделенная на основе социометрического опроса группа работниц «Вестерн Электрик Компани» продемонстрировала высокую производительность труда, что подтвердило значимость межличностных отношений в организации и их особую роль в повышении производственных показателей предприятия.
Родоначальником социометрического метода принято считать американского социального психолога Дж. Морено (1892-1974).
Согласно взглядам Дж. Морено, «социономия» — синтетическая наука об основных социальных законах, должна реализовать себя в «со-циодинамике» — науке о процессах, происходящих в малых группах. Дж. Морено выделял четыре основных подхода в работе социо-метриста.
Исследовательская процедура, изучающая организацию группы.
Диагностирующая процедура, классифицирующая положение в группе и положение групп в коллективе. Терапевтическая и политическая процедура, ставящая целью помочь индивидууму или группам лучше приспособиться к коллективу. Полная социометрическая процедура, являющаяся синтезом всех этих стадий и превращающая их в одну-единую операцию, в которой одна процедура зависит от другой.
Социометрия возникла тогда, когда социальные науки получили возможность одновременного изучения социальной структуры в целом и составляющих ее частей. Такое изучение было невозможным на этапе развития социальных наук, когда механизмы приспособления индивидуума к группе были недостаточно прояснены. Ядро отношений в социальных группах, представляющее тип социальной структуры в коллективе и обусловливающее статус входящих в эту группу индивидов, Дж. Морено назвал социальным атомом. Ученый писал, что «с точки зрения описательной социометрии социальный атом — факт, а не концепция, так же как в анатомии система кровообращения, например, является в первую очередь описательным фактом. Это стало концепцией, как только изучение развития социальных атомов подсказало, что они выполняют важную функцию в образовании человеческого общества».
Отличие социометрического опроса от обычного заключается в том, что ответом на социометрический вопрос является не значение признака, измеренное по определенной шкале, а фамилия (или номер, символ) того или иного члена группы. Таким образом, в отличие от обычного опроса, в ходе которого производится распределение мнений респондента относительно изучаемого признака, социометрический опрос ориентирован на выявление структуры внутригрупповых отношений.
В техническом отношении социометрия предполагает сочетание опросной методики и алгоритмов математической обработки первичной информации.
Центральное место в проведении социометрического опроса занимает процедура формулировки вопроса, от характера которого зависит не только точность полученной информации, но и выбор способа обработки этой информации. Наиболее типичными для получения социометрической информации можно назвать следующие вопросы:
с кем из членов Вашей группы Вы хотели бы участвовать в намечающемся проекте?
кто из членов Вашей группы мог бы представить Ваши интересы на конференции трудового коллектива?
с кем из членов своего коллектива Вы чаще всего обсуждаете события, происходящие на предприятии?
проранжируйте, пожалуйста, членов Вашей группы по степени духовной близости.
Как можно видеть, в основу приведенных вопросов заложены различные основания, предопределяющие стратегию выбора респондентом своего возможного партнера. Методологическим условием этого выбора выступает предваряющая проведение опроса формулировка социометрического критерия, определяющая предполагаемый социометрический выбор.
Социометрическим критерием является конкретная ситуация, характеризуемая контактом между индивидуумами и определяющая основу их выбора.
Социометрические критерии формулируются в виде вопросов, ответы на которые служат основанием для установления структуры взаимоотношений между индивидами
Приведенные выше социометрические вопросы разделены по разным основаниям: первый вопрос предполагает деловые качества партнера, второй — его лидерские качества, третий и четвертый — социально-психологические и морально-этические качества.
Таким образом, выявленные в ходе социометрического опроса роли положительных и отрицательных ориентации могут быть идентифицированы по различным основаниям.
Положенный в основу социометрических связей социально-психологический фактор структурирует группу по психологической совместимости ее членов.
Кроме того, отношение членов группы друг к другу может быть продиктовано профессиональным, морально-этическим или функциональным признаками. Профессиональный признак определяет социометрический статус каждого из членов группы, достигаемого в ходе совместной деятельности.
Морально-этический признак устанавливает равное отношение членов группы к действующим нормам и способностью каждого члена соблюдать эти нормы, на основе оценки которой и определяется его реальный статус.
Действие функционального признака обусловлено возможностями группы выполнять присущие ей функции, что обеспечивается управляемостью группы, наличием в ее структуре ярко выраженного лидера, ресурсной базой и пр.
Выбор основания определяется целями социометрического опроса и служит обязательным условием социометрической структуризации группы.
Среди социометрических критериев выделяют: производственные, непроизводственные и воображаемые.
Так, вопрос «С кем из членов Вашей рабочей группы Вы хотели бы продолжить сотрудничество?» относит эту основу к производственному критерию.
А вопрос «С кем из членов коллектива Вы хотели бы провести время в ночном клубе?» представляет досуговый профиль социометрического выбора и относится к непроизводственному критерию.
Вопрос «Кто, по Вашему мнению, согласится с Вами работать над проектом?» относится к воображаемому социометрическому критерию и важен с точки зрения самооценки индивидом своих сил и возможностей.
Воображаемый социометрический критерий, обусловливающий действие так называемых аутосоциометрических вопросов (их иногда называют тестами социальной перцепции), призван представить картину имеющихся социометрических отношений в группе наиболее полно, дополнив ее свойством социального субъекта рефлексировать по поводу своего места в системе пронизывающих его отношений.
В процессе социометрии используются так называемые “социометрические вопросы”.
Отличие социометрического вопроса от обычного заключается в том, что ответом на социометрический вопрос является не значение признака, измеренное в номинальной, порядковой или метрической шкале, как в обычном опросе, а фактически фамилия (или номер, заменяющий фамилию) того или иного члена группы. Если обычный вопрос задает некоторое распределение опрашиваемого множества респондентов по изучаемому признаку, то социометрический вопрос задает некоторую структуру отношений в изучаемом множестве. Эта особенность, как будет показано ниже, коренным образом сказывается прежде всего на методах обработки и анализа данных. Поэтому статистические методы обработки данных, использующиеся при анализе обычных опросов (анализ распределений, меры центральной тенденции, вариации и связи), при обработке социометрических данных либо не применимы вообще, либо требуют существенной модификации. Эта особенность задает также специфические способы представления информации (социограммы и социоматрицы), поэтому изложение социометрических методов всегда сопровождается достаточно подробным изложением методов представления и анализа социометрических данных. Рассмотрим другие особенности социометрических вопросов и некоторые проблемы их использования при проведении опросов.
Типы социометрических вопросов. Для наглядности приведу условный пример анкеты, составленной из вопросов различных типов, встречающихся в социометрических опросах, и предназначенной, для исследования студенческой группы (по Паниотто В.И. (11, 186 — 189).
1. Проранжируйте, пожалуйста, членов Вашей группы по степени близости (сперва назовите самого близкого для Вас товарища, потом менее близкого и т. д.) __________________
2. С кем из членов Вашей группы Вы ходили в кино в этом месяце? _________
3. С кем из членов Вашей группы Вы согласились бы жить в одной квартире в первую очередь ________________? Во вторую очередь _________________ ? В третью очередь ______________________?
4. А кто, как Вам кажется, согласился бы жить вместе с Вами (укажите не более трех человек)?
5. Оцените, пожалуйста, каждого из членов Вашей группы по перечисленному ниже набору качеств, обведя кружком соответствующий балл (если качество выражено в очень высокой степени — 5 баллов, в высокой — 4, в средней — 3, что означает, что данное качество выражено в такой же степени, как и противоположное, 2 ставьте в том случае, если в высокой и 1 — если в очень высокой степени выражено противоположное качество):
трудолюбив 5 4 3 2 1 ленив
одарен 5 4 3 2 1 бездарен
организован 5 4 3 2 1 неорганизован
Первое из оснований для деления вопросов на типы — способ определения предпочтений опрашиваемого: балльная оценка, ранжирование или метод парных сравнений. С этой точки зрения социометрические вопросы практически не отличаются от обычных. Вопрос 1 дает пример использования ранжирования в социометрическом вопросе, вопрос 4 — пример использования балльных оценок (выборам, сделанным в ответ на вопрос “в первую очередь” приписывают обычно балл 3, “во вторую очередь” — балл 2, “в третью очередь”—балл 1). В том случае, когда выборам приписывают некоторый балл или вес, вопрос называется взвешенным. Чаще всего респондент выбирает из множества членов группы несколько человек по заданному критерию, никак не упорядочивая их (так же, как респонденты при ответе на обычный вопрос с использованием номинальной шкалы). В этом случае вопрос называется невзвешенным. Этот случай можно рассматривать как один из специальных вариантов метода ранжирования (выделяются две группы —предпочитаемые и остальные).
Второе основание — ограничено ли число выборов, разрешенных респонденту. Вопросы с ограниченным числом выборов иногда называют параметрическими (см. вопрос 4), а вопрос, в котором респондент может указать любое число членов группы, — непараметрическим (вопрос 2, например)) Вопрос о том, какой из типов дает более надежную информацию, является дискуссионным. Некоторые авторы полагают, что лимитирование выборов заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, снижает вероятность случайных ответов, позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности, активизирует выбор. Хотя, на мой взгяд, ограничение числа выборов не позволяет респондентам полностью отразить свои предпочтения. Так Холленд и Лейнгардт показали, что при решении ряда задач, связанных с проверкой гипотез о динамике структуры малой группы, использование критериев с ограничением числа выборов приводит к существенным ошибкам.
Следующим является деление вопросов на обычные социометрические и аутосоциометрические (или гностические). Аутосоцио-метрические вопросы (их иногда называют “тестами социальной перцепции”) предлагают респонденту оценить, кто из членов группы отдаст ему свой выбор, или предсказать, как будут выбирать друг друга остальные члены группы (см. в нашем примере вопрос 4). Аутосоциометрическое направление является весьма перспективным, предоставляет интересные возможности для исследования структуры группы и активно развивается.
Деление вопросов на сильные (выявляющие наиболее глубокие, стабильные отношения) и слабые, а также общие (предлагающие выбор для длительной, более широкой и менее конкретной деятельности) и специфические (для более короткой и конкретной деятельности) вообще говоря, связаны между собой. Общие вопросы (их иногда называют также неконкретными) часто, но не всегда бывают сильными (или, как их иногда называют, значимыми), а специфические (конкретные) вопросы часто бывают слабыми (незначимыми).
В приведенном мной примере вопрос 1 является общим (неконкретным), а вопрос 2 — специфическим, конкретным. Кроме того, вопрос 2 является, по-видимому, также слабым, а вопрос 3 — сильным. Указанное деление весьма существенно и тесно связано с обоснованностью информации, получаемой при социометрическом опросе: тип вопроса должен соответствовать той характеристике, которую мы хотим измерить. Чаще всего встречается требование конкретности, специфичности вопроса (такое требование формулирует и сам Морено). С этой точки зрения, вопрос: “Кого бы Вы выбрали для проведения свободного времени?” недостаточно конкретен, так как не указывает, о какой именно форме проведения свободного времени идет речь — поездка в турпоход, посещение театра, занятие фотографией и т. п.